Шрила Шачинандана Свами, Возрождение духовного сердца, лекция 5

Шачинандана Свами.

Семинар, прочитанный в Анапе в 2005 году.

Лекция 5 

Возрождение духовного сердца.

Любовь Господа по отношению к Своим преданным.

Сегодня я хочу подвергнуть серьезному сомнению все то, о чем я говорил на протяжении последних дней. Мы говорим о развитии любви к Кришне и Его преданным. Но у меня есть вопрос насчет Кришны. Он нас любит или нет?

Любовь никогда не развивается односторонне. Она развивается как ответная реакция на любовь противоположной личности. Случалось ли вам кого-нибудь любить, кто не отвечал вам никакой взаимностью? Случалось ли вам пытаться полюбить того, кто даже не хотел улыбнуться, глядя на вас? Все мы согласимся, что любовь возможна только в том случае, когда есть ответная реакция с противоположной стороны. Для развития любви нужна ответная реакция, также, как для развития цветка нужен солнечный свет. Сегодня мы будем задавать себе очень смелые вопросы.

Сознание Кришны связано с развитием любви к Кришне. Но у Него Самого есть время, чтобы любить меня? Может Он принять меня таким, какой я есть? Может Он терпеть мои несовершенства? Каковы Его чувства по отношению ко мне? Иногда я чувствую себя как ребенок, брошенный на произвол судьбы, лишенный отца и матери. Разве это любовь? Сегодня это будет темой нашей лекции «Любовь Господа по отношению к Своим преданным».

В первую очередь, мы должны понять, что природа духовного мира – любовь без условий. В духовном мире Кришна любит безусловной любовью всех, не только своих преданных, таких как гопи, мальчики-пастушки, но также деревья, насекомых, зверей и всех остальных. Описывается, что Господь Кришна всепривлекающий, Он привлекает любовь каждого в духовном мире. Знаете, какая часть Его тела самая привлекательная? – Его лицо. А какая часть Его лица самая привлекательная? – Его прекрасная улыбка. Преданные, которые начинают медитацию на Кришну, начинают и заканчивают ее с Его прекрасной улыбки. Эта улыбка высушивает океаны страданий, которые испытывают все живущие в этом мире. Как же Кришна любит тех, кто живут в этом мире? Кришна говорит об этом в БГ:

Само ‘хам сарва-бхутешу

Он говорит, что Он равно относится ко всем живым существам. Кришна ни к кому не относится враждебно, хотя некоторые относятся враждебно к Кришне. Никто не является Его другом. Он нейтрален. С одним исключением. Его преданные! На Своих преданных Он проливает особенный вид любви, Он помогает им в их продвижении и возвращении домой к Богу. Эта помощь иногда может выражаться в очень сильной любви. Если Кришна с особой любовью относится к Своим преданным, то Он может забрать у них все, что у них есть. Он забирает у преданных те вещи, к которым преданные сильно привязаны и потому служат препятствием между этим преданным и Кришной, и мешают преданному вернуться назад домой к Богу. Например, кто-то очень хочет быть преданным, но сильно привязан к деньгам или к сексу. В таком случае, Кришна может отнять деньги, вместе с привязанностью к деньгам и также к телесным наслаждениям. Кришна может забрать у преданного возможность наслаждаться сексом. Так проявляется любовь Кришны к Своим преданным в материальном мире. Это очень серьезная любовь.

Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: «Иногда Кришна может не показывать Себя и никак не проявлять Себя преданному. Преданные могут воспевать Его Имена, взывать к Кришне, но Кришна, тем не менее, может не проявлять Себя такому преданному. Почему? Он хочет увеличить стремление Своих преданных к Нему».

Вы будете воспевать, но Кришна будет от вас прятаться. Кто иногда чувствует такое? Вы зовете Кришну, а Он в это время прячется от вас. Такова любовь Кришны к преданным в этом мире. Он хочет подготовить их таким образом. Он хочет, чтобы они развили качества.

Теперь, не отходя от нашей темы, я хочу сказать несколько слов о психологии одного исследователя, которого зовут Эрик Фром. Он написал книгу, которая называется «Искусство любить». Она прославилась по всему миру. Он ученик Зигмунда Фрейда, но он отошел от его учения. Это означает, что Эрик Фром достаточно религиозная личность, в то время как, Зигмунд Фрейд – это просто кошмар.

Итак, он говорит, что существует много типов любви, но особенно он сосредотачивается на двух ее видах. Первый тип любви — материнская. Матери любят безусловно. Ребенок может принимать материнскую любовь, не прикладывая к этому никаких усилий. Просто само его существование уже означает, что его любят. Мать продолжает любить ребенка, даже если он становится маньяком-убийцей. Мать продолжает любить ребенка, даже если ему 70 лет, а ей 90. Мама Девамриты Махараджа говорит, что у нее до сих пор хранится его детское одеялко, и она смотрит на него и вспоминает о сыне с любовью. Отцовская любовь немного другая. Говорится, что в первые годы жизни ребенка для него более важна любовь матери, чем любовь отца, потому что от матери ребенок получает практически все: молоко, объятия и все остальное.

Когда ребенку исполняется 5 лет от роду, тогда появляется отец. Обязанность отца — руководить ребенком таким образом, чтобы он стал самостоятельным и смог правильным образом жить в этом мире. Отец учит его определенным принципам, как и что нужно делать, чтобы добиться успеха. У него есть определенные ожидания, и если вы не следуете его наставлениям, отец начинает гневаться.

Я помню, будучи подростком, я вернулся домой с одной вечеринки в 3 часа утра, и отец ждал меня в дверях. И он сказал мне: «Ну что, сынок, дыши носом!». Я прикинулся простачком:

— Папа, сейчас время спать, а не носом дышать.

Но отец не клюнул на эту удочку:

— Ну-ка дыхни на меня.

Я понял, что это серьезный момент. И спросил его:

— А можно выпить немножко лимонада вначале?

— Нет! Сначала дыхни, я хочу узнать, пил ты, курил сегодня, или что ты там еще делал.

— Может, я пожую сначала жвачку?

— Нет!

И я дыхнул. Он сурово отругал меня за нарушение регулирующих принципов. Мой отец был так огорчен, что он не говорил со мной две недели. Затем мама подошла к отцу:

— Он хороший мальчик. Конечно, иногда его сносит, он что-то делает неправильно, но разве все мы не вели себя так в молодости?

— Но если он начнет это делать постоянно, то, что из него получится? – спросил отец.

— Нет-нет, будь к нему милостив, он наше продолжение, и если мы будем его наказывать, то мы накажем самих себя.

Это типичный пример отцовского ожидания. Очень сильное ожидание. Мать ничего не ожидает в ответ на свою любовь.

Как можно описать любовь Кришны, используя эту парадигму? Любовь Кришны, наверное, походит больше на отцовскую. В Гите он говорит: «Оставь все, и предайся Мне, и тогда Я приму на Себя твои греховные реакции». Т.е., это определенное условие. Сначала стань хорошим, потом будет разговаривать. А какова любовь Радхарани?

Любовь Радхарани, особенно к преданным Кришны, совершенно безусловна. Однажды в Лондоне Шрила Прабхупада прочитал лекцию о любви Радхарани. Он сказал, что, если Радхарани встает на сторону преданного, независимо от того, какими бы глупостями этот преданный ни занимался, Кришна принимает его, потому что Она рекомендует этого преданного Кришне. Она подходит к Кришне и говорит: «Это Твой преданный, он намного лучше, чем Я. Пожалуйста, прими его». Это материнская бескорыстная и безусловная любовь. Шрила Прабхупада говорит, что во Вриндаване преданные знают этот секрет, поэтому они вначале обращаются к Радхарани. Они говорят: «Джай, Радхе!». И точно также, в Харе Кришна мантре, вначале мы обращаемся к Радхе, мы говорим: «Харе!», и только затем – Кришна. Мы проходим через материнскую любовь, чтобы получить отцовскую любовь.

Сейчас, дорогие преданные, послушайте очень внимательно. Вы не можете сказать, что один тип любви находится выше или ниже другого. Нам нужны оба типа любви, чтобы правильно расти и развиваться. И это известный факт, что чтобы получить любовь Кришны, вначале мы должны получить любовь Радхарани, потому что Кришна многого ожидает от нас, а Радхарани ничего не ожидает. Заметьте, пожалуйста, что любовь Кришны, несмотря на то, что она отцовская, очень велика. Давайте я расскажу вам о том, с какой любовью Кришна ищет потерянные души.

Вайшнавизм содержит в себе 5 истин, подобных драгоценностям – Панча-ратра.

Первая – свайам-бхагаван – изначальная личность Бога – Кришна, Который всегда вместе с Радхарани. Некоторые не чувствуют, что Кришна на Голоке Вриндаване привлекает их. Но для Кришны нет проблем, Он распространяет Себя в 4 экспансии в мире Вайкунтхи, в мире сокровищ. Это различные формы Нарайаны: Васудева, Санкаршана и др. Но некоторых из нас не привлекают миры Вайкунтхи. И Кришна при этом не отказывается от нас. Он приходит как множество воплощений в этот мир. Но некоторых не привлекают даже такие инкарнации, как Рама и др. Кришна также заходит в сердце, как Параматма. Это четвертая драгоценность. Но, тем не менее, многие люди настолько поглощены внешней жизнью, что никогда не заглядывают внутрь себя и не могут соприкоснуться с Господом в сердце. Но Кришна не останавливается на этом. Он приходит как арча-виграха — форма Божества. Такова любовь! Кришна не отказывается от нас. Он заботиться о нас. Он все устраивает для нас во множестве форм. Знаете, какова самая милостивая форма Господа? – Святое Имя! Кришна очень хочет быть с вами, поэтому, Он очень милостив. Но Его любовь в основном, отцовская. Но когда Кришна соприкасается с Радхарани, Своей самой дорогой преданной, то с Ним происходят чудеса. Он меняется, и Его любовь также меняется. В соприкосновении с Радхарани, Господь становится Гаурангой!

И еще, мои дорогие преданные! Господь Гауранга или Господь Чайтанья таков, что в Нем присутствуют и отцовская, и материнская любовь одновременно. Я хочу рассказать вам в конце одну игру с Господом Чайтаньей, чтобы вы могли убедиться, как в Нем сочетаются материнская и отцовская любовь.

У Господа Чайтаньи был старый школьный друг, которого Он взял с Собой, когда он переехал в Пури из Навадвипы. Это был Джагадананда Пандит, который отличался особым темпераментом. Однажды Господь Чайтанья Махапрабху отправил Джагадананду Пандита в Навадвипу с новостями о Себе и подарками для преданных. Сначала Джагадананда Пандит посетил Шачидеви. Он передал ей новость от Господа Чайтаньи, что Тот приходит к Своей матери каждый день и принимает пищу, которую она Ему предлагает. Когда Шачидеви услышала об этом, она почувствовала великое блаженство и стала повторять имя Нимая. Шачидеви не отпускала Джагадананду Пандита из дома в течение целого месяца. И он все время рассказывал о том, что делает Господь Чайтанья в Пури. Позже он отправился в Кумар-дхату, чтобы увидеться с Шиванандой. Эти великие преданные решили приготовить прекрасный подарок для Господа Чайтаньи. Они лично собрали и приготовили для Господа 15 литров чистого сандалового масла. Сандаловое масло имеет эффективные лечебные свойства и замечательный аромат. Джагадананда Пандит на собственной голове нес эти 15 кг масла, и он дорожил им пуще своей жизни. Когда он пришел в Пури, он передал это масло Говинде, секретарю и личному слуге Господа Чайтаньи и сказал ему, что они вдвоем с Шиванандой сделали это масло для того, чтобы Господь наносил его на Свое тело. Говинда дас почувствовал проблему, но, тем не менее, он принес это масло Господу и сказал от кого это масло. Господь Чайтанья сказал: «Нет! Я санньяси! Если я буду мазаться этим маслом, от меня будет пахнуть как от цветущего дерева, и все будут принюхиваться ко мне на улице! Это не стандарт отрешенности».

Господь сказал Говинде, чтобы он отнес это масло в храм Джаганнатхи, и там его смогут использовать как ароматическую добавку в масляные светильники. И таким образом усилия Джагадананды не пройдут даром. Говинда дас знал горячий темперамент Джагадананды. Он всячески избегал его. Но в один прекрасный день Джагадананда его выловил.

— Так, ты наносишь мое масло на тело Чайтаньи Махапрабху?

— М-мм. Понимаешь, Господь Чайтанья – санньяси, поэтому Он не может пользоваться этим маслом, но Он сказал, что это масло можно использовать для масляных светильников в храме Господа Джаганнатхи.

Джагадананда промолчал в ответ. Еще через неделю он встретил Говинду и спросил:

— Ну что, Господь принял мое масло?

— Джаганнатх принял.

Ни сказав ни слова, Джагадананда ворвался в комнату Чайтаньи Махапрабху. Он схватил кувшин с этим маслом и разбил его о землю:

— Я никогда не приносил Тебе никакого масла!

И со слезами на глазах он выбежал из комнаты Господа, прибежал к себе домой, заперся в своей комнате и три дня не вставал вообще, не принимал омовения, ничего не ел, он просто лежал и плакал. Через три дня в комнату Джагадананды кто-то постучал.

— Нет никого дома, — крикнул Джагадананда. Но знакомый до боли голос позвал его:

— Джагадананда! – это был Господь Чайтанья. Сейчас Он будет проявлять материнскую любовь, а до этого была отцовская, если вы успели заметить.

— Джагадананда, Я такой голодный! Ты Мой лучший повар. Пожалуйста, приготовь сегодня что-нибудь на обед.

И Господь ушел. Джагадананда понял, что Господь хочет его служения, и тут же побежал на реку и принял омовение. К полудню обед был готов. Пришел Чайтанья Махапрабху и вкусил все, что приготовил Джагадананда. Он был очень доволен! И Господь Чайтанья подшутил над Джагаданандой. Он сказал, что пища, которую готовит рассерженный повар, имеет особый специфический вкус. Потом Господь сказал, что Он хотел бы увидеть, что Джагадананда вкушает Его остатки. Господь посмотрел на Говинду и сказал:

— Ты должен остаться здесь и засвидетельствовать, что Джагадананда вкусил Мой прасад, потому что он не ел уже 3 дня. Я не лягу отдыхать до тех пор, пока ты не вернешься и не скажешь Мне, что Джагадананда поел, только тогда Я лягу отдохнуть.

Через какое-то время Говинда пришел к Господу Чайтанье и сказал: «Джагадананда ест!». Тогда Господь улыбнулся и пошел отдыхать. Эта лила иллюстрирует как в Господе Чайтанье проявлены два вида любви. Он, конечно же, ждет от нас, что мы будем продолжать повторять Харе Кришна мантру, служить преданным, не оскорблять их и распространять Его миссию. Запомните эти три наставления: воспевайте; делайте что-то для возвышения других и служите вайшнавам.

Но любовь Господа Чайтаньи такова, что даже если вы несовершенны в этой деятельности, то Он готов дать беспричинную милость в том случае, если вы будете хотя бы просто стараться. В этом мире нам нужна и отцовская, и материнская любовь.

Дорогие мои преданные, ищите прибежище у лотосных стоп Господа Гауранги, и вы найдете все, что вам нужно для вашей духовной жизни. Принятие прибежища лотосных стоп Господа Гауранги может означать улучшение вашего воспевания, более глубокое изучение игр Господа Чайтаньи из ЧЧ и других произведений, описывающих Его игры. И также это может обозначать вовлечение в миссионерскую деятельность. Я хочу, чтобы вы запланировали до следующего фестиваля привести как минимум еще одного человека в СК. Нам нужны более многоголосные киртаны. Я хочу вдохновить вас стать более активными в проповеди там, где вы живете, потому что это очень сильно удовлетворяет Господа Чайтанью. Я искренне надеюсь, что некоторые моменты из этого семинара вы усвоите, и будете применять для своего духовного роста. Я желаю вам самого наилучшего в вашем СК после того, как вы уедите с этого фестиваля.

Комментирование запрещено