Ачьюта Прия прабху. «Внутренние аспекты духовной жизни», Евпатория, 15/09/2010. Лекция 5

Мы говорили об углублении духовной жизни, о смирении, раскаянии, о том, что истинное смирение позитивно. Это не процесс бегства от материального мира, наоборот, мы принимаем все испытания, так как доверяем Господу. И принимаем с благодарностью. Смирение всегда связано с благодарностью. В ШБ 1.6. 26-30 говориться о том, как Земля, Бхуми, в облике коровы перечисляет качества, которые вечно пребывают в Господе. И 14-е по счету — это гьяна или знание. Шрила Прабхупада говорит, комментируя это качество: «Это качество можно разделить на 5 составляющих. 1) разум; 2) благодарность; 3) способность учитывать время, место, обстоятельства; 4) совершенное знание всего и 5) знание своего «Я». Только глупцы не испытывают благодарности к тем, кто делает им добро». Другими словами, реагируя на мир с благодарностью, мы автоматически действуем в знании.
Благодарность – это качество знания. Мы можем не понимать ситуации, не быть философами, и, естественно, не видеть плана Господа. Но если мы принимаем всё с благодарностью, то автоматически мы находимся на уровне знания. Это не значит, что мы апатичны и бездействуем. Это значит, что мы действуем и принимаем с благодарностью любой результат, проявляя непривязанность к результату. Результат всегда сопряжен с замыслом Господа. А Его замыслы – это свершившаяся реальность. Раскаяние и смирение построены на позитивном принятии окружающей реальности.
Шрила Прабхупада дал нам уникальное знание в виде своих книг и комментариев, но ещё один его уникальный вклад в том, что он создал общество преданных, общество ИСККОН. Помимо знания мы получаем возможность совершенствовать свои качества, жить духовной жизнью в обществе преданных, которое помогает нам развивать смирение. Даже чтобы просто оставаться в обществе преданных, нам придется проявлять смирение, принимая преданных. Позитивное смирение присутствует в обществе преданных и проявляется, как чувство зависимости от преданных. Сам Господь Чайтанья, играя роль преданного, показывал идеальный пример зависимости от преданных. Когда Он собрался во Вриндаван, Он просил благословений Рамананды Рая и Сарвабхаума Бхаттачарьи. А те, под разными предлогами, вынуждали Его остаться. Господь проявлял смирение, ставя Себя в зависимость от Своих преданных. Будучи совершенно независимым, сварат, непобедимым, аджитой, Господь находил, тем не менее, счастье и прибежище в смирении и зависимости от Своих преданных /это делает отношения с ними очень близкими и сладкими/. Это то, ради чего Господь пришел – вкушать расу. Зависимость наполняет отношения близостью и сладостью.
Нам не хватает в жизни близости и сладости, мы ищем их. Но отношения с противоположным полом не принесут сладости, потому что эта сладость материальная, и позже она оборачивается горечью. Сладость зависимости и смирения духовна и делает духовную жизнь глубокой и сочной. Сам независимый Господь искал вкус и расу в зависимости, Он пожелал стать преданным и показать, как нужно выражать свою любовь к Богу через зависимость. Что же тогда говорить о нас, о тех, кому никогда не дано быть независимыми? Мы всегда будем зависимы, либо от общества преданных, либо от майи и общества материалистов. Лучший способ сделать себя зависимым от преданных – это стать слугой преданных. Не надо думать, что я — независимый руководитель или проповедник. Мы либо пытаемся стать независимыми и, соответственно, гордыми, великими, яркими, привлекательным. Либо пытаемся стать зависимыми от преданных.
Во время ратха-ятры Господь останавливался перед колесницей и произносил стихи. Он говорил «Я не брахман, Я не царь, Я не вайшья и не шудра. Я не ванапрастха, не санньяси, не грихастха. Я не принадлежу ни к какой варне, но Я слуга слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи». Смирение — это всегда позитивная зависимость. А не то, что я сам по себе смиренен и самодостаточен. Смирение должно проявляться в активности. Интересно, что зависимость от общества преданных вместе с желанием активного служения преданным становится взаимозависимостью, и это ещё более сладко. Когда мы становимся слугой, в нас начинают нуждаться, мы становимся полезными и, соответственно, чего-то стоим. Конечно, мы никогда не должны думать, что в нас нуждаются.
Шрила Прабхупада рассказывал историю, как один разумный человек нашел старую сухую тыкву, потом палку и проволоку. По отдельности они были бесполезны, но когда этот человек совместил их, получился прекрасный музыкальный инструмент, вина. Этой историей он хотел проиллюстрировать свою поездку на Запад. Он говорил: «Я старый никчемный человек. Я жил в Индии, никому не нужный. А здесь, в Америке, пропадало целое поколение молодежи. Но вот мы совместились, и получился ИСККОН». Т.е. Шрила Прабхупада, великий уполномоченный Богом ачарья, так смиренно говорил о себе. Он не превозносил себя, как источник ИСККОН. Он говорил о себе, как о бесполезной вещи, которая в соединении с другой бесполезной вещью вдруг обрела ценность! Это парадоксально, потому что с материальной точки зрения бесполезное плюс… не понятно, что даст! Но с духовной точки зрения это не так. Каждый из нас по отдельности более или менее бесполезен, но когда мы собираемся вместе, мы обогащены духом взаимного служения Господу, мы становимся очень и очень полезными.
Шрила Прабхупада сознательно ставил себя в зависимость от своих учеников. Взаимозависимость углубляет отношения, они становятся более доверительными. Подумайте об этом. Если кто-то зависит от вас, вам хочется проявить ответные чувства. Предание начинается с принятия слуг Кришны. Шрила Прабхупада как-то сказал, что предание и смирение означают «я – ничто». Но принадлежность этого «ничто» к обществу преданных делает его очень ценным. При отсутствии такого смирения наши чувства, наши слёзы и раскаяние будут просто материальными, оборотной стороной гордыни. Ложное эго должно заменяться истинным, иначе остается вакуум, потому что нет духовной привязанности.
Чтобы эти наши идеи воплотились в реальность, необходима решимость, духовная сила. Для этого очень важно повторение святого Имени с утра. Без нашего хорошего повторения 16-ти кругов с утра, все это останется просто идеями, которые умиляют нас. Ум где-то привлекается, ему приятно, но нет воплощения, потому что, чтобы воплотить, необходима наполненность сердца святым Именем, необходима духовная сила. А духовная сила исходит из хорошего повторения святого Имени. Не просто днем, прерываясь на какие-то дела. Это должна быть реальное предание святому Имени.
Возникает вопрос: не имея смирения, мы не можем повторять святое Имя хорошо. А, не повторяя святое Имя хорошо, мы не можем проявить терпимость и смирение – нет сил. Каков выход из этого? Кажется, что это замкнутый круг. Но нет, это «разомкнутый» круг. Это взаимозависимые процессы. Если мы взращиваем смирение, это позволяет нам хорошо повторять святое Имя. С другой стороны, если мы хорошо повторяем святое Имя, в нас вырабатывает терпимость и смирение. Это не минус/минус, это плюс/плюс. Один процесс помогает другому. Это милость Господа и наши собственные усилия.
Когда вы старательно повторяете, это дает вам решимость действовать со смирением. И когда вы пытаетесь действовать со смирением, вы чувствуете – это сильно помогает вам повторять святое Имя. Смирение не является неким дополнением к духовному процессу, это неотъемлемое качество, которое особенно ярко проявлено на самых высоких стадиях преданности. Харе Кришна!

Комментирование запрещено