Шрила Шачинандана Свами, Возрождение духовного сердца, лекция 3

Шачинандана Свами.

Семинар, прочитанный в Анапе в 2005 году.

Лекция 3

Возрождение духовного сердца.

Сегодня мы будем говорить о разделенной душе. Раздвоение личности – это термин, исходящий из духовной психологии. Душа едина и целостна, и никакое оружие не сможет ее разделить. Но, зачастую, человек, идущий духовным путем обнаруживает, что в нем живут два начала. И они противостоят друг другу. Одна часть хочет духовной жизни, и она тянет за собой материальную часть к Господу. Но другая часть тоже тянет нас, но в сторону материи.

Арджуна спросил Господа Кришну о том, как избавиться от этой проблемы. Он говорит:

— Дорогой Господь! Во мне живет что-то, что заставляет меня действовать вопреки моему собственному интересу. Что это такое?

И об этом мы поговорим немного позже. В 12 песне ШБ мы можем найти интересную историю, иллюстрирующую пример раздвоения личности.

Жил один демон, которого звали Вритрасура. Он обладал огромной силой и властью. Ему были подвластны все уголки вселенной.

Однажды царь небес Индра собрал всех своих воинов, чтобы сразиться с Вритрасурой. Но Вритрасура просто сожрал всю армию Индры. Он был таким огромным, что его крик отбрасывал Индру звуковой волной. Тем не менее, ни с того ни с сего, Вритрасура начал молиться Господу:

— О мой Господь! Когда же я стану слугой Твоих слуг? Когда же я смогу вернуться к Тебе? Я жажду этого, подобно тому, как птенец или теленок желает встречи с матерью.

И Индра был изумлен, слышав такое. Тогда Вритрасура обратился к Индре:

— Пожалуйста, убей меня сейчас, мне надоела вся эта материальная жизнь.

Индра потерял дар речи. А Вритрасура продолжал его уговаривать:

— Ты же знаешь, что мы с тобой подобны шахматным фигурам на доске Господа, и мы подчиняемся замыслам Господа. Твоя роль в этой игре – освободить меня от этого материального существования.

Индра схватил свою враджу и закрыл глаза, потому что он понял, что сейчас ему придется убить преданного, который лишь притворяется демоном. И когда Вритрасура покинул свое тело, Индра заплакал.

Пожалуйста, поймите, что все мы таковы: в нас сочетаются духовная и материальная природы. И это означает, что мы раздвоенные личности. Точно также, как грешник может стать святым, так и святой может стать грешником, потому что мы раздвоены.

Очень много людей начали свой путь в СК и имели лишь самые лучшие намерения. Они надеялись на то, что за считанные годы смогут полностью осознать себя. Но им пришлось столкнуться с их вторым «Я», с обусловленным и слабым человеком, привязанным к эгоистическим желаниям, с очень черствым сердцем и жутким характером, падшим и грязным. Эта обусловленная природа затащила многих обратно в материальную жизнь. Что же может помочь раздвоенной личности? Или другими словами, как нам стать едиными, целостными в наших целях и поступках?

Шрила Прабхупада в 30 стихе 9 главы БГ пишет об этой битве между двумя «Я». В этом стихе Господь Кришна говорит: «Даже если мой преданный совершает самые низкие поступки, но, тем не менее, стоит на верном пути, его следует считать святым». Здесь Господь говорит именно о низшей, грязной стороне своего преданного. Он с пониманием относится к этой стороне личности. Он говорит, что, если даже порой обстоятельства заставляют преданного поддаваться на позывы низшей природы, тем не менее, в глазах Господа такой человек остается преданным. В комментарии Прабхупада немного подробнее объясняет эту тему. Я настоятельно рекомендую вам отыскать этот комментарий и прочитать его внимательно. Прабхупада говорит, что зачастую наши материальная и духовная природы идут рука об руку и не мешают друг другу. Но иногда между ними происходят столкновения. И, тем не менее, Кришна говорит: «Ничего страшного, если преданный сходит с истинного пути». Но Прабхупада подчеркивает здесь, что человек не должен пользоваться этой добротой Господа и продолжать делать глупости и подлости, рассчитывая на то, что Господь простит его. Если же вы эксплуатируете милость Господа для того, чтобы Он прощал вам ваши грехи, которые вы совершаете, то это великое оскорбление Господа.

Этот фестиваль посвящен Бхакти Тиртхе Махараджу. Махарадж был очень добр ко мне. И не задолго до своего ухода, он попросил меня об одной услуге: он хотел, чтобы я написал предисловие к его последней книге «Умереть до прихода смерти». Я был очень рад что-то сделать для Махараджа, и я спросил его по телефону, каким он хочет видеть это предисловие. Он сказал: «Что хочет, Махарадж, то и напиши!». Мы общались по телефону и по электронной почте практически до его ухода. Однажды он написал мне, что больше не может общаться по электронной почте, потому что его тело уже не выдерживало таких нагрузок. И он сказал, что отныне мы будем общаться только во снах. Я тогда подумал: «Как поэтично он выражается!». Я подумал: «Неужели возможно прийти к другу во сне и так разговаривать?». И за 3 дня до своего ухода Бхакти Тиртха Махарадж действительно пришел ко мне во сне. Он сказал:

— Я пришел попрощаться. Я уйду через 2 или 3 дня. Но у меня есть к тебе последнее послание. Это послание друга к своему другу.

Дорогие мои преданные! Я был глубоко тронут, и я спросил:

— Махарадж, ты ли это?

— Да!

Хотите знать, что он мне сказал??? Он посмотрел прямо мне в глаза и сказал:

— Махарадж, в нашем сердце живут две собаки. Они постоянно грызутся. Кто из них победит?

— Я не знаю! Лучше скажи мне, как ты себя чувствуешь, как это – умирать?

Но он продолжал смотреть мне в глаза:

— Которая из двух собак победит?

— Я не знаю, Махарадж, пожалуйста, объясни ты.

Затем он произнес те слова, которые я никогда в жизни не забуду:

— Победит та собака, которую мы кормим!

Это означает, мои дорогие преданные, что мы должны вскармливать наше духовное начало для того, чтобы утвердиться в СК. Для этого нужно ежедневно кормить наше СК. Наша материальная собака всегда найдет, что поесть. Уши найдут, что услышать; глаза найдут, что увидеть; а язык – что попробовать. Наша материальная собака с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Она, как искушенный вор, всегда знает, где найти себе еду. И чем больше она вырастает, тем становится более агрессивной. Мы знаем, что богатые люди зачастую равнодушны к духовной науке. Материальная собака не отличается хорошими качествами, она все время нападает на духовную собаку и кусает ее. Поэтому мы должны постоянно осознанно кормить свое духовное «Я». Мы должны стать сильными духовно. Мы также можем подкармливать материальную собаку, но не перекармливать ее и не морить голодом. Кришна говорит об этом: «Тот, кто ест в меру, не переедает и не недоедает, тот настоящий йог». Человек не может быть йогом, если он мало отдыхает или чрезмерно расслабляется. Должна быть золотая середина. Человек, занимающийся духовной практикой, должен организовать все так, чтобы продвигаться по этому пути, преодолевая все препятствия. Если материальные препятствия будут очень серьезными, если человек будет недоедать или недосыпать, тогда ему очень трудно будет прогрессировать духовно. Если мы не будет достаточного внимания уделять нашему телу, то успеха нам не видать.

Как же должным образом заботиться о своем духовном «Я» или, как говорит Прабхупада, о своей изначальной природе? Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур очень хорошо объясняет это. Он дает очень практичный совет, который очень важен для всех нас. Он говорит, что мы должны задействовать свои чувства служению Кришне под руководством духовного учителя.

Мои дорогие преданные! Я очень прошу вас подумать, как вы можете занять свои чувства в духовной деятельности. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур продолжает: «Иногда преданный никак не занимает свои чувства в духовной деятельности. Тогда его жизнь становится материальной. Тело преданного может быть также материальным и духовным». И далее он говорит, что, давая своему телу бхакти, мы можем стать полностью удовлетворенными. Мы почувствуем отрешенность к этому миру майи. Он приводит пример: когда человек ест, сначала ему нравится вкус. Затем он чувствует, что он уже наелся. И мы должны знать, что нам всегда нужно больше бхакти. Преданный получает от этого невероятную силу. И в конце Вишванатх Чакраварти говорит: «Никогда не голодайте!». Здесь подразумевается и пост на еду, и пост на духовную практику. Я хотел бы закончить сегодня, прочитав письмо Шрилы Прабхупады. Однажды Шрила Прабхупада переводил ЧЧ, и он написал письмо, адресованное всем храмам и всем преданным. Он пишет, что преданные должны быть крепкими и здоровыми, они должны ежедневно слушать об удивительных играх Господа Кришны и Господа Чайтаньи. Если преданные будут питаться одним зерном, то духовно они ослабеют. Он пишет, что все члены международного ОСК должны ежедневно читать об удивительных играх Господа Кришны и Господа Чайтаньи Махапрабху.

Однажды один гость спросил Шрилу Прабхупаду: «Что нам делать, если мы хотим СК, но что-то внутри нас хочет совсем противоположного?». Прабхупада дал совершенно неожиданный ответ: «Ты хочешь умереть?». Гость подумал, что Прабхупада не расслышал его вопрос. И он повторил его. Но Прабхупада сказал:

— Сначала ответь на мой вопрос! Хочешь ли ты умереть?

— Нет, Свамиджи!

— А болеть хочешь?

— Нет, Свамиджи!

— А старым хочешь быть?

— Нет!

— А рождаться снова хочешь?

— Нет!

— Тогда воспользуйся своим разумом! Не привлекайся материальным миром! Не пытайся наслаждаться иллюзией! Прими СК всем своим сердцем!

Понимаете, о чем говорил Прабхупада? — Мы никогда не победим, если будем кормить свою материальную собаку. Единственное, что будет ожидать нас в этом случае – непрекращающиеся рождения и смерть! Мы должны разобраться в своей жизни. По милости Шрилы Прабхупады у нас есть общие наставления, касательно всех аспектов СК. Но каждый из вас должен научиться правильно прилагать их к своей личной духовной жизни, потому что в сердце каждого из вас живут 2 природы. И победит та природа, которую вы больше кормите.

Комментирование запрещено