Шрила Шачинандана Свами, Возрождение духовного сердца, лекция 4

Шачинандана Свами.

Семинар, прочитанный в Анапе в 2005 году.

Лекция 4 

Возрождение духовного сердца.

Сегодня будет очень важная лекция.

В прежние времена демонические люди жили в специально отведенных для них отдаленных уголках вселенной. Но в следующей йуге демоны стали уживаться на одной и той же планете. В Двапара-йугу демоны стали рождаться в одних семьях со святыми людьми. И в век Кали уже в нашем сердце живут эти две природы. Гете говорит: «В моем сердце живут две души. И одна душа постоянно расстраивает другую».

Мои дорогие преданные! Если вы не будете углублять свое сознание, погружаться в свое сердце, и смотреть на свои мотивы, то ваша практика СК будет очень поверхностной и, в конце концов, вы ничего не получите.

Когда вы уедете из Анапы, то начнется вторая серия фестиваля. Пожалуйста, не упускайте это из виду. Вторая часть фестиваля заключается в том, что вы должны кормить свою духовную природу.

Кто может помочь нам больше всего на нашем пути, в наших духовных попытках? – Духовный учитель! В служении духовному учителю преданный обретает то, что называется рати-раса – вкус, любовь. Тот преданный, который ощущает вкус любви в своем сердце, ему не нужно будет сражаться со своей второй природой. Духовная любовь будет постоянно, без остановки, тянуть его по направлению к Кришне. Если вам необходимо что-то сделать, вам иногда приходится перешагивать через себя, но если вам нравится чем-то заниматься, то вам легко будет это даваться. Давайте проведем эксперимент. Скажите две фразы: «Я должен повторять свои круги!» и «О, как мне нравится повторять свои круги!». Чувствуете разницу? Когда вы говорите: «Мне нужно повторять», то на самом деле вам этого не хочется делать.

Есть замечательный стих в ШБ: «Служа стопам духовного учителя, человек развивает трансцендентное влечение к служению ВЛБ. Кришна — враг демона Мадху, и служа Кришне, человек освобождается от всех материальных проблем». Здесь говорится, что человек обретает любовное влечение к Господу в том случае, если он служит духовному учителю. Если вы хотите, чтобы ваша любовная привязанность к Господу росла, то вы должны служить тому человеку, у которого есть рати-раса.

Однажды один преданный сказал: «Мне не нужен Кришна! Я хочу любви, бхакти, к Нему! Потому что, даже если Кришна предстанет передо мной лицом к лицу, и если у меня при этом не будет бхакти к Нему, то я скажу: «И что дальше?». Но если даже Кришна очень далек от меня, но в моем сердце живет бхакти, то Кришна Сам придет в мое сердце». Поэтому, заполучите это бхакти, возьмите его у ДУ. Поэтому, преданный говорит дальше, что преданность ДУ для него гораздо важнее, чем преданность Господу Хари! Если вы будете с любовью служить ДУ, если будете преданны ему, то Господь Хари Сам придет к вам. Как происходит, что Кришна приходит к тому, кто с преданностью служит духовному учителю? В духовной сфере Кришна доволен больше, когда мы служим Его слуге, а не Ему Самому. Кришна доказал это. Когда Он учился у Сандипани Муни, то однажды вместе с Судамой Випрой они отправились в лес, чтобы собрать дрова для своего ДУ. Представьте себе Кришну-брахмачари: свежевыбритый, с очень красивыми лотосными глазами. Он идет в лес и собирает дрова, выполняя это служение для удовлетворения Сандипани Муни. Но получилось так, что они попали под очень сильный дождь, и им пришлось искать убежище, чтобы не вымокнуть. В этой лиле Кришна и Судама стали дрожать от холода. Однако они так и не опустили дрова на землю, чтобы они не намокли. Они держали собранные дрова на голове. На утро Сандипани Муни послал поисковую команду найти Кришну и Судаму. Когда мальчиков привезли на лодке, то Сандипани Муни увидел улыбающегося Кришну с большой вязанкой дров на голове. Рядом с ним сидел маленький мальчик Судама. Оба были в экстазе, потому что они выполняли служение ДУ. Кришна, таким образом, показывает нам, что гуру-сева – это источник непреходящей радости, даже если нам сложно выполнять свои обязанности из-за каких-то внешних раздражителей.

Спустя много лет, когда Кришна и Судама вновь встретились в Двараке, Кришна рассказал Судаме, что значит гуру-сева. Кришна сказал, что Он – душа всего живущего, но ни брахманические посвящения, ни ведические жертвоприношения не доставляют Ему такого счастья, и также Ему не доставляют счастья аскезы Его преданных и самоистязания, но больше всего Его удовлетворяет, когда преданный с верой и правдой служит ДУ.

Йасья-прасадад бхагават-прасадом

Если ДУ доволен нами, то Кришна будет доволен. Он это сказал Сам.

Господь Чайтанья часто повторял преданным стих, который подчеркивает важность служения преданным Кришны, как способ порадовать Самого Кришну. В этой шлоке говорится, что у людей могут возникнуть сомнения: «Можно ли достичь совершенства, служа ВЛБ?». Т.е. можно усомниться, достигнет ли человек Бога, просто объявляя себя Его слугой. Если человек привязан к служению преданным Кришны, то нет ни малейшего сомнения, что он достигнет совершенства. И кто заслуживает служения в высшей степени? – Конечно же, ДУ, тот человек, который дает нам это знание. Так вы сможете достичь необычайных высот в духовной жизни, если вы сосредоточенно, со всем вниманием будете служить ДУ.

Есть один пример, рассказывающий о матаджи Малати, которая готовила для Шрилы Прабхупады, когда он был в Шридхаме Майапуре. В то время там еще не было этих величественных зданий, которые стоят там сейчас. Там была только хижина Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада жил в одной половине хижины, а Малати — в другой, за занавеской. Ей было очень трудно. Каждый день она выпрашивала у казначея деньги, чтобы купить Прабхупаде овощи. Каждый день ей приходилось ругаться с рикшами, чтобы они отвезли ее к лодочной станции и не взяли больше, чем положено. Каждый день ей приходилось ругаться с лодочником, чтобы он довез ее до Навадвипы и не взял с нее слишком много. Затем ей снова приходилось ругаться с рикшей, чтобы он довез ее до рынка. Потом она торговалась на индийском рынке с продавцом овощей, чтобы он ее не обманул. Затем она также добиралась домой, ругаясь со всеми, но уже в обратном порядке. И каждый день при этом Шрила Прабхупада находил какие-то недостатки в ее стряпне. Но он хотел ее обучить правильной готовке. И в один день Малати приготовила, как ей показалось, превосходное блюдо. Конечно же, она очень хотела удовлетворить Прабхупаду. Она зашла к Прабхупаде с тарелкой прасада и предложила ее с любовью. Прабхупада, даже не взглянул на тарелку, сказал: «Там слишком много соли!». Не то, чтобы она пересолила, просто положила слишком большую горку соли рядом с кусочком имбиря и лимона. Малати подумала: «Ну, все! Завтра я скажу Прабхупаде, чтобы нашли другого повара. Больше я не могу готовить». Когда она приняла такое решение, то почувствовала сразу большое облегчение.

На следующее утро она вошла к Прабхупаде, чтобы сказать, что она больше не будет готовить. Но Прабхупада сказал ей, что пригласил на этот день своих братьев в Боге. И Малати подумала, что ей повезло, потому что братья Прабхупады всегда критиковали его за то, что ему готовит ученица. По их стандартам это могут делать лишь бразмачари. Но Прабхупада стал обсуждать с ней меню на обед: шпинат, рис, одно сладкое блюдо, и он обсуждал все это очень подробно. Малати решила, что она приготовит этот обед последний раз. Она съездила в Навадвипу за овощами, приготовила прасад. Прабхупада в это время сидел в окружении своих духовных братьев. Малати отодвинула занавеску. Она испугалась, что сейчас братья начнут снова ругаться. Она опустилась на колени, закрыла лицо сари и поползла в сторону Прабхупады. Она не знала, чего ожидать. И тут она услышала голос Прабхупады, обращенный к его духовным братьям: «Да, она готовит для меня! А ее постоянно ругаю, но она ради меня себе горло перережет, а я тоже самое сделаю со своим горлом ради нее!». Это означает, что Прабхупада любил ее. Малати подумала, не послышалось ли ей это. Она стала выглядывать из-под уголка сари. Прабхупада смотрел на нее и улыбался. Ничего более теплого она не ожидала услышать в ответ на свое служение. Я думаю, что можно не говорить, что она осталась и продолжала готовить для Прабхупады.

Джива Госвами дает комментарий к 19 стиху 3 главы ШБ: «Если вы общаетесь с ДУ и слушаете его, то непременно получаете благо. Но вы получите особое благо, если будете служить ДУ. И какое же это особое благо? Это благо называется рати-раса – любовь или сильная привязанность к Кришне. На санскрите это называется вишиштхам-пхаламнеобычайный экстраординарный результат служения».

Любовь, которую вы испытаете в этом случае, будет намного превосходить то чувство, которое вы получите, просто имея садху-сангу.

Мои дорогие преданные! Я мог бы назвать вас — мои разделенные души! Вас может объединить любовь! Она сделает вас целостными. Эта любовь объединяет два начала. Она склеивает их. Эта любовь приходит, как результат служения ДУ.

Был один духовный учитель, который обучал своих учеников на одной стороне реки. Эту реку можно было пройти вброд. Он давал уроки с 7 до 9, затем была переменка, и с 10 часов до часу была вторая смена уроков. У него был личный слуга, который готовил ему завтрак, стирал его одежду, полотенце. К часу дня он должен был принести все это для учителя, т.к. обычно, к часу дня учитель уходил в лес по зову природы. Затем учитель принимал омовение в реке, вытирался полотенцем и надевал свежие одежды. Этот ученик всегда приходил в час. Он приносил лоту для леса и свежие одежды. Другие ученики подшучивали над этим учеником.

— Он не приходит на уроки, наверное, он какой-нибудь простофиля. Мы разумнее его, потому что учимся по-настоящему.

Так продолжалось в течение трех лет. Однажды, когда был сезон дождей, река стала очень глубокой. Ученикам и Гуру приходилось искать лодку, чтобы переправляться на другой берег, туда, где проходили занятия. Но когда они переправились на другой берег, то тому ученику, который должен был принести лоту и одежду, не на чем было переплыть реку. Река была очень глубокая. Он подумал: «У меня есть служение Гуру, значит, что-то все же должно получится». И он вошел в реку. Когда он уже не мог идти дальше, внезапно из воды, прямо перед ним появился цветок лотоса, затем еще один и еще. Он пошел по этим мистическим лотосам. Так, переходя с одного цветка лотоса на другой, он добрался до противоположного берега. Кто-то заметил, что что-то необычное происходит на реке, и все повернулись в ту сторону. Этот парень шел по воде! И ученики закричали: «Это невозможно!». Но их Гурудев сказал: «Нет ничего невозможного! Если человек служит ДУ, то он обретает особое благо. Даже большее, чем, если бы он просто слушал».

Если слушать трансцендентное знание, то вы получаете великое благо. Но еще большее благо вы получаете, если вы служите ДУ. Этот пример с юношей-слугой хорошо иллюстрирует это положение.

Я всем сердцем прошу вас, подумайте о вашем служении ДУ. Конечно, лишь немногие могут служить непосредственно телу ДУ, но есть такое разнообразие различных служений, которые вы можете делать для его миссии. Я лично неоднократно убеждался в том, что Шрила Прабхупада ставит на первое место участие в миссионерской деятельности.

Дорогие мои преданные! Однажды мне довелось массировать тело Прабхупады. И он не был уж очень доволен мной, потому что я делал это впервые, но когда я сказал ему, что я пытаюсь переводить его книги на немецкий язык, он подумал: «Да, это хороший парень!». Тогда я понял, что именно так я получил милость его лотосных стоп!

Итак, давайте вернемся к нашей проблеме. В нас живут две природы. Одна из них – тяга к тому, чтобы быть хорошим преданным, и другая – привязанность к материальному миру. Две эти природы объединяться, если вы будете служить ДУ. Благодаря такому служению вы достигните необычайных результатов. Вы получите рати-расу – любовное влечение к Господу в вашем сердце.

Комментирование запрещено