2010.07.31 | Пушкино | Чайтанья Чандра Чаран пр. | «Ты можешь проповедовать», ответы на вопросы

Матаджи: я хотела спросить, а если человек не получил инициации, может ли он проповедовать или лучше подождать, пока он получит инициацию?
Махарадж: Если человек хочет проповедовать, ему никто не может запретить.
Матаджи: Но будет ли это эффективно?
Махарадж: Да, это будет эффективно в том смысле, что он будет связывать людей с книгами Шрилы Прабхупады, с совершенными преданными. Это эффективно в этом смысле.
Матаджи: Каково соотношение проповеди с воспеванием Святого Имени?
Махарадж: Шрила Прабхупада говорил, что есть брихат-мриданга, большая мриданга. Обычная мриданга, если вы выйдете на харинаму, она может озвучить ну квартал или полквартала. Люди услышат Святое Имя. Но брихат-мридангу услышит весь мир. Это печатание, издание книг, распространение их, проповедь. Прабхупада сказал, что это еще лучше, чем воспевание. Видите, какую важную деятельность дал Шрила Прабхупада. Возможно, мы не поем круглые сутки, у нас 16 кругов. Может быть, несколько раз в неделю мы приходим на киртан или даже раз в неделю. Но деятельность в Сознании Кришны очень необходима сейчас для распространении. Прабхупада дал нам возможность спасать мир. И самих себя, и мир тоже. То есть он привлек нас к очень возвышенной деятельности. Это высший альтруизм, высшая благочестивая деятельность – спасать людей, передавая знание. Он дал эту миссию нам, хотя мы недостойны по своей природе. Он сказал – минимум 16 кругов. Этому каждый может научиться серьезный преданный, каждый. И преданное служение, деятельность в Сознании Кришны. Ну и конечно на фестивале мы хотим много воспевать, это понятно, приезжаем. На фестивале много воспеваем.
Прабху: Каков критерий того, связан ли преданный с парампарой или нет?
Махарадж: Это вопрос его интересов. В чем его интересы? Если интересы парампары становятся его интересами, то конечно связан. Если он не собирается помогать преемственности, то он не связан, конечно.
Прабху: Даже независимо от дикши?
Махарадж: Да. Это не самый важный момент, дикша. Важна связь в сердце. Дикша тоже необходима, но важнее связь в сердце. Если вы чувствуете боль, что вот мир катится в ад, если вы это чувствуете, видите, как много людей страдают и деградируют, чувствуете на себе какую-то ответственность помогать, и обращаетесь к знаниям парампары, то конечно вы связаны с парампарой.
Матаджи: Как воспитать детей в Сознании Кришны? Что самое главное?
Махарадж: Просто будьте в Сознании Кришны и всё. Всё просто. Кто сказал, что детей нужно учить? Они сами учатся. Вы же не знаете, какие они вырастут. Они сами учатся, вы просто должны иметь пример правильный в семье и всё. Это и есть самое главное. А учить «а, б, в» — это несложно, это каждый может, в этом нет никаких трудностей.
Прабху: Какой самый эффективный способ, как проповедовать, но не навязывать, без насилия?
Махарадж: Как проповедовать, не применяя насилие? Это невозможно (все смеются) Проповедь – это насилие над невежеством. Это так же как обучать ребенка, если его обучать приходится именно, воспитывать, без наказания. Это возможно? Невозможно. Обучение – это форма насилия. Если вы хотите проповедовать, нести знания, то вы будете совершать насилие. Но в благости. В страсти и невежестве не будете, драться с людьми не будете, конечно. Не будете брать оружие и крестовый поход организовывать. Не будете, нет, будете просто давать знание. И гневаться, когда они какие-то ложные истины утверждают. Гнев может разрушить ложные концепции.
Прабху: А разве это не будет вызывать какое-то негативное отношение и отвращение у людей, если мы им будем навязывать какие-то мысли?
Махарадж: Не навязывается, нет, но разбивается невежество. Если человек не хочет принимать – это совсем другой вопрос. Не нужно чтобы он принимал сразу. Услышал — и достаточно. Как Рохинисута прабху рассказывал как на улице с людьми общаться. Показываете книгу, он говорит – «о, нет-нет-нет, кришнаитская литература» — и уже собирается уходить. «Хорошо, тогда вот благовоние, понюхайте!» Нюхает. «Нет, что-то не нравится». «А вот это нравится?» «Это лучше». «Возьмите. Вот вам еще шарик». Что-то же человек примет. С философией согласны не все, но с прасадом согласны почти все.
То есть мы не настаиваем, чтобы прямо сейчас он принял всё. Но что-то примет.
Прабху: Сегодня шла речь о материальных привязанностях. Скажите, пожалуйста, могут ли стать творческие амбиции препятствием в преданном служении? И в какой пропорции можно соотнести необходимость проповеди и реализацию своих природных наклонностей?
Махарадж: Да-да, свяжите их с проповедью. То, что вы хотите добиться, свяжите с проповедью.
Прабху: А в какой степени возможна импровизация в этой связи?
Махарадж: Чтобы творить в Сознании Кришны вы должны чувствовать бхаву, настроение. А творчество, там театр, музыка, они допускают какие-то импровизации, какие-то спекуляции, какие-то театральные трюки, приемы, чтобы привлечь внимание зрителя. Но бхаву не изменяйте. То есть в результате вашего творчества люди должны любить Кришну. Всё, тогда вы полностью, 100% успешны.
А форма может отличаться. Конфета та же самая, фантик другой.
Прабху: Почему тот прабху из истории, который не хотел совершать преданное служение, все-таки совершал его?
Махарадж: Ну, есть много причин, у каждого есть свои причины. Мы тоже, может быть, не хотим особенно заниматься преданным служением, нас заставляют обстоятельства. 2012 год, например (все смеются). Правда-правда. Сейчас очень много людей стало приходить к Ведической культуре только потому, что они боятся этого года. Ищут какой-то выход. Ну, там пророчество есть Ванги, что выживут только добрые люди, и они хотят стать добрыми, стать на добрый путь. На них это влияет. А в других местах, хорошо развитых материально, стабильных – там очень трудно проповедовать. Люди явно показывают, что им не нужно заниматься преданным служением, что у них всё хорошо на материальном уровне, очень хорошо. Нам и не снилось, какой там уровень жизни. Мне пишут письма из Америки и Италии, я поражаюсь, какая там сильная майя материальная. Даже старики счастливы там. Такая забота, такой уход, что им невозможно показать Бхагавад-Гиту, рассказать о смерти, о душе, о временности материального мира. Они ничего не слушают, они счастливы. То есть если человеку дать всё желаемое в материальном смысле слова, то скорее всего он не будет заниматься преданным служением. Кришна только что говорил об этом. У нас тоже есть какие-то материальные причины, которые нас стимулируют. Кришна говорит в Бхагавад-Гите, что есть 4 типа людей, которые приходят к Богу, и всё материальные мотивы. Они могут страдать, из-за страданий. Или из-за нужды денежной. Или из-за любопытства. Или ищут знания. Всё это материальные мотивы. Но человек, который именно хочет служить Кришне, интересуется Кришной – это очень редко, это исключительный случай. Но мы можем стать такими. По милости Кришны. Прабхупада сказал, что много таких преданных появится. Пройдя через процесс очищения, много станет чистых преданных.
Прабху: Стоит ли проповедовать людям других конфессий, если они не следуют тому, чему хотят следовать, но с другой стороны убеждены, что это единственный путь? И стоит ли вообще с ними иметь дело? Например, они курят, едят мясо, и считают, что православие – это единственно верный путь к Богу.
Махарадж: Конечно, единственный путь, потому что только православие прощает мясоедение и курение. Это единственный путь для тех, кто курит и ест мясо. Не беспокойте их. У них другого пути нет. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути (преданные хохочут). Для тех, кто курит и ест мясо, другого пути нет. Эти формы религии тоже необходимы, видимо. Потому что люди такие есть.
Прабху: Так что, оставить их в покое?
Махарадж: Надо уважать. Не то что оставить в покое, надо уважать. Они с этими привычками материальными всё же обращаются к Богу, прямо или косвенно. Это благородные души, в Гите говорится. То есть мы должны уважать любые стремления.
Прабху: Ну а проповедовать о принципах?
Махарадж: Им не нужно соблюдать принципы, они не давали обетов никаких и не собираются давать обеты. У них другая философия. Их прощает Иисус Христос и всё. У них другая философия, они ищут просто милости и не хотят никаких усилий совершать.
Это неприемлемо в нашем движении, это другой вопрос, но в их движении это приемлемо. Они его специально создали. А иначе они никак не смогли бы к Богу придти, у них не было бы шансов. Если сейчас поднять им стандарты, то люди бы сильно забеспокоились и были бы несчастны. Это не проблема как таковая. Проблема в том, что есть распри между религиями, вот это уже проблема.
Прабху: Как проповедовать без реализации духовного опыта? Человек же видит, что то, о чем говорю, у меня нет.
Махарадж: Это хороший вопрос. Он может видеть, что этого нет, но в то же время он видит, что человек очень уверен в этом. Отражает чью-то веру. Очень уверенно говорит все эти вещи. То есть вот только что он знал этого человека, вместе они могли покурить выйти куда-то, и вдруг он начинает ему проповедовать активно. С полной верой, потому что услышал уже, истинный источник слышал, и появилась эта вера. Поэтому слушайте и повторяйте, слушайте и повторяйте. И постепенно люди увидят, что вы уже другой человек на самом деле. Сначала был такой же как и я, а вот теперь уже другой человек.
Прабху: Какой контраргумент можно привести, когда ссылаются на Библию, что можно есть мясо? Там копыта раздвоенные…
Махарадж: Когда опираются на Священные Писания, что можно есть мясо? С какими копытами кого можно есть? Да, мы однажды с одним христианином ехали в автобусе всю дорогу и спорили с ним. У него была Библия, а у меня Бхагавад-Гита. Мы читали книги, а потом стали читать друг у друга. И потом разговорились. Оказался очень фанатичный человек, настоящий такой твердый последователь. Я тоже фанатичный, тоже твердый, и мы столкнулись лбами в этом автобусе. Он про мясо стал говорить, что мясо можно, что в Библии Бог дает есть мясо, где же ваше смирение (преданные хохочут), где же ваше почтение к Богу. Он вот предлагает, а вы отказываетесь. Несмиренные, непочтительные к Богу. Мне даже неудобно стало, как же так… Я Библию не читал в то время, попросил его показать стихи, где об этом говорится… И он сразу нашел стихи, он ориентируется там, раз – «вот, читай». И точно, там написано про эти копыта, что даю вам в пищу. Думаю – «ну все, похоже, надо есть мясо». Опускаю глаза ниже, а там другой стих – «но за это спрошу с вас». И я ему этот стих показываю, а он мне верхний, я ему нижний, а он мне верхний (преданные хохочут). Если посмотреть внимательно Священные Писания, то там есть выбор всегда. Там не утверждается что-то одно. Люди разные, и они выбирают разные вещи оттуда. Я выбираю не есть мясо, а он выбирает есть мясо, в одном же Писании. Поэтому человек не обязан есть мясо.
Прабху: Говорят, при выборе духовного учителя надо пообщаться с другими духовными учителями, хотя я не сомневаюсь в своем выборе, я уже выбрал.
Махарадж: То есть ты выбрал духовного учителя, но тебе говорят подождать, пообщаться с другими духовными учителями, которых ты не видел еще? Но ты не хочешь общаться с другими духовными учителями? Общайся с другими духовными учителями, конечно. Это может и не повлиять на твой выбор. А может повлиять. Не спеши. Пообщайся. Хоть по одной лекции прослушай, чтобы как то шире понимать ИСККОН.
ИСККОН – это очень сложная организация. Очень сложно понять ИСККОН, находясь просто здесь, в этой группе преданных. Нужно иметь представление о мировом ИСККОН, чтобы понять, что такое ИСККОН. Например, мы здесь что-то с вами делаем, организовываем фестивали, но если вы приедете, скажем, на маяпурский фестиваль, вы поразитесь, вы будете просто потрясены размахом, могуществом ИСККОН там. Или увидите ИСККОН в Америке или Европе – вы тоже поразитесь. У нас есть небольшое представление об ИСККОН вот здесь – Москва, Подмосковье, центральная часть России, Сибирь. Мой Гуру Махарадж, когда часто ездил здесь, показывал по вечерам слайды допоздна, что происходит в мировом ИСККОН, картинки. Вот это Лос-Анджелес, это Австралия, это вот в Африке и т.д., чтобы преданные имели некоторое более широкое представление об ИСККОНе.
Матаджи: Если человек практикует йогу, читает Бхагавад-Гиту, иногда повторяет мантру, считает, что он духовно прогрессирует, но при этом он употребляет интоксикации и считает, что это ему не мешает на данном этапе. Он сможет духовно прогрессировать?
Махарадж: То есть читает Бхагавад-Гиту, иногда повторяет мантру, и также иногда курит?
Матаджи: Стабильно курит (преданные смеются)
Махарадж: И считает, что это не мешает ему прогрессировать? Это очень сильный преданный. (преданные смеются) Он может прогрессировать даже куря сигареты. Ну, я не сомневаюсь, что он прогрессирует, этот человек, он прогрессирует.
Матаджи: Это со временем уйдет у него?
Махарадж: Может быть и не уйдет. Может быть так с сигаретой и пойдет к Кришне, я не знаю. (преданные смеются) Есть разные преданные. Я уже боюсь что-то утверждать. Мы всякое видели. Сейчас уже каких только преданных вы не увидите – и пьющих, и курящих, и никотинных, и децибельных, и наркоманных. Преданные, все равно они преданные. Может быть они инициацию не получают, потому что не могут следовать всему, но они преданные Кришны, они верят в Него.
Если бы мне сказали в начале 90-х годов об этом, что ИСККОН станет именно таким вот как сейчас, я бы застрелился. А сейчас думаю – нормально. Как раз нормально, хорошо, пусть будет так. Милость Господа Чайтаньи, пусть все знают о Кришне и пусть все стараются согласно своим силам делать. Но если бы мне тогда сказали, что в будущем преданные будут курить, и пить, и при этом мантру повторять, и Гиту изучать, я бы застрелился точно. Я бы не знал, проповедовать или не проповедовать. Но сейчас я думаю, что это нормально. Что будет дальше, не знаю.
Прабхупада сказал, что люди примут единого Бога, примут руководство Шримад Бхагаватам, Ведическое знание, Бхагавад-Гиту, они придут к этому. Но это будут разные преданные, разного уровня, разных культур. В ИСККОНе, Прабхупада сказал, сохранятся самые высокие стандарты. Но и вне ИСККОН очень много будет преданных, сказал Прабхупада, с другими стандартами. Но в ИСККОНе – это золотой стандарт, который будет поддерживать всё. Вот как фонарь висит и может все освещать. Все будут пользоваться стандартами ИСККОН, традициями ИСККОН, он будет поддерживать всё. Прабхупада хотел, чтобы мы, если приходим в ИСККОН, стали носителями этих высоких стандартов. Старались, получать посвящение, посвящать свои жизни, по-настоящему принимать Сознание Кришны, в полной мере.
Прабху: Расскажите немного о стандартах ИСККОН?
Махарадж: Просто всё. 4 регулирующих принципа, 16 кругов мантры каждый день – это минимум. Минимальный стандарт. Но это золотой стандарт. Особенно если вы это делаете внимательным образом, вы будете преданным очень высокого уровня. Уже благодаря всего лишь этим вещам — 4 принципа и 16 кругов.
Прабху: Скажите, как преодолеть разобщенность интересов между родными и теми, кто начинает практиковать.
Махарадж: Это обычное явление сейчас, потому что когда кто-то один принимает Сознание Кришны, в семье революция происходит. Родственники, муж или жена, дети, все беспокоятся, на работе, друзья, переполох. Поэтому преданные часто это скрывают, не говорят еще родственникам. Мясо не едят, придумывают какие-то причины. Страх, потому что в семье разногласия начнутся. Вот это Кали-Юга, такова Кали-Юга. Ничего не нужно делать. Нужно быть терпеливым, смиренным и твердым в своих обетах. И постепенно родственники привыкнут. А потом и сами откажутся от мяса.
Как родители моей жены, они уже ушли из жизни, но отец сначала не мог понять, почему так, почему нужно отказываться от такой пищи, и зачем всему этому следовать. Много спорил сначала, был недоволен. Был несчастлив скорее за нас. Не рад этому всему. Но моя жена, она его дочь, она ему стала проповедовать как дочь. Даже ударила один раз его. По плечу как даст. Он и убежал сразу. Ну, так вот в споре каком-то, он стал там что-то критиковать… ну семейные дела, не проблема. Я, конечно, ей сделал замечание, а она говорит – «а что он вообще?!» Ну она дочь, они родственники близкие. Прошло полгода, мать приносит мясо на стол, и отец кулаком бух! «Убери отсюда и больше никогда не приноси!»
То есть людям нужно время на осмысление. Привычка – вторая натура. Они привыкли так жить, это как природа их стала уже. Поэтому сначала просто шок, культурный шок человек получает. Образ жизни такой. «С ума сошли? А как же наши предки, пили-ели, прапращуры то же самое. Правда, обезьяны вегетарианцы, вот не знаю откуда это у человека». Кстати да, обезьяна же вегетарианец, почему человек ест мясо? Ну то есть если вы проявите терпение и родственные отношения не будете разрушать, вот это именно важно, не разрушать родственных отношений, уважать их чувства, то постепенно они примут чистый стандарт. Будут уважать тоже.
Прабху: А на какие темы с ними общаться?
Махарадж: Вы решаете сами как общаться с родственниками. Не проповедуйте им, если они не хотят. Но мясо не ешьте, спиртное не пейте. Даже на праздники. Они всё равно будут вас спрашивать, тогда проповедуйте. Не спрашивают – молчите, всё просто. Им не нужно проповедовать активно, родственникам, тем более если это ваши родители, они же прекрасно помнят как меняли пеленки у вас, а тут он сел на асану и проповедует. Они никогда не забудут, это вы забыли просто. Вы думаете, что уже выросли, а они так и видят вас, связанного с прошлым. Каким он был там еще, ходить не умел, говорить не умел толком, а сейчас вот наставления дает. «Я его учила «а, б, в», а теперь он мне проповедует!» В своем отечестве нет пророка, не надейтесь на это.
Матаджи: (плохо слышно вопрос о двух аспектах воспевания – когда мы воспеваем для удовольствия Кришны и когда мы воспеваем для удовольствия людей).
Махарадж: Это можно различать, а можно не различать, то что вы сейчас сказали. Это называется проповедовать согласно месту, времени и обстоятельствам. Один ученик Прабхупады был президентом в одном храме. И всё что он делал – играл на гитаре в своем кабинете и пел Харе Кришна. И никакими делами больше не занимался. И весь храм жаловался на него Прабхупаде – «он не управляет, обязанности не выполняет, сидит в кабинете, на гитаре играет целый день и поет мантру Харе Кришна». Прабхупада пришел к нему и сказал — «а чего ты здесь сидишь? Бери гитару и путешествуй по всем городам, пой Харе Кришна. Прямо с гитарой, ты хорошо играешь на гитаре, давай, путешествуй». Место, время, обстоятельства. Что плохого, если люди тоже получают удовольствие от киртана? Музыкальный киртан, скрипки там, проигрыши музыкальные, люди сидят, интеллигенция, знаете. Они любят все эти вещи. И преданные любят. Если Харе Кришна звучит, то всё звучит, и музыка тоже звучит. Из Харе Кришна же музыка вся происходит. Вы знали об этом? Она всё равно проявится, музыка. Если вы поете Харе Кришна, то музыка проявится, вы услышите много музыки. Это можно не различать. Так или иначе пойте Харе Кришна. Под барабан или караталы, или под музыку какую-то. Под симфоническую музыку Говинда Махарадж поет. Оркестр симфонический. И там такая интеллигенция сидит, все одеты, все в галстуках, с прическами, ну такая публика, настоящие ценители искусства. И там Говинда Махарадж поет по симфонический оркестр Харе Кришна мантру. И потом все встают и хлопают, овации, «браво». Что плохого? Не хотите людей удовлетворить? Не хотим служить мясоедам этим, правда? Ну, у них есть чувства, человеческие чувства, и в них можно пробудить добродетель. Человек – это очень ценное существо, очень ценная жизнь. Можно пробудить сердце, и он никогда этого не забудет. Секунду пробуждения не забудет всю жизнь человек. Мы стараемся разными методами. Да к тому же многим преданным нравится музыка со временем. Вкусы очищаются и они становятся ценителями настоящими. Для Кришны музыка – это очень хорошо. На самом деле музыка – это одна из форм отречения, написано. Прабхупада объясняет в Чайтанья Чаритамрите. Это одна из форм отречения от этого мира. Поэтому мы применяем музыку в киртанах. Она очень далеко может увести человека из этого мира.
Матаджи: (вопрос не слышно)
Махарадж: Кришна заботится об этом. Если даже вы видите, что преданный формально куда-то уходит, то Кришна в сердце заботится об этом. С опытом мы видим, что никто никуда не уходит. Так кажется, что уходят. Физически может быть он не приходит, здесь не присутствует, а в сердце он никуда не уйдет, это невозможно.
Матаджи: (вопрос не слышно)
Махарадж: Нужно рассказать о законах судьбы, о смысле жизни. Человек должен знать это. Есть неотвратимые законы судьбы. Таково устройство. Мы рассказываем немножко об этом устройстве. О Боге в сердце хорошо рассказывать. Чтобы люди искали прибежище в Боге именно. Не просто в семье и детях. Судьба не дает прибежища, ни своя, ни чужая. Как история со слоном Гаджендрой, когда он руководил своим стадом слонов, был царем слонов на райской планете. Гаджендра великий слон. Но попал в трудное положение в озере. Он потерял силу в воде, и крокодил сильнее в воде, чем слон. И ситуация оказалась смертельной для него. Судьба. Его сила не помогла ему. Стадо слонов стояло на берегу, не входило в воду, боялось. «Если уж Гаджендра попал в беду, то что уже про нас говорить». Там описываются законы судьбы, неотвратимое время. И тогда он просто обратился к Богу, вспомнив прошлые жизни. Такая история о слоне Гаджендре, о его спасении.
Нужно проповедовать, давать людям знание, чтобы они не скорбели. Причин для скорби нет в этом мире. Все родившиеся умрут. Все умершие родятся снова. Ведь так?
Прабху: Какая основная цель ИСККОН и сколько сейчас преданных в мире?
Махарадж: Преданных в мире? Я думаю, что даже Ангира Муни не знает об этом.
Ангира Муни: Даже Кришна не знает (все смеются)
Махарадж: Трудно сказать, потому что слово «преданный» — понятие очень растяжимое. В Индии практически все преданные. Прабхупада так говорил, что практически все преданные.
Прабху: Ну а осознанных?
Махарадж: Они осознанные преданные. Вы имеете в вижу чистых преданных? Чистых преданных мало, таких великих личностей. Но вообще преданных очень много.
Основные цели ИСККОН, Ангира Муни, говори.
Ангира Муни: Возродить духовную культуру в человеческом обществе.
Махарадж: Вот, Ангира Муни говорит, такова основная цель ИСККОН. Знаете, в чем проблема? Не в том, что есть разные классы, разные нации, разные страны, разные формации, разные законы. А в том, что разная культура. Нужна единая культура. При этих различиях одна культура. Это цель ИСККОН, установить самые высокие стандарты культуры и ценностей, куда бы все люди стремились.
Прабху: Купил на фестивале книгу, в которой исследователь помогал людям вспомнить свои прошлые жизни. И что-то он подтверждает из Ведического знания, а что-то опровергает. Как относиться? Например, он отвергает наличие ада.
Махарадж: Когда вы читаете какие-то относительные знания, вы должны заранее знать, что это чье-то относительное мнение. И не вступать в спор. Просто ради информации получайте такое знание. Ради интереса, как люди думают, понимают, все по-разному, просто заглянуть в эту область размышлений человеческих. Читать их записи, книги, исследования какие-то. Вы не должны ожидать, что там абсолютная истина. Они обычные люди, имеют 4 недостатка, как и все – могут ошибаться, их чувства несовершенны, они склонны к обману. Поэтому не питайте иллюзий, когда читаете такие книги. Но если вы читаете Бхагавад-Гиту, то вы должны знать, что там говорит Бхагаван, говорит с близким другом, очень серьезно отнеситесь к этому. Понятно, что это нужно принять очень серьезно. Ну а когда мы просто общаемся друг с другом, мы должны быть довольно терпеливы, понимать, что у нас есть какие-то несовершенства и мы можем по-разному понимать какие-то вещи пока что, на данном этапе развития. Это нормально. Но в развитии это всё очистится. Итак, сейчас не так важно кто что думает о том о сем, а важно, что мы все в процессе развития. Вот это важный момент. Находясь в одном процессе, мы не очень придаем значение различиям, разногласиям. Но если нет процесса одного, то это опасно. Вот тогда это опасно.
Матаджи: (длинный вопрос про православную подругу и стих из Гиты, что какие бы поступки не совершил, тебе всё простится)
Махарадж: Это скорее ваш вопрос, чем ее вопрос. Нужно изучать Бхагавад-Гиту полностью, целиком, не одну выдержку. Сформулируйте четко вопрос.
Матаджи: Почему на сотой странице написано, что все простится, какие бы поступки не совершал?
Махарадж: Дайте мне сотую страницу. «Даже если человек совершает самые ужасные поступки, но занят чистым преданным служением, считайте его садху, потому что он на верном пути». Этот стих? Нет? Интересно, что же за стих такой. Прочитай громко.
(прабху читает — Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, то следует считать его праведником, ибо он на верном пути. БГ 9.30)
Махарадж: Так. Теперь нужно читать что? Комментарий Шрилы Прабхупады. Как он комментирует этот стих? Он говорит, что это относится к случайным падениям. Видите, всё сразу стало на место. Вот как опасно выдергивать из контекста фразы и делать выводы. Намеренный грех не прощается. Намеренный грех не прощается, человек ответственен за это. А ненамеренный грех прощается. Человек не хотел, но так случилось, и он раскаивается. Зачем же его наказывать? Это можно простить.
Матаджи: Не хотел украсть, но обстоятельства так сложились, что украл, да?
Махарадж: Не заметил даже, что украл (все смеются).
Прабху: Сила привычки может быть имеется в виду?
Махарадж: Сила привычки, один вор, помните, он захотел стать святым? И примкнул к группе святых. Они шли в места паломничества, и он тоже притворился святым и присоединился к ним. Но каждую ночь он просыпался. Он же вор, они же ночью не спят. Клептомания, называется, вы не уснете. И тут все спят, столько вещей вокруг, он вставал тихонько эти вещи все забирал и уходил. И когда уходил, к нему снова возвращалось желание стать святым. Он возвращался и снова клал вещи на место и снова ложился спать. И снова просыпался, снова брал вещи и уходил… И когда просыпались все эти святые, садху, они видели, что все вещи перепутаны. Каждую ночь всё перемешивал кто-то. Стали уже ругаться, ссориться – «не ты ли мои вещи брал? Зачем чужие вещи берешь?» В конце концов он сказал – «это я…» «Зачем ты это делаешь?» «Ну я вор, на самом деле я вор, у меня привычка воровать, вот я ворую ночь. А утром возвращаю. Я же хочу стать садху, поэтому возвращаю снова обратно». Понимаете смысл? То есть вы практикуете духовную практику. Но у вас еще остались какие-то привычки, верно? Кришна вас за это наказывать не будет. Он вас будет считать святой, поскольку вы стали на верный путь. Понимаете смысл стиха? «Ибо он на верном пути». То есть он случайно совершает эти вещи, по привычке. По дурной привычке еще, потому что он необразован, необучен, неочищен. Ребенок много совершает ошибок? Много. Вы же убиваете его, сурово слишком не наказываете. Вы воспитываете его, считая, что это хороший ребенок, в будущем будет еще лучше. Совсем нетрудно понять этот стих. Просто Кришна милостив и помогает. И Прабхупада говорит в комментарии – этим стихом нельзя пользоваться как оправданием своих грехов.
Прабху: В прежние времена брахманы вели дискуссии, и проигравший становился учеником победителя. А в настоящее время возможно ли такое?
Махарадж: Чтобы стать учениками? Или чтобы они стали учениками? Такие встречи совершаются, состоятся. Например, Удупи-Кришна, это место явления Мадхвачарьи недалеко, и там эта линия, это наша сампрадайя, Мадхвачарья. Но в какой-то момент времени они сказали, что ИСККОН не относится к линии Мадхава-сампрадайи. Не признавали, что ИСККОН – это линия Мадхава-сампрадайя. И тогда наши духовные учителя пришли и общались там с лидерами брахманов. И в течение беседы они пришли к выводу, что это та же самая линия, та же самая сампрадайя.
Прабху: А как насчет межконфессионального диалога?
Махарадж: Можно это делать при желании найти общий язык. Официально диалог такой не знаю, состоится или нет, но неофициально такие диалоги происходят постоянно. Неофициально всегда. Официально — не знаю, стоит ли это делать.
Прабху: (не слышно, что про разговоры с монахом)
Махарадж: Я не думаю, что нужно продолжать постоянно какие-то беседы. По интересам, по необходимости. У них своя традиция. Например, если я хочу что-то узнать об Иисусе Христе, я пойду к человеку, кто хорошо знает об этом. Я могу спросить, поговорить, узнать. Вот на таком уровне это очень хорошо. Если они хотят узнать что-то о Кришне, они должны придти сюда и послушать здесь, и им всё станет ясно.
Матаджи: (длинный вопрос, не слышно)
Махарадж: Ну, преданные, скажите, подавать стакан воды или не подавать стакан воды? (из зала – подавать). Кто за то, чтобы подавать стакан воды, поднимите руку (сам Махарадж поднимает руку, все смеются). Единогласно у нас. Записано на видео всё. Стакан воды подадут.
Прабху: Мы живем в материальном мире и очень сложно все время говорить материальному миру «нет», тогда как все вокруг говорят «да». Каково должно быть реальное поведение преданного?
Махарадж: Реальное поведение в материальном мире – оставаться свободным от низших качеств. Вот это реальное поведение в материальном мире, вот такое оно должно быть. Свобода от низших качеств. Не та свобода, которая провозглашается в западном мире, свобода чувств – свобода похоти, свобода жадности. Нет. Этим качествам свободу давать нельзя. Нужно освободить душу, высшую энергию, из плена низшей энергии. Поэтому здесь нужно жить именно свободным от низших качеств, независимым от пороков, отказаться от них. Такой образ жизни должен быть.
Прабхупада сказал, что люди думают, что они свободны, а на самом деле они порабощены, они страдают, они порабощены низшими гунами природы.
Матаджи: Среди преданных бытует мнение, что чем быстрее человек начинает практиковать, чем выше он взлетает, то за этим взлетом всегда следует падение.
Махарадж: Это какая-то теория просто. Теория, разработанная в Москве (все смеются). Я думаю, что есть у кого-то опыт подобный, это не на пустом месте разработана теория, что за большим взлетом следует потом падение. Смотря что называть взлетом. Если взлетает ложное эго – ждите падения. И это будет очень сокрушительное падение. Если взлетает дух, то он взлетает в смирении, в служении. Он никогда не возвышается над другими, он служит другим – так куда же он будет падать? Падать то будет некуда. Это совсем другой взлет. Вот, скажем, старый преданный сидит, Ангира Муни. Он никогда не падает, сколько я его помню. И не собирается, по всей видимости, стабильный. Самый стабильный в Российском ИСККОНе, все это знают. Потому что он служит, терпеливо служит много-много лет. Но если человек в лучах славы находиться, это может быть опасно для него, если он себя будет отождествлять с этой славой, с могуществом, с влиянием, то есть риск потерять всё это. Мой Гуру Махарадж сказал однажды, что человек потеряет то, чем он злоупотреблял. Ничто другое не потеряет никогда. Так что можете иметь вечные богатства и вечную славу, если не злоупотребляете этим.
Матаджи: А что такое злоупотребление? Когда человек начинает наслаждаться этим?
Махарадж: Да, для чувственных наслаждений использует. Обычно это выражается в высокомерии, в гордости, в критике других, в противопоставлениях. Как в «Источнике» змей Кали накопил много яда и поэтому уже не мог жить в мире с другими. Вот он, прогресс, видите. Потому что яд не дает ему покоя. Он давит его изнутри, этот яд. Или слишком большие богатства, тоже гордость. Или слишком большие знания, тоже гордость. Опасность гордыни.
Ложное эго падает. Душа не падает.
Прабху: (не слышно)
Махарадж: Гордость разрушает плоды аскетизма, это другое выражение того, что вы говорите. Гордость разрушает плоды аскетизма, означает, что вы поднимаетесь, а гордость – подножку, разрушает. И вы падаете. Гордость разрушает все плоды аскетизма, все достижения. Поэтому называется высоким искусством преданное служение, что вы можете делать великие вещи, но оставаться смиренным. В этом искусство деятельности. То есть не отождествляйте себя с телом, с плодами деятельности этого тела, это смирение называется, и при этом можете быть очень успешным.
Прабху: Человек долгое время практикует, но не принял духовно учителя. Какова причина этого, что он не хочет?
Махарадж: Не хочет принимать духовного учителя? Может быть, он принял в сердце какие-то наставления и пока ему достаточно, я не знаю в чем причина. Не всегда это должно быть опасным. Если он следует наставлениям, я не вижу опасности.
Шрила Прабхупада ки – джай!

Комментирование запрещено