Ачьюта Прия прабху. «Внутренние аспекты духовной жизни», Евпатория, 13/09/2010. Лекция 3

Мы продолжаем говорить, как углубить свою духовную жизнь. Ранее мы уже говорили, что углубление означает – разобраться, как делать наилучшим образом то, что мы делаем. Мы говорили, ссылаясь на «Шикшаштаку» Господа Чайтаньи. что секрет правильного повторения святого Имени – смирение. Для того, чтобы проявлять смирение, надо понять свое падшее положение. Сегодня мы будем говорить, как раскаяние является преддверием бхакти. Раскаяние — это необходимое условие. Мы будем говорить о раскаянии на примере из 3-й Песни ШБ, это история падения Джая и Виджая.
Это удивительная история. Я потрясен каждый раз, когда ее перечитываю. Четверо Кумаров путешествовали и подошли к вратам Вайкунтхи. Перед седьмыми вратами стражники Джая и Виджая преградили им путь. Они подумали, что не гоже ходить обнаженными по Вайкунтхе. Эти мудрецы, похоже, возгордились. В ответ четверо Кумаров разгневались и прокляли стражников, поскольку те увидели двойственность, родиться в материальном мире, мире двойственности. Когда они прокляли стражников, пришел Сам Господь Вишну. Господь произнес сладкие и многозначительные слова. «Эти два моих спутника Джая и Виджая совершили по отношению к вам оскорбление. О, великие мудрецы, Я одобряю наказание, которое вы, Мои преданные, определили им. Я считаю брахманов величайшими личностями, Своими возлюбленными. То непочтение, которое они проявили, было, на самом деле, проявлено Мною, т.к. привратники – Мои слуги. Так Я оскорбил вас, поэтому прошу прощения. Неправильные действия слуги позволяют людям обвинять господина. Любой в этом мире, вплоть до чандала, очищается, если омывает свой слух славой Моего Имени и игр. Теперь вы осознали Меня, поэтому, Я, не колеблясь, отрежу Свою собственную руку, если она нанесет вам вред. Поскольку Я — слуга Своих преданных».
Господь Вишну проявил удивительное смирение и принял вину на Себя. И мудрецы склонились к Его стопам и, почувствовав аромат листьев Туласи, обрели бхакти. Позднее, они сказали, что мудрецы-имперсоналисты, подобные им, могут постичь форму Господа, благодаря бхакти, для которой характерно раскаяние. Они раскаялись в том, что прокляли привратников. Бхакти может быть достигнуто только через этап анутапы – раскаяния. Те, кто погружен в имперсональный брахман без бхакти, ни о чем не сожалеют и ни в чем не раскаиваются. Раскаяние характерно для бхакти. Если мы не раскаиваемся, то это ещё не означает, что мы уравновешенны, терпеливы, что все у нас в порядке. Если Кумары нашли, в чем им раскаяться, почему бы нам не найти? Не раскаиваются имперсоналисты.
Внешний уровень этой истории: мудрецы приблизились к вратам Вайкунтхи, они были еще имперсоналистами, в это же время Джая и Виджая были бхактами. Они имели более высокий статус. Мудрецы разгневались на Джая и Виджая и прокляли их. Господь Вишну даровал Кумарам прибежище, несмотря на то, что они прокляли его привратников. Он позволил Кумарам стать бхактами. На основе своего смирения Он стимулирует Кумаров к более глубоким выводам. Хотя Господь мог нейтрализовать проклятие, Он позволяет ему сбыться, чтобы слова брахманов не были пустыми. Так же, как Гаруда, когда Индра выпустил в него свою молнию, за то, что тот украл нектар с Девалоки, выронил перо из своего крыла в знак уважения к Индре, хотя молния не могла причинить ему никакого вреда.
В действительности Господь своими сладкими речами порицал Кумаров. Хотя это не было выражено внешне. Он говорил им: «Глупцы, вы прокляли Моих спутников. Я мог бы отменить проклятие, но тогда вы почувствовали бы себя бесполезными. Мое почтение к брахманам опьянило вас». Говоря, что готов отсечь Себе руку, Он подразумевает, что принимает Своих спутников как часть Своего тела. Он уважает брахманов, но Он любит Своих преданных.
Когда мы проявляем смирение, мы побуждаем Господа вмешаться, начать действовать. Но если мы действуем сами, тогда Господь уступает. Кумары признают, что прокляли два ни в чем неповинных существа. Они поняли, что те, кто занят чистым преданным служением Господу, ни при каких обстоятельствах не могут поступить неверно. Кумары, будучи великими душами, не торопились принимать внешний смысл слов Господа. Т.е. нам следует искать глубже. Если наша духовная жизнь на каком-то этапе очень устойчива, мы хороши в садхане, сыты, здоровы, отношения с преданными хорошие, нам не следует торопиться принимать это, как милость Господа. В материальном мире всегда есть подвох, даже если ситуация внешне хороша.
Хотя Кумары раскаялись и получили бхакти, они не были удовлетворены. Их сердца ужалила змея гнева. Почему? Это показывает, насколько трудно избавиться от последствий оскорбления преданных. Тем не менее, совершив оскорбление, Кумары все же обрели бхакти, получили милость Господа. Ачарьи говорят, что это произошло по милости Джая и Виджая. Т.е. Кумары получили бхакти, но получили ее от тех, кого они прокляли. Джая и Виджая в ответ на проклятие благословили Кумаров на то, чтобы они получили бхакти. Если бы Кумары не прокляли Джая и Виджая, они получили бы более высокую ступень бхакти, дасья-прему. Но они развили лишь шанту из-за совершенного оскорбления.
Даже если преданный находится на ступени бхавы и совершает оскорбление дорогого для Господа преданного, его бхава может быть полностью разрушена, если это серьезное оскорбление. Если это оскорбление среднего уровня, то бхава превратится в бхава-абхасу. Абхас – тень, подобие бхавы. Если оскорбление легкое, то бхава превратиться в бхаву более низкого уровня. Как мы видим в этой истории – дасья превратилась в шанту. Это последствия оскорблений на уровне бхавы. Что же тогда говорить о нас, находящихся на уровне садханы-бхакти? Раскаяние ведет нас к более глубокому уровню в сердце. Через слёзы раскаяния Кумары увидели, что Джай и Виджай не виноваты, а виноваты они сами. Господь сказал, что наказание, которое Кумары избрали для Джая и Виджая, было предопределено Им Самим. Вишванатха Чакраварти Тхакур слова Господа: «Мои преданные имеют тела, состоящие из шуддха-саттвы, они не могут проявлять враждебность к вам – это не совместимо. Они побудили вас, сыновей Брахмы, разгневаться и проклинать. Это произошло. И есть только одна причина – Я хотел этого».
Господь не раскрыл наиболее сокровенную причину Кумарам, Свое желания сражаться с достойным противником, чтобы они, Кумары, не думали, что все трансцендентно, чтобы они раскаялись, понимая, что даже Джая и Виджая могут упасть с Вайкунтхи, не говоря уже о них. Господь, таким образом, хотел предостеречь садхак от оскорблений. Это самый глубокий уровень.
Итак, у этой истории есть три уровня. Первый, внешний: Джая и Виджая оскорбили Кумаров, те их прокляли в ответ. Господь оправдывает Кумаров. Это уровень дхармы, этикета. Второй, глубокий, это понимание с позиции бхакти: Господь учит Кумаров Своим смирением. Кумары раскаиваются, признают, что они не правы. Но, оскорбив преданных, они не смогли понять третий, наиболее глубокий уровень. Это уровень лилы: этот конфликт исходил от Самого Господа. Желание привратников удовлетворить Господа своим служением, было побуждаемо премой. Это уровень взаимоотношений Господа со Своими преданными, который возможен только на основе бхакти. Но – перед этим должно быть раскаяние. Харе Кришна!

Комментирование запрещено