2010.07.08 | Пермь | Чайтанья Чандра Чаран пр. | «Анатомия ложного эго»

2010 июля 08 — Пермь
Семинар «Анатомия ложного эго»
Лекция 1 — Уровни сознания

 

часть 1

Добрый вечер.
Речь пойдет об очень важных вещах. О нашей жизни, о нашем счастье, о нашем будущем. Также о прошлом и настоящем. То есть смысл таких встреч, мы встречаемся с людьми уже множество лет, в России, путешествуем, проводим такие программы, собираем людей, встречаемся в институтах со студентами, или в клубах, или специально организуем такие залы, на предприятиях, в квартирах даже, неважно где, пресс-конференции, телевидение, радио, издаем книги, телепередачи, есть целые циклы, есть серии книг, у меня тоже есть книги, которые я пишу, продолжаю серию – и смысл в том, чтобы мы смогли увидеть причину наших проблем, страданий. Внутри человека, внутри личности. Не общественную причину. Мы не будем говорить о деньгах, об экономике, о политике. Нет, причина не в этом. Причина находится в каждой личности. Причина в том, что нас легко обмануть. Вы знаете, что если человек в невежестве, то его легко обмануть. Иногда говорят, что вот есть третье мировое правительство, оно виновато во всём, оно нас обманывает. Или у власти кто-то не очень честный, нас обманывает. Или руководитель на работе нас обманывает. Или муж меня обманул, жена мне изменила, тоже обман. Но вопрос то в другом – почему я позволяю водить себя за нос? Почему я лишился знания? Почему я доверяю тому, чему не нужно доверять? Почему не различаю что хорошо, а что плохо? Ведь если вы находитесь в знании, то обмануть то невозможно. Речь пойдет именно об этом, о каждой личности, о причинах, почему он попал в ту или иную ситуацию страданий, и есть законы счастливой жизни, как освободиться от этих страданий. Будем опираться на очень древнюю науку. Это невозможно придумать, то, что я говорю, это не мои выдумки ни в коем случае, это не моя какая-то наука или учение. Это традиционное учение. Вернее, древнее традиционное учение, Ведические знания, которые имеют многотысячелетнюю традицию. Веды. Когда-то вся Земля была Ведической, вся империя земная была Ведической. Веда, то есть это культура знания. То есть познание природы, познание космоса, познание человека. То есть процессы познания и самоосознания. Это главный аспект Вед. Также там есть прикладные науки, которые помогают нам в этой области. Даже наука о политике есть, она необходима, эти знания нужны. Медицина есть, Аюрведа. Или Джйотиш-веда, это астрология так называемая, то есть наука о звездах, о светилах, о Солнце, о Луне и так далее, как они взаимодействуют с человеком. Есть наука об управлении обществом, государством. Есть наука о здоровье человека, как мы сказали. Все необходимые науки есть. Математика Ведическая существует. Культура, танец, музыка Ведическая. Древнейшие науки, непревзойденные. Немножко поговорим об этом, потому что это то, что мы давно забыли, но к чему мы все до единого хотим вернуться. Вот поймете это потом, эту тему, она раскроется. Мы этого хотим на самом деле. То есть счастье без знания не достигается – таково утверждение Вед. Хотите счастья – вы должны иметь знание. Если мы хотим счастья, находясь в невежестве – это абсурд, невозможно. Путь невежества ведет к разрушению, путь страсти ведет к созиданию, путь благости ведет к любви, счастью, знанию и процветанию. Вот три пути. Витязь на распутье, помните картину Васнецова. Три направления. Налево пойдешь – вот такой результат, направо — такой, прямо — такой результат. У нас всегда будет выбор. Но чтобы был выбор, мы должны иметь некоторое знание.
Веды записаны на санскрите 5000 лет назад. На территории Индии мы сейчас находим эти тексты. Часто путешествуем в Индию тоже, чтобы изучать, получать это знание из первоисточника, видеть культуру Ведическую. Где-то она еще сохранилась в Индии, не везде, она уже утрачивается также, но где-то она сохранилась.
Итак, мы обучаемся непосредственно из источников. И также многое я узнал от духовного учителя главным образом, по преемственности передается. Если даже раскрыть сейчас Веды, мы с трудом поймем что там написано. Санскрит с трудом доступен, переводы тоже разные бывают. А когда вы получаете из сердца в сердце, это надежно. Есть реализованная личность, и когда из сердца в сердце переносится, то вот это путь преемственности. Я также получаю знание из преемственности, из книг, также применяю разум, опыт, все эти вещи должны вместе быть.
Итак, санскрит. Санскрит это мать всех языков. Русский это почти что санскрит, особенно старорусский. Один это ади, начало на санскрите. Два – два. Три – три. Четыре – чатур. Пять – панча. Шесть – шат. Видите, это счет на санскрите. И многие другие понятия, русский и санскрит очень схожи. И он предназначен был для хранения духовного знания, разговаривать сложно на нем. Одно слово может иметь до 50 значений. То есть он предназначен для хранения знаний, для анализа глубокого, для философского познания, для раскрытия сути. И эти философские тексты на санскрите называются сутры. Очень сжатая и емкая информация. Для медитации. На это можно медитировать постоянно по сути. Сутры. Или шлоки их называют, или мантры их еще называют. То, что очищает ум и сердце, такие вибрации.
Но сегодня мы поговорим о главном разделе Вед. Это вводная лекция будет. Потом, если у нас будет время и интерес, то есть лекция завтра под вопросом, если будет время и интерес, мы можем завтра продолжить, но это будет тема мужчины и женщины, более практическая тема, семейная тема. А сегодня необходима вводная лекция, я не даю практические темы без вводной лекции, ни в коем случае. Нельзя, сначала нужно вводную лекцию, нужно понять на какой базе вообще это строится, потому что эта база 5000 лет назад, представьте. И что интересно – природа человека не меняется. Природа остается прежней. Мужчина и женщина – природа осталась прежней. Обстоятельства могут меняться, условия жизни могут меняться, стиль жизни может меняться, но суть человеческая не меняется. Мы с вами до сих пор хотим счастья, любви, мы ищем, особенно в семье. Всё труднее и труднее справиться с этой задачей в современном мире. И вот эти законы счастья описаны в Ведах.
Итак, мы начнем с того, что расскажем главную вещь, ключ, которым вы будете пользоваться потом в любой области, где захотите. Если вы усвоите вот этот материал сегодня, то будете легко усваивать и всё остальное.
Итак, поговорим о самом человеке, о каждом из нас. Эта наука называется в Ведах самосознание или атмагьяна. Атма – я, гьяна – знание. Знаю себя. Знаешь себя – знаешь всё, весь мир. Человек – это маленькая вселенная, описывается в Ведах, и живет он в большой вселенной. По аналогии, по образу и подобию, как устроена большая вселенная, так же устроена и маленькая вселенная, в миниатюре. Познаешь себя – познаешь всё. Современные психологи утверждают, что человек не раскрывает свои способности. Более 90% способностей спит в течение всей жизни. Не пользуется этим, не знает себя. Поэтому не знает и всё окружающее, до такой степени не знает всё окружающее.
Здесь сегодня я буду пользоваться доской. Я нарисую небольшую схему, о которой мы потом поговорим, чтобы это образно было. Как же устроена структура человеческой личности, каждого из нас? Здесь не важна национальность, происхождение, культура, вероисповедание, не имеет значения. Что же такое человек? Его рассматривают функционально. Вот есть форма человека. У нее есть функции. Функционально тело человека состоит из органов чувств, так говорится. Или индрия называются чувства. Есть два набора этих чувств у человека, два по пять. Пять – один набор чувств, и пять – другой набор чувств. Несложно, не беспокойтесь, не будет слишком сложно. Пять чувств для приобретения знания и пять чувств деятельности, деятельные органы чувств. Это всё человеческое тело. Пять чувств для приобретения знания каковы? Вы их знаете, это органы чувств восприятия. Как я знаю мир? Смотрю, слушаю, трогаю, нюхаю, пробую на вкус. Это пять познающих органов чувств, гьяна-индрия, чувств для приобретения знаний. И пять деятельных, которые ответят на то, что воспринимаю. Это речь, я могу описать, я отвечаю. Потом руки, как орган чувств действующий. Ноги, анус и гениталии. Это органы деятельности, таковы их функции. Это тоже чувства. Они связаны с познающими органами чувств. Например, ребенок смотрит вокруг и видит – «о, игрушка в руках у другого ребенка. Хочу!» Глаза видят, и ноги сразу идут, они связаны с чувствами, руки сразу хватают, верно? Если объект не отдает игрушку, то есть — «а-а-а-а-а!» — язык, добивается своего. Они вместе действуют. Наблюдают, воспринимают, отвечают как-то. Иногда на какое-то слово отвечают пощечиной, правда? Есть еще деятельные органы чувств, которые ответят, чтобы было понятно. Если слова не помогают, то мы еще применяем деятельные органы чувств.
Вот мы примерно картину приводим, вот это функциональная структура, известная вещь. Это понятно каждому, это факт. Вот такие мы. Давайте пойдем глубже теперь. Наша задача – пойти вглубь. Насколько будет возможно для нас.
Итак, еще раз, пожалуйста, вы мне повторите, я запишу какие у нас органы восприятия. (пишет на доске) Зрение. Слух. Обоняние. Осязание. И вкус. Вкус всегда последним называют, всякий раз. Может быть я уже 500 раз эту лекцию проводил и вкус всегда последним называют. Так мы их обозначим.

 

Это Ведическая картина, где чувства сравниваются с лошадьми на колеснице. Вот у нас есть пять коней. Вы знаете насколько могущественны чувства, сильные очень, обладают большой властью. Если чувство что-то хочет, очень трудно его остановить. Как необузданные лошади, большая сила в них. И их функция – блуждать в этих объектах, плавать как бы там. Они пускаются вплавь. Зрение в формах плавает, блуждает, что-то выбирает. Ухо в звуках постоянно находится. Нос в обонянии и так далее. Все эти чувства выведены наружу и так мы живем с вами, блуждая в этих объектах чувств, выбирая что-то. И из многих сотен объектов глаз остановится на чем-то самом привлекательном. Он как железо к магниту притягивается к самому привлекательному. Оп! – и остановится. И притягивает туда кого? Кто выше чувств находится? Кто должен оценить то, что мы видим?
(из зала — мозг) Мозг – это анатомия, мы не будем сегодня вскрывать ничьи мозги, мы сегодня будем психологи как минимум. Мозг – это биологический компьютер, а кто там работает? (из зала — внимание) Внимание – это уже другое, это выше. А вот непосредственно функция связанная с чувствами, с оценкой – это ум. Ну, мы назовем по-русски — ум. Есть санскритский эквивалент – манас. Но мы переводим, называем это ум. Значит, в мозге есть у нас ум. А бывает, что в мозгах нет ума? Бывает такое? Вот видите, бывает. Оказывается, мозги есть, а ума может и не быть. А может и быть. Это разные вещи. Мозги есть у всех, а ум есть не у всех. Хорошо, ум. Давайте рассмотрим его функции, что он делает с этими вещами. Его функции конечно сложными могут показаться, потому что у него много всяких образов хранится, он там копит информацию, безгранично может копить информацию. Но функций всего две. Это несложно будет понять любому из нас. Функций две. Он примет любую приятную вещь от чувств и отвергнет любую неприятную. Всё. Он прост. Так приятно – хочу. Неприятно – не хочу. Очень прост ум. Смотрите как интересно. А если вещь приятная, но вредная? Ум не различает эти вещи, он говорит – «всё равно хочу, хорошо!»

Стакан водки выпивает молодой человек впервые, и ум говорит – «как хорошо! Какое приятное чувство! Всё, каждый день по стакану водки, очень хорошо». И если нет еще какой-то выше оценивающей силы, то мы все стали бы алкоголиками сразу же, это прямой путь туда. Кто еще должен быть выше ума? Это называется разум по-русски или на санскрите буддхи. Будда от этого слова. Разум способен различать что хорошо, а что плохо. Не только приятно-неприятно, но хорошо и плохо. Значит есть разум. Разуметь означает различать. Смотрите, что происходит — эти вещи могут вступать в конфликт у нас внутри. То, что делают чувства, то, что делает ум, и то, что делает разум, может быть разным. Внутри у нас противоречия могут возникнуть. Пример – молодой человек вышел на улицу погулять летним днем. Гулял-гулял, и увидел красивую женщину. И ум говорит – «слушай, какая красивая! То, что тебе надо. Ну, подойди, поговори, познакомься, спроси как зовут. Ну, начни, может, тоже понравишься ей». А разум говорит – «ты что, с ума сошел? У тебя рядом жена стоит, ты куда собрался идти?!» То есть даже в присутствии жены ум работает в этом направлении всё равно. Такова сила чувств. Он всё равно это принимает внутри. А жена смотрит – «так, что с ним?» Она его что-то спрашивает, а он говорит – «отстань от меня». Раздражение. Почему? Смотрит в глаза – «ага, всё понятно, куда-то он смотрит, о чем-то думает. Я уже раздражаю его, значит, о ком-то думает». То есть это индикатор его разума.

И вот эта функция разума – оценивать правильно обстоятельства. Согласно месту, времени и обстоятельствам. В Индии лавки выводят прямо наружу. Вот стена дома, и открывается лавка и прямо наружу выходит. Не в магазин вы заходите, а с улицы можете купить всё, что вы хотите. Под навесом, там могут быть бананы, фрукты, одежда, всё что хотите. Прямо с улицы можно. И вот человек проходит мимо лавки, смотрит – там сладости. Там очень вкусные сладости восточные, просто потрясающие. И хочет какую-то сладость, но вспоминает – денег то нет. И идет мимо. Видите, он не пойдет за сладостью без денег, у него есть разум. А корова не остановится. Она не думает, что у нее денег нет, она видит сладость и идет туда, даже видя, что рядом стоит хозяин. Такова сила чувств. То есть у животных не развит этот разум, они не могут оценить картину в целом. А мы всегда оцениваем картину в целом. «Кто присутствует, что это за люди, как себя вести?» Это разум, мы различаем. Есть общественное мнение, есть какая-то культура – это всё в разуме. Ну а ум и чувства у нас как у животных также работают. Мы всё равно хотим в уме всякой дряни. Чего мы только не хотим в уме. Если наш ум подключить к центральному телевидению – не дай Бог увидеть всё это, правда же? Если нас кто-то обидел, мы его несколько раз на части разорвем и соберем в уме, и снова разорвем и снова соберем, и снова… Такой ум, такая сила.
Итак, кони – это чувства, ум – это вожжи, и разум – это возница, держащий вожжи в руках и управляющий лошадьми. Если разум силен, мы можем управлять нашей колесницей тела, нашей жизнью.

Сейчас я раскрою эту тему немножко глубже, поскольку, похоже, вы все еще думаете, что это что-то простое. Нет-нет, вот эти три вещи постичь – человеку нужно прожить жизнь. Мы их так вот просто показали, а нужно все-таки понять, что такое разум, что такое ум. Несколько примеров ума. Ум взаимодействует с чувствами. А чувства с умом. Что это означает? Ум формирует органы чувств. А чувства в свою очередь формируют ум.
То есть вы попробовали вкус лимона. На язык лимон положили. Выделилась слюна, верно же? Вы вспомнили лимон – и слюна тоже выделилась. Через ум. Орган действует, просто вспомнив объект, орган начинает уже функционировать. Без объекта чувств. Образ возникает в уме. Ум хранит образы, ассоциации, эмоции, впечатления. Эти впечатления, эмоции и ассоциации формируют биологическую структуру нашего тела. ДНК и всё остальное. Вы не знали об этом? Несколько примеров. Известных примеров, которые я привожу на каждой лекции.
Один электрик несколько лет назад в Швеции замерз в холодильном вагоне. История, нашумевшая в Европе. Все европейские психологи знают этот пример. Это был бум, сенсация. Человек замерз. Его закрыли на ночь, загерметизировали вагон. Он там электрик, что-то делал, его не заметили просто, он там лежал где-то в углу, провода какие-то соединял. На ночь закрывали предприятие и его загерметизировали на ночь. И человек понял, что он не выживет ночь, в таком холоде. Он знал это точно, при такой температуре, чтобы он там ни делал, конечно же, замерзнет за несколько часов. Он стучал, пытался как-то освободиться, ничего не получилось. Начали поиски ночью, жена заволновалась, звонки, только утром открыли этот вагон, и он был там. Был мертвый. Тело его было вот в таком состоянии (стучит по столу), промерзшее насквозь. Вы скажите – «а что тут сенсационного? Ну, замерз человек в холоде, ну понятно…» Сенсация была в том, что холодильный вагон был отключен от питания. Там не было минусовой температуры. Температура была плюсовая. Кто же заморозил его? Когда исследовали, выяснили – заморозил собственный ум человека. Не шутки. Мы еще не знаем функции ума до конца. Мы еще не знаем глубину ума. Ум – это одна из реальностей. Мы знаем физическую реальность, это энергия. Но ум – это тоже энергия. И Веды говорят, что эта реальность выше. Сначала всё происходит в уме, потом в речи, а потом воплотится, только после этого. То есть всё начинается именно с нашего умонастроения. Поэтому главным образом, когда мы изучаем человека, мы имеем дело с его умонастроением. Насколько ум позитивен, негативен, и прочее, прочее – это самое важное сейчас в жизни. Как он мыслит, насколько глубоко он понимает жизнь.
Другой пример. Например, охватила зависть человека. Испытывал каждый зависть. «Ну, вот везет, дуракам же, правда? Вот дурак, а ведь везет же!» И вы чувствуете, как вам прямо плохо становится физически. Оказывается, в состоянии зависти ум вырабатывает в теле яд. Яд. Кто самое завистливое существо на планете? Догадайтесь. Биологический вид какой? Змея. Она просто смотрит, вот эта злоба ее ко всему вырабатывает яд. Она просто смотрит на вас и яд вырабатывается. Зависть вырабатывает яд. Так можно понять умонастроение этого живого существа. Что же оно вырабатывает. Ум – это трансформатор оказывается. А корова смотрит на теленка и у нее молоко течет, прибавляется. Сколько дает молока? Сколько теленок захочет, столько и даст молока. Мать. Материнство – молоко. Зависть – яд. А любовь в уме? Любовь – наркотик выбрасывается. Настоящий наркотик, но я его сам создаю, я его не принимаю, не укалываюсь.
Я был на кафедре химии университета в Алма-Ате. И они сказали даже эту формулу любви, она сейчас известна. То есть сейчас, девушки, если молодой человек к вам подходит и признается в любви, можете послать его на анализ крови. Пусть справку принесет, что он влюблен на самом деле. Это возможно сейчас. Формула любви известна, в крови будет вот это вещество обязательно, если это любовь. Так что я рекомендую, перед тем как идти в ЗАГС, справку нужно приколоть к делу, подшить (смех в зале). Факт, вот научный факт. То есть умонастроение, несомненно, создаст наше биологическое тело. То есть нас учили по Карлу Марксу что наоборот, бытие определяет сознание. А тут, видите, примеров и других полно. И так и так работает, конечно же, но ум сильнее.
Это всюду. Любое растение, капусту посадите, морковку. Поливаете водой – а там морковка. Откуда она взялась, скажите? Или яблоня выросла, а там яблочная кислота. Откуда она взялась, вы же не поливали яблочной кислотой? Вы же не поливали морковным соком морковку? Вы водой поливали, и солнце, всё одинаково, но дают разные вещества эти живые существа, эти растения. Живое существо формирует химические новые элементы, то есть трансформация происходит. То есть ум – трансформатор.
И идея заключается в том, чтобы ум был чистым. Незагрязняемым. Очень важно для нашей жизни. Как огонь. Бросаете в огонь мусор – а он чистый остается. Он сжигает, а сам чистый.
У нас бывает наоборот, что мы хорошие вещим слышим, а потом непонятно что делаем. В обратную сторону трансформация. Есть такой анекдот. Человек пошел по большому делу в поле сходить. И успешно справился с этим большим делом. И посмотрел на результат. «Фу, какой кошмар. Отвратительно». А испражнения удивились – «ты чего с таким отвращением смотришь на нас? Еще вчера мы были хорошими свежими продуктами. Фрукты, хлеб, рис… Пообщались с тобой одну ночь – и во что ты нас превратил?» (смех в зале) То есть трансформация.
Знаете, как Будда ушел? Это пример из истории, как Будда ушел с этой планеты. Он Свое учение выразил в двух словах, когда уходил. Ученики Его не понимали всю жизнь. Его отравил один человек. По невежеству. Он конечно же не хотел отравить Будду, он хотел Его накормить достойным образом, в гостях, он пригласил Его и накормил. Но накормил грибами, которые в это время года были ядовиты. И Будда когда стал есть грибы, Он понял, что эти грибы сейчас ядовиты, смертельно опасны. И поэтому Он съел всё, чтобы человеку ничего не осталось, чтобы жизнь спасти этому человеку. А человек с любовью встречал Будду, не догадываясь ни о чем, он там Его кормил с такой любовью, что Будда принимал это с благодарностью. Поблагодарил и ушел. Когда пришли ученики – «что с Тобой, гуруджи, почему Ты лежишь на спине днем?» «Грибы отравлены, Я принял обед, но это яд». Они стали звать врача. Врач пришел – «поздно, яд вошел в кровь, я не могу ничего сделать, Он умрет». И ученики стали проклинать этого человека, он же отравил Будду. Но Будда сказал – «это очень хороший человек, не проклинайте его, он с любовью готовил, с любовью кормил, он был Мне как мать. Первый человек, который накормил Меня, была мать. А это последний человек, который Меня накормил в этом мире. Уважайте его». «Да как же мы можем уважать, он же убил Тебя! Мы проклянем его всё равно!» И тогда Будда поднял палец вверх и сказал – «вы не поняли Моего учения». Слушайте внимательно, мы говорим сейчас о том же самом, спустя много времени. Благодаря нашей психологии, нашей науке мы начинаем догадываться, что Будда был прав. О чем же Он сказал? «Вы не поняли Моего учения. Будде могут дать яд. А из Будды изойдет только любовь». Вот это трансформация. Вот для чего нужен человек в этом мире. Трансформировать всё плохое в хорошее.
К сожалению, мы видим большей частью обратный процесс. Почему? Потому что чувства имеют природу жадности. Чувства таковы. Вот глаз идет и смотрит по улице. Опять же, жарко, лето, хороший пример – мороженное. То самое, вкусное, холодное. И ум говорит – «давай сразу 7-8 порций бери и съешь. Или десяток». То есть чувства с умом не знают меры наслаждения, их трудно ограничить, они очень могущественные, очень жадные, ненасытные. Разум говорит – «стоп-стоп-стоп», он с чувствами не связан, он холодный, трезвый. Если чувства говорят — «мороженное! Эскимо!», ум говорит – «8 порций!», то разум говорит – «ты что, с ума сошел? Сдурел что ли? Простудишь горло, желудок испортишь. Зубы потрескаются». И он выдвигает аргументы, разумные. «Достаточно двух порций, всё». Если разум сильный – можем принимать решения. А если разум слабый? Мы не можем бросить курить. Разум слабый. Не потому что нет лекарства против курения, а потому что разум слабый. Мы не можем бросить пить водку. Хотя ее вообще пить не нужно, вообще никак, вообще она не нужна человеку. Ум и чувства говорят – «это хорошо».
Здесь есть у нас еще лист? Я просто хочу показать одну вещь, одну рекламу. Сейчас вы узнаете, что это за реклама, она известная. Это вот такая вот прерия, каньон, вы уже понимаете, о чем речь пойдет. Заходящее солнце. И тут у нас вот такая вот лошадь. С ковбоем в шляпе. Узнаете? И тут написано что? (из зала — мальборо) Именно, «Мальборо».

Скажите, какое отношение сигареты «Мальборо» имеют к этому каньону? Никакого. Создается впечатление для ума и чувств. Романтика, понимаете, свобода, прерия, вы на мустанге, один, как ветер свободны. Потому что вы курите «Мальборо», вы получаете это чувство. Это не так, но создается образ, и люди привлекаются. «Если я закурю – я буду как этот ковбой в точности». Он таинственный, ни на одной рекламе вы его лица не увидите, в тени лицо. Таинственный образ, загадка. Очень хорошая реклама. Это для ума и чувств. Правда, хорошая реклама? Хочется попробовать в таком стиле жить. И тут для разума строчка внизу – «Минздрав предупреждает, что курение опасно для вашего здоровья». Сначала вообще ее не было какое-то время, потом она появилась маленькая, сейчас она побольше уже становится, иногда она становится очень большая, чтобы напомнить важное для здоровья, а не для наслаждения чувств.
Веды утверждают, что такая реклама преступна. Рекламировать процесс преступно. Рекламировать нужно результат. Сейчас мы прорекламируем результат. Будьте готовы видеть, каков настоящий результат этой рекламы. Это лошадь. Плачущая. Здесь две ноги ковбоя. Сверху шляпа. «Минздрав предупреждал, что курение опасно для вашего здоровья». Результат. Парень от туберкулеза легких скончался. (Это Уэйн МакЛарен, умерший в 52 года, перед смертью он признался: «Меня погубило курение, это разрушает доброе и хорошее в человеке». Известный герой рекламы «Кэмэл», умерший от рака легких в своем последнем рекламном ролике произнёс: «Люди, делайте что хотите, только не курите») Это настоящая реклама.

Реклама водки – «чистая, как горная слеза». Так ведь рекламу создают? Очень привлекательно. А результат какой? Бачок такой мусорный и там ноги торчат. Вот так, это водка. То есть рекламируйте результат, почему вы рекламируете процесс? А потому что кому-то это выгодно. Пожалуйста, не попадайтесь. Если вы имеете разум, вас не обманут. Если вы можете контролировать чувства, и понимаете что хорошо, а что плохо — вас не обманут.
Но я уже слышу вопрос внутри у некоторых – «а какая вообще разница, что хорошо, а что плохо? Я живу, как хочу. Жизнь одна. Наслаждайся всю жизнь, как хочешь. Какая разница, здоровым умру или больным?» Вот она, распространенная философия. Простите, но жизнь не одна, вот в чем вся загвоздка. Эта жизнь не первая у нас и не последняя. Вы же родились. Как вы это сделали? Объясните. Только на маму не показывайте. Как вот вы лично родились? Ведь вы это сделали уже. Факт, вот они вы, вы рожденные. Так почему вы не может это еще раз сделать? Почему? Это же факт, что вы рождены. И рождается так много живых существ, и умирает, и снова рождается, и снова умирает, и снова рождается. Это факт, что вы родились, и можете родиться еще точно так же. Вы же не выбирали себе родителей, верно? И родители тоже вас не выбирали. Кто пришел, они не знают. Откуда – не знают. Ребенок рождается. Веды говорят, что жизнь непрерывна. И русские Веды, и индийские Веды говорят одно и то же. Например, что говорят русские Веды? Что ты, читающий, никогда не увидишь своей смерти. Ты увидишь смерть только со стороны. Внутри себя ты ее никогда не увидишь. Ты просто станешь другим, вот и всё. Ты не умрешь. Ты просто станешь другим. Как во сне. Вы можете стать другим во сне. По-другому себя вести, летать во сне можете, но это же вы тем не менее. Это вы. Вы помните это всё. И жизнь в материальном мире, в нашем измерении подобна сну. Потому что временна. Ночь, ночной сон прошел – и его нет. И день точно так же прошел, и его нет. В чем разница? Нет никакой разницы.
Итак, мы сейчас поднимемся до некоторых важных вещей. Сейчас разум, буддхи. Буддхи – это тот, кто видит прошлое, настоящее и будущее. Слышали о ясновидцах? Слышали, есть такие. Пророки. Это буддхи называется, уровень буддхи. Если вы достигаете уровня буддхи, вы знаете прошлое, настоящее и будущее. Ну, на самом деле вы это знаете в какой-то степени, почему же нет? Вот я вам скажу – «один человек начал принимать ЛСД, наркотик». И вы уже знаете будущее, что с этим человеком произойдет. Видите, вы знаете будущее. Посмотрите на свою ладонь внимательно – вы знаете будущее. Линию жизни видите? Посмотрите все на ладонь, на линию жизни. Видите, внизу она кончается у всех? Вы знаете будущее. Она у всех кончается. (хихиканье в зале) Она началась и она закончится. Вы знаете будущее. Вот здесь через два часа лекция кончится, и мы все выйдем через эту дверь, вы знаете будущее. До определенной степени.
Но как видеть глубже, дальше? Сейчас поясню. Когда мы были на Байкале в прошлом году… Ну всех поражает это место, где бы вы ни жили, если приедете на Байкал, вы поразитесь просто. Такого нигде нет на планете, наверное, такого феномена как Байкал, такая чистота, такое могущество, такое влияние сильное на ум, на чувства, на разум, всё сразу оживает у вас внутри. Вода, смотрите – и несколько метров видите насквозь. А в мутной воде даже 15 сантиметров не видите. Так почему же можно видеть далеко? Вот чистый воздух и видно аж до горизонта всё, за 80 км можете увидеть. А грязный воздух, туман, руку протягиваете, бывает – и не видно. Есть буддхи, почему он не видит так глубоко? Ум нужно очистить и чувства. И будете видеть прошлое, настоящее и будущее. Сначала это логически можно видеть, а потом непосредственно можно ощущать, куда мы с вами идем. Это называется интуиция глубокая.
Кстати говоря, в Индонезии было цунами, помните? Ну несколько лет назад, известно это по всему миру. Волна унесла десятки тысяч жизней. Там одна-две волны, я не знаю, цунами, ну или три волны бывает. Обычно больше не бывает. И при этом не погибло практически ни одного животного. Только люди. Животные почувствовали раньше, и ушли оттуда. А люди нет. Они утратили это чувство, утратили тонкое знание, потеряли.
Так вот ум человека не путайте, пожалуйста, с мыслями. Мысли – это поверхность ума. Это рябь на воде всего лишь навсего. Тот же пример с цунами. В океане открытом цунами не опасно. Это волна не больше 15-20 сантиметров. Вот это волна. Такая длинная-длинная волна идет. Вся остальная глыба находится вон там (очевидно что-то показывает). Вот когда она подходит к берегу, то показывает себя. Вот это мощь. А в океане не опасна. Наши мысли – это лишь верхушка айсберга. А умонастроение – это совсем другое. Например – кто-то мужчина, кто-то женщина. Попробуйте думать иначе. Очень сложно.
Ум всегда там что-то думает, что-то сравнивает. Скажите ему – «помолчи хоть 5 секунд, остановись». Невозможно. Не слушает. Сила невероятная. В Ведах говорится, что легче ураганный ветер остановить голыми руками, чем укротить ум человеку. Большая сила. Мы уже приводили пример этого электрика замерзшего в вагоне. Или мы имеем в быту много примеров, когда человек касается утюга холодного, думает что он горячий и получает ожог – это всё проделки ума. Или ложная беременность у женщин – проделки ума. И знаете, я сейчас скажу вам по секрету одну вещь. Только для вас, для пермяков. Вся наша жизнь – это тоже проделки ума. Не ожидали такой вывод? Вы думаете, что всё, что вы видите через призму ума, реально? Никогда этого не может быть. Только разум может видеть истинную картину, то, что происходит.
Итак, разум понимает, что дышать уже невозможно в таких городах, как Москва, Петербург, Алма-Ата, столичные города. Там нет воздуха, там газы. Там нет ничего. Разум понимает. Но ничего поделать не может. Выхода не видит. Мы выбрали странное направление. Мы понимаем, что мы уже спиваемся в России, мы вырождаемся в России, мы задыхаемся в России, семьи разрушаются, 60% разводов стабильно. Семья имеет 1-2 детей, и больше не хотят. Большинство вообще не хотят никаких детей. Во что мы превращаемся как культура и нация? Разум это понимает, но не видит выхода.
Это как вы приходите к врачу, он говорит – «диагноз такой, там у вас болит, тут плохо, там разрушено, тут недостаточность». «Да, а лекарство есть?» «Лекарства не знаю». То есть мы с вами научились видеть недостатки. А как исправить? Давайте попытаемся все-таки это обсудить, как же это найти в себе.
Над разумом находится кто? Разум – это еще не живое существо. Ум и чувства – это не живое существо, это биологическая машина. Есть тонкое устройство и грубое устройство. Кто-то работает там. Кто это такой?
(из зала – душа) А что такое душа? Да это я сам, боже мой. Я! Вот здесь напишем – «я», сознание. . Я живу там.

 

И вот смотрите – я различаю, я размышляю, я ощущаю. У меня есть три платформы моего «я». Три. Как называется, расстроился человек, помните выражение? То есть у него проблема внутри, он расстроен, у него конфликт между чувствами, умом и разумом. Чувства говорят одно, ум другое, разум третье — расстроился человек. На три части разделился как бы, расстроенный.
Сейчас будем собирать человека в одно единое «я». Сначала нужно изучить его природу, что же такое это «я», какие его функции. Загадка, вопрос. И вы должны ответить на этот вопрос. Несложная загадка. Каждый должен ответить. Только не бойтесь этих ответов. Раскрепоститесь немножко. Не надо бояться ничего. Не надо бояться, русский вы, или американец, или индус, или еще кто-то, забудьте про эти вещи. Давайте поговорим о человеке просто. Нам нужно с вами три вещи. Только три, я утверждаю. Но вы должны отгадать, что это за три вещи, получив которые вы будете счастливы полностью и навсегда.
(из зала — любить) Точно. Любить. Только как обобщить это понятие? Все уже кого-то любят. Сколько любви вы хотите, количественно? Я запишу, потом мы выдадим это количество на выходе, только скажите. Как помните, Остап Бендер спрашивал Шуру Балаганова, сколько тебе надо, сумму для полного счастья. И он называет точную сумму. Итак, если любить, то сколько, давайте разберемся. Сколько счастья?
(из зала – много) Он очень жадный, ему много надо. А сколько много?
(из зала – а в чем измерять?) Да, в чем? Вот озеро счастья возьмете? А залив счастья возьмете? А море? Океан хотите? Вот-вот, видите, всё мало и мало, я так и знал. Это называется ананда на санскрите, в безграничном счастье у нас потребность. Оно расширяется постоянно. Наша потребность будет расширяться. Это называется ананда, безграничное блаженство. Это потребность моего «я». Не чувств. Чувства пресыщаются быстро. Вы океан не выпьете. Даже вина, если вкусное вино, вы океан не выпьете, лопнете, не вместите. Это «я» такое, с такими потребностями колоссальными.
Что еще? Мы первое нашли. (из зала — знание) Да. Почему мы здесь все сидим то? Мы хотим знания. Полное знание хотим. Не просто какое-то знание. Это называется чит на санскрите. Полное знание, полное сознание. Не быть просто овощем каким-то на грядке, верно же? Чтобы полноценно жить, нужно знать себя, знать мир. То есть я не только имею счет в банке, но еще и должен знать, сколько точно у меня в банке, верно же? А если вы не знаете, сколько у вас в банке, то как вы будете распоряжаться своей жизнью?
А что нужно еще третье, без которого это всё не имеет особого смысла? Ни счастье, ни знание. (из зала – чтобы это было всегда) О! Чтобы никогда не кончалось, вечно. Вечность должна быть. (из зала – здоровье) Да, здоровье нужно отнести к этой же категории, к постоянству, к поддержанию. Но оно тоже вечность не дает нам.
<какое-то дополнение в рисунок, непонятно какое. Но, похоже, можно и без него>

Комментирование запрещено