«Культивирование Святого Имени», лекция 2

Равиндра Сварупа прабху.

Семинар: «Культивирование святого имени».

 

Лекция №2

Обзор прошлой лекции.

Тема нашего семинара – процесс правильного культивирования святого имени. Понимание этого процесса ответит на вопросы и разрешит наши сомнения. Почему старшие преданные, которые долгое время практикуют сознание Кришны, падают? Очень важно для нас понять, как нам самим избежать такого падения.

Вчера мы рассмотрели, что такое святое имя, и, в частности, обсуждали стих нама чинтамани кришна, где говорится, что имя Кришны не отлично от самого Кришны. Если это истина, то, произнося имя Кришны, мы должны видеть Его перед собой при помощи своего тансцендентного видения, но мы не видим Его. Что же здесь не так? И мы ответили на этот вопрос, приведя другой стих, который цитирует Рупа Госвами – атах шри кришна намади – где говорится, что нашими оскверненными чувствами невозможно воспринять Кришну. Поэтому нужно следовать процессу, благодаря которому мы обретем способность воспевать святое имя правильно. Также мы заключили, что все это приложимо и к «Шримад-Бхагаватам», поскольку «Шримад-Бхагаватам», в сущности, является ничем иным, как большим святым именем Кришны.

Как говорил Шрила Прабхупада, простого слушания еще не достаточно. Есть процесс, которому мы должны следовать. Мы вчера говорили, что частью этого процесса является то, что мы инициируемся в процесс воспевания святого имени. Это подобно тому, как вы приходите учиться в университет, и вам необходимо следовать определенным требованиям, чтобы получить степень. Поэтому, когда мы получаем инициацию, то также должны знать о том, чему нужно будет себя посвятить. Мы описывали вчера сознание Кришны, как вигьяну, или научный процесс практического применения знания. В этой связи мы цитировали стихи, которые начинаются со слов – адау шраддха – где описывается постепенный процесс от шраддхи до премы. То есть, сначала должно быть одно, затем другое и т.д., и если вы благополучно проходите через эту последовательность, то в конце достигаете успеха и обретаете прему.

Наши ачарьи описывают то, как правильно культивировать каждую стадию, какие ошибки при этом могут появиться, и что мы получим в результате. И перед нами стоит серьезная задача – как действительно применить это знание на практике, чтобы успешно завершить этот процесс.

В нашем описании процесса культивирования святого имени мы должны уделить особое внимание стадии, которая называется анартха-нивритти, то есть, удаление анартх, или всего нежелательного из нашего сердца. И прохождение этой стадии символизирует продвижение от аништхита бхаджана-крии до нишнхита бхаджана крии, то есть, от неустойчивого преданного служения до стабильного преданного служения. И в процессе воспевания святого имени, Шрила Прабхупада называл это очистительной стадией воспевания святого имени. В этой связи мы цитировали стих из «Шримад-Бхагаватам»нашта праешу … — в котором говорится, что регулярное слушание Бхагаватам позволяет устранить всю грязь из нашего сердца. Если мы не следуем этому процессу и не поднимаемся до очистительной стадии воспевания святого имени, то мы не придем к успеху. Мы цитировали по этому поводу стих из «Чайтанья-Чаритамриты», где говорилось, что если вы не пытаетесь избежать оскорблений, то можете повторять сотни рождений и при этом не достичь любви к Богу.

Мы вспомнили диалог Шрилы Прабхупады, который произошел в Мельбурне с одним его учеником, где он говорил, что мы должны следовать процессу, то есть «готовить на огне». Шрила Прабхупада сравнил воспевание без следования процессу с приготовлением пищи на сырых дровах, от которых идет только дым, и добавил, что на дыму можно готовить триста лет.

Также мы рассказали историю о йоге, который не мог получить тепло от маленькой лампы, которая находилась на больном расстоянии от него.

Три стадии воспевания.

Сегодня мы более детально поговорим о трех стадиях воспевания. У Шрилы Прабхупады есть хорошая цитата, которую он произнес на лекции по «Шримад-Бхагаватам» на Гавайях 23-го января 1974 года. Он говорит, что есть три стадии воспевания. Сначала идет воспевание с оскорблениями, и существует десять видов оскорблений. Затем идет стадия воспевания святого имени без этих десяти оскорблений. И если вы находитесь на второй, безоскорбительной, стадии воспевания, то, даже пытаясь совершить оскорбление, оскорбления не получается, так как ваше воспевание уже безоскорбительно. Но когда ваше воспевание становится чистым, то тогда вы достигаете успеха. Другими словами, Шрила Прабхупада говорит, что первая стадия – это оскорбительная, вторая – вы уже пытаетесь избежать оскорблений, но все же это еще не чистая ступень. И на каждой из этих ступеней есть различные определения имен Кришны. То есть, первое – намапарадха – соответствует оскорбительной стадии воспевания. Намабхаса – это следующая стадия, когда мы пытаемся избежать оскорблений, но все еще наше воспевание не чисто. И чистая стадия воспевания называется шуддха нама. Итак:

  1. намапарадха,
  2. намабхаса и
  3. шуддха нама.

Затем Шрила Прабхупада цитирует разговор Харидаса Тхакура с одним брахманом (сегодня мы изучим этот разговор), где он говорит, что благодаря воспеванию мы можем достичь высочайшей ступени совершенства. Вначале могут быть оскорбления, но если мы пытаемся избежать их, то это уже намабхаса. Намабхаса означает, что это еще не чистое имя, но уже почти чистое. И когда человек повторяет шуддха нам, тогда он уже находится на уровне любовных отношений с Кришной. Ступень намабхаса, то есть, когда человек находится между оскорбительной и чистой стадией воспевания святого имени, соответствует мукти. Вы становитесь муктой, или свободным от материального рабства. Но если вы повторяете оскорбительно, то остаетесь в материальном мире.

Затем Шрила Прабхупада цитирует Бхактивиноду Тхакура, где тот сравнивает механическое повторение с тем, как работает машина.

Итак, чистое имя дает прему. Намабхаса дает мукти, а, повторяя оскорбительно, вы остаетесь в материальном мире. Таковы три стадии и соответствующие им уровни повторения святого имени, и наше дело – это, по крайней мере, добраться до этой очистительной стадии повторения. Таким образом, мы можем понять, что такое хорошая садхана. Садхана – это наша каждодневная, рутинная практика. Для меня самого определением хорошей садханы является то, когда мы, воспевая святое имя, пытаемся избежать оскорблений. И завтра мы увидим, что искренняя попытка избежать этих десять оскорблений покрывает собой все. Наша задача состоит в том, чтобы попытаться понять, как избавиться от оскорблений при повторении святого имени.

 

Намабхаса.

Беседа Харидаса Тхакура с учеными брахманами. Слава намабхасы.

Эта беседа описана в «Чайтанья-Чаритамрите» (Антья-лила, гл. 3) «Слава Харидасу Тхакуру».

Было два преданных по имени Хиранья и Говардхан. Они были сборщиками налогов, маджендарами. Они действовали от правительства. Однажды, Баларама Ачарья с великим смирением попросил Харидаса Тхакура прийти в собрание маджендаров. Когда Харидас Тхакур пришел в это собрание, ему оказали почести, коснулись его стоп и усадили на почетное место. Это выглядело необычно, так как эти братья были брахманами, а Харидас Тхакур был по происхождению мусульманином. В этом собрании также было много ученых брахманов и почтенных горожан.

Харидаса Тхакура прославили, и кто-то упомянул, что он воспевает святое имя триста тысяч раз в день. Тогда все ученые стали обсуждать славу святого имени. Во время этого обсуждения возникло некоторое разногласие. Кто-то сказал, что, воспевая святое имя, человек освобождается от греховных реакций в своей жизни. Другой сказал, что, просто воспевая святое имя Господа, человек освобождается от материального рабства. И здесь Харидас Тхакур запротестовал. Он сказал, что эти два благословения, в действительности, не представляют собой плоды воспевания святого имени. На самом деле, воспевая святое имя Господа без оскорблений, человек пробуждает в себе любовь к Кришне. Затем он процитировал стих из «Шримад-Бхагаватам», где говорится, что человек, который воспевает святое имя, проявляет определенные симптомы, то есть плачет, не обращает внимания на окружающих и т.д. Харидас Тхакур сказал, что освобождение и избавление от греховных реакций – это побочный продукт воспевания святого имени.

Мы можем найти в «Падьявали» Рупы Госвами стих, где говорится, что подобно тому, как восходящее солнце сразу же рассеивает тьму этого мира, которая глубока как океан, так и святое имя, произнесенное без оскорблений хотя бы один раз, сразу уничтожает все последствия греховной деятельности.

Затем Харидас Тхакур объясняет значение этого стиха. В этом месте появляется идея намабхасы. Абхаса – это когда луч света попадает в темноту. Есть хороший пример с солнцем. Солнце может еще находиться за горизонтом, но его восходящие лучи уже видны в небе. И хотя мы еще не видим солнце,  его лучи уже освещают небосвод. Это называется сумерками. Есть вечерние и утренние сумерки, и сумерки святого имени – это намабхаса. Само по себе святое имя подобно солнцу. Харидас Тхакур говорит, что с первым лучом восходящего солнца страх перед ворами, привидениями и т.п. исчезает. А когда солнце становится видно, все проявляется, и каждый начинает выполнять свои религиозные обязанности и ежедневную деятельность.

Когда утром еще сумерки, то в лесу могут быть воры, демоны, привидения или хищные животные. Все эти перечисленные вещи сравниваются с греховными реакциями. Мы знаем, что когда появляются первые лучи солнца, то хищники уходят обратно в свои пещеры и т.п., воры и грабители уходят в свои убежища, а демоны, духи и привидения исчезают, и лес становится безопасным. А когда солнце восходит, тогда все проявляется. И Харидас Тхакур говорит, что даже слабый намек на воспевание святого имени без оскорблений разрушает все последствия греховной деятельности. Когда же человек воспевает святое имя чисто, тогда он пробуждает любовь к Господу и служение Ему. И намабхаса – это первый намек на воспевание святого имени без оскорблений. Он говорит, что освобождение – это очень незначительная вещь, которую получает человек, начинающий без оскорблений повторять святое имя Господа. Здесь употребляется это слово – намабхаса, или то, что приносит освобождение. Дальше он рассказывает историю Аджамилы. (Шрила Прабхупада объясняет, что когда Аджамила произносил имя Господа Нараяны, то это была намабхаса. И в этой части 6-й песни «Шримад-Бхагаватам» Прабхупада приводит анализ этому, и делает вывод, что Аджамила достиг духовного мира с помощью намабхасы.) Он говорит, что освобождение, не такая уж важная вещь, и что человек может достичь его даже в результате рутинного воспевания святого имени.

Гопал Чакраварти оскорбляет Харидаса Тхакура.

В этот момент обсуждения в собрании возникли разногласия. Там был один брахман по имени Гопал Чакраварти. По всей видимости, у него была склонность к философии майявады, и его разочаровало то, что освобождение бесцеремонно попрали. Он был главным сборщиком налогов для правительства и работал под началом двух братьев, Хираньи и Говардхана. Он описывается как парамасундара, то есть, очень красивый. Он был молод и учен. И он не мог спокойно принять то, что намабхаса дает освобождение. Со злости он начал нападать на Харидаса Тхакура. Он сказал, что это заключение эмоционального и сентиментального преданного. В ответ на это Харидас Тхакур процитировал несколько писаний, в которых говорится, что счастье, которое получает человек от освобождения не так полно, как счастье, которое можно получить от любви к Богу. Гопал Чакраварти сказал, что если ты не прав и человек не получает освобождения при помощи намабхасы, тогда я отрежу тебе нос. Харидас Тхакур ответил, что если он не прав, то он сам отрежет себе нос.

Все кто слышал это, были очень разочарованы. Хиранья и Говардхан стали отчитывать этого сборщика налогов. Они назвали его глупым логиком, ничего не смыслящем в преданном служении. Они сказали, что он оскорбил Харидаса Тхакура, и поэтому потеряет все. Когда Харидас Тхакур покинул это собрание, то Хиранья и Говардхан вышвырнули из собрания Гопала Чакраврти. Позже они припали к стопам Харидаса Тхакура, и стали молить его о прощении. Харидас Тхакур сказал: «Нет-нет, вы ни в чем не виноваты, просто этот человек был сухим логиком, и поэтому никто не должен быть разочарован из-за произошедшего».

После этого случая Хиранья и Говардхан не позволяли Гопалу Чакраварти даже приходить в свой дом.

Через три дня Гопал Чакраварти заболел проказой. Его прекрасный нос отвалился. Его тонкие, изящные пальцы, подобные золотистым цветкам так же отвалились. Люди были поражены этим, и прославляли Харидаса Тхакура.

Харидас Тхакур был по-настоящему несчастен от того, что произошло с Гопалом Чакраварти. И Кришнадас Ковирадж описывает, что хотя Харидас Тхакур не принял это оскорбление на свой счет, Кришне же это очень не понравилось.

В этой истории описывается, что такое намабхаса, и какие она приносит результаты.

Случайная намбхаса.

Есть еще одно место в «Чайтанья-Чаритамрите», где также описывается, что такое намабхаса. Намабхаса иногда может произойти случайно. Харидас Тхакур говорит, что когда мусульмане говорят слово харам, которое обозначает не очень хорошие вещи, то они так же произносят: «О, Рам». Другими словами, даже люди, которые не являются преданными и ничего не знают о сознании Кришны, все же могут случайно воспевать святое имя на стадии намабхасы.

Шрила Прабхупада также описывает случай с Аджамилой. Он говорит, что когда Аджамила произносил имя Нараяны, то не пытался избежать собственных грехов и поэтому не совершил соответствующих оскорблений святого имени. Такое повторение может быть эффективным, даже если вы греховны, или же обращаетесь по этому имени к своему сыну.

В этих нескольких случаях мы можем видеть, как проявляется намабхаса.

Когда человек еще не знает многого о сознании Кришны, то он может очень быстро подняться на ступень намабхасы, но потом, если вы не осторожны, то, совершая оскорбления, можете спуститься на ступень нама-апарадхи. Если мы становимся преданными, то на нас ложится ответственность быть очень аккуратными во время воспевания. Другими словами, когда мы только приходим в движение сознания Кришны и еще не очень хорошо знаем всех преданных, то думаем, что все они святые, и здесь не может быть никакой вайшнава-апарадхи. Но потом мы их  узнаем, и становится очень легко совершить вайшнава-апарадху. И поэтому человеку нужно быть очень аккуратным, чтобы, видя какие-то недостатки в преданных, избегать оскорблений и критики. И с этого момента у вас уже нет привилегии повторять святое имя на уровне намабхасы. По своему опыту мы знаем, что бывает так, что сначала есть энтузиазм, а потом он куда-то уходит. И не правильно думать, что сначала Кришна дает какую-то милость, а потом забирает ее. Просто дело в том, что на самом начальном уровне очень легко быть на уровне намабхасы, но позже необходимо быть очень ответственным, чтобы удержаться на этом уровне. Вначале мы не пренебрегаем указаниями духовного учителя, так как можем даже не знать, кто это такой. Но когда мы узнаем, кто такой духовный учитель и в чем заключаются его указания, тогда ситуация уже меняется. Поэтому, если мы хотим воспевать святое имя без оскорблений, то должны прилагать усилия, чтобы их не совершать. Но если мы повторяем и при этом не пытаемся избежать оскорблений, тогда мы находимся на оскорбительном уровне воспевания. Очистительная стадия повторения святого имени даст нам освобождение, разрушит все наши греховные реакции, приведет нас на уровень брахма-бхута.

 

Приобретения человека на очистительной стадии повторения святого имени.

В предисловие к «Упадешамрите» Шрила Прабхупада говорит касаемо духовных вопросов, что человек должен сперва научиться контролировать ум и чувства, и до тех пор, пока он не сможет этого сделать, он не сможет продвигаться в духовной жизни. Каждый в материальном мире пребывает под влиянием гун страсти и невежества, но человек должен возвысить себя до уровня саттва-гуны, следуя наставлениям Рупы Госвами, и тогда станет ясно, что ему необходимо для его дальнейшего духовного продвижения.

Здесь Шрила Прабхупада описывает гуну благости. На этом уровне человек воистину понимает наставления Шрилы Прабхупады и правильно повторяет их. И также он пребывает в положении, когда способен получать вдохновение изнутри. Таковы приобретения человека на очистительной стадии повторения святого имени. Человек будет способен действовать на уровне освобождения.

Решимость – способ подняться до уровня намабхасы.

Итак, сначала мы можем быть на уровне намабхасы, но из-за неосторожности  опуститься до уровня нама-апарадхи. Еще одна вещь относительно очистительной стадии, это то, что мы можем подняться до этого уровня благодаря нашей решимости, и это в силах каждого. Не в наших силах подняться до стадии чистого воспевания, но мы можем немедленно подняться до очистительной стадии. Это происходит потому, что хотя мы воспеваем с оскорблениями, мы все же приняли решение и делаем все возможное, чтобы избежать этих оскорблений. И это можно сделать за пять минут.

Нам следует понять, что когда мы становимся инициированными преданными, нам необходимо следовать этому процессу. Вчера мы цитировали отрывок из лекции Шрилы Прабхупады, где он говорит, что человек может начать воспевать святое имя, даже не имея какой бы то ни было предварительной квалификации, но при этом предполагается, что на более высокой стадии он не будет совершать оскорблений. То есть мы можем понять, что такое ожидание присутствует.

Признаки достижения очистительной стадии воспевания.

Если мы были на оскорбительной стадии, но потом возвысились до очистительной, то мы можем увидеть некоторые признаки этого. На оскорбительной стадии нет прогресса в сознании Кришны, и когда мы находимся на этом уровне, то мы разочарованы и несчастны, но когда мы поднимаемся до очистительной стадии, тогда есть обновляющий прогресс.

Когда мы находимся на оскорбительной стадии, то ощущаем себя в безнадежном положении, то есть мы будем разочарованы, беспомощны и будем испытывать гнев. Человек будет думать: «Я пришел в движение, и у меня были большие ожидания. Теперь же мои ожидания не оправдались. Я пребываю в безнадежном положении, разочарован и испытываю гнев». Прогресс, который обновляет нас на очистительной стадии, возвращает нам надежду. Возвращение надежды является признаком поднятия на очистительную стадию воспевания. ИСККОН выглядит лучше и т.д. Если же мы пребываем в положении безнадежности, то мы гневаемся и ищем, на кого бы излить свой гнев. ИСККОН плох, гуру падают, то плохо, это плохо…

Таким образом, если мы поднимаемся до очистительной стадии воспевания, то в нашем сознании появляются определенные признаки:

  • ИСККОН выглядит лучше;
  • Я вновь становлюсь счастливым;
  • Снова интересно читать книги;
  • Я что-то изучаю;
  • У меня появляется некоторое осознание, как совершить дальнейший прогресс;
  • Я становлюсь твердым в сознании Кришны

и т.п.

Это признаки очистительного уровня воспевания святого имени. Но когда человек падает до уровня нама-апарадхи, то все эти вещи исчезают. Мы должны быть очень внимательны в отношении понимания своего положения. И если мы попадаем в положение безнадежности, мы несчастны и т.д., то следует понимать, что мы находимся на уровне оскорбительного воспевания, или же не пытаемся избавиться от оскорблений.

Я хочу прояснить для вас, что на этом уровне сами оскорбления не представляют из себя проблему. Проблема в нашем отношении к ним. На оскорбительной стадии мы совершаем оскорбления и думаем, что так и надо. Мы думаем, что, критикуя преданных, улучшаем движение сознания Кришны. На очистительной же стадии нас сильно беспокоит, критикую ли я преданных? Делаю ли я это должным образом? На уровне нама-апарадхи мы совершаем оскорбления, но нас это не заботит. И результатом совершения нама-апарадхи будет деградация, то есть мы встаем перед выбором – оставлю ли я общество преданных, стану их врагом или, вообще, сойду с ума.

 

Завтра мы будем обсуждать, как избавляться от оскорблений. Очищение от оскорблений – систематический процесс, и завтра мы его рассмотрим.

 

Ответы на вопросы:

В: Намабхаса приводит к освобождению. Это происходит потому, что она сама дает его, или потому, что она ведет к чистому имени (шуддха нам)?

О: Намабхаса сама по себе дает освобождение. Даже если она не ведет к шуддха наму, она все равно дает освобождение.

 

В: В случае с Аджамилой, Аджамила повторил нама-абхасу и достиг освобождения.

О: После того, как он достиг освобождения, он продолжил путь преданного служения дальше.

В: Таким образом, получается, что освобождение подразумевает разные вещи. Когда Харидас Тхакур говорил о высшей стадии самореализации, то он говорил о любви к Богу на Голоке Вриндавана.

О: Что бы достичь премы, мы должны начать с уровня брахма-бхута, или уровня освобождения.

 

В: Гопал Чакраварти не хотел принимать то, что намабхаса дает освобождение…

О: Он был просто сухим логиком. Он думал, что Харидас Тхакур обычный сентиментальный преданный, который занят воспеванием, и не мог даже допустить, что он мог быть более продвинут в гьяне (знании), чем собравшиеся брахманы. Гопал Чакраварти думал, что экстаз преданных находится на материальном уровне.

 

В: …

О: Если в момент смерти мы находимся на уровне нама-апарадхи, то мы вернемся обратно в материальный мир. Некоторые люди говорили мне, что если человек оставляет тело, повторяя святое имя на уровне нама-апарадхи, то это приносит какие-то благочестивые плоды и в следующей жизни он может получить благоприятное рождение. Но что касается меня, то я сомневаюсь в этом.

 

В: Чайтанья Махапрабху сказал, что тот, кто родился на земле Бхарата-варши прежде всего должен сделать так, что бы его собственная жизнь увенчалась успехом, а уже потом можно пытаться освободить остальных. Другими словами, если я сам не достиг совершенства, то как я могу спасать других? В противном случае, я буду просто совершать апарадху.

О: Вам не обязательно находиться на совершенном уровне, вам нужно находиться на уровне очищения. Вы не должны пытаться очистить остальных, считая это средством для собственного очищения. Если мы честно трудимся для того, чтобы очиститься самому, только тогда мы сможем помочь очиститься другим. И это не будет поиском недостатков. Другими словами, поиск недостатков происходит из-за того, что человек хочет скрыть свои собственные недостатки. Я видел много людей, которые попадали в неприятности из-за того, что они пытались исправить других людей, но не пытались при этом исправить себя.

 

В: В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада пишет, что иногда даже неофит может испытывать некоторый экстаз, и это происходит по милости чистого преданного. Находясь на уровне намабхасы или нама-апарадхи, может ли он моментально, по милости чистого преданного достичь уровня чистого воспевания святого имени Господа?

О: Прабху говорит о тени экстаза, который Шрила Прабхупада описывает в «Нектаре преданности», когда говорит, что по милости чистого преданного даже неофит может временно ощущать экстаз. И он хочет узнать, является ли этот отраженный экстаз моментом переживания повторения шуддха намы. Я думал об этом раньше, и мне кажется, что это может быть так, но я не уверен на сто процентов.

 

В: …

О: Может казаться, что вначале мы находимся на более высоком уровне, чем потом, и на самом деле это так. Ожидания от того, что вы будете делать, более высоки. То есть если ребенок ходит в школу и при этом делает что-то не совсем правильно, то это никого сильно не беспокоит, поскольку он просто ребенок. Но когда ребенок взрослеет, то ожидается, что он знает что делает. С продвижением приходит ответственность.

 

В: Приведет ли к падению оскорбительное воспевание? Ведь мы можем в течение дня то повторять святое имя, то петь, то говорить с преданными, и в результате получается, что мы не очень внимательны.

О: Общий ответ на вопрос, что если вы совершаете оскорбления, то приведет ли это к падению? Да. Но на протяжении дня мы занимаемся разными вещами, такими как киртан, общение с преданными и т.д., и в каждой конкретной ситуации обстоятельства могут быть разными и, соответственно, разные требования. Детали мы обсудим завтра.

 

В: Как выполнять чистое преданное служение, если мы сами еще не чисты?

О: Вначале мы можем совершать преданное служение с целью обогащения, получения знания и т.д. То есть у меня могу быть какие-то желания материального наслаждения или желания освобождения, но я осознаю, что эти желания являются препятствием, они не являются чем-то желанным. И постепенно, когда мой мотив становится чистым, и я строго следую процессу, то сам так же становлюсь чистым.

Если вы посмотрите на преданных, которые строго следуют принципам сознания Кришны, то их поведение не будет отличаться от поведения чистых преданных. Но разница заключается в том, что чистые преданные поступают таким образом спонтанно. Тот же, кто еще не столь чист, должен поступать так в соответствии с указаниями писаний и наставлениями духовного учителя, и их поведение и речь должны быть такими же. Это то, что я имел ввиду.

 

В: …

О: Матаджи думала, что Аджамила был на уровне намабхасы, поскольку он действительно помнил Нараяну. Но ответ – нет. Говорится, что прежде он занимался греховной деятельностью, чтобы поддержать свою семью. И при этом Аджамила повторил святое имя Нараяны без оскорблений. То есть, говорится, что Аджамила был разбойником. И воспевать святое имя для того, чтобы противостоять (нейтрализовать последствия) греховной деятельности, или совершать греховные поступки в надежде на очистительную силу святого имени – оскорбительно. Аджамила же занимался греховной деятельностью, но при этом он никогда не повторял святое имя Нараяны, чтобы противодействовать последствиям этой деятельности. Он просто повторил имя Нараяна, чтобы позвать своего сына и поэтому его повторение святого имени принесло плоды. Даже не имело значения, что он звал своего сына. Имя само по себе принесло плоды, было эффективно. В предисловии к этой главе Шрила Прабхупада говорит, что хотя Аджамила произносил – Нараяна, зовя своего сына, он произносил имя Господа без оскорблений, на предварительной стадии – намабхаса, и поэтому получил освобождение. И более того, Шрила Харидас Тхакур говорил, что те люди, которые повторяют – харам – не имеют ни малейшего представления о том, что они повторяют святое имя Рамы, но так или иначе, это работает. Таково мое понимание.

 

В: …

О: Если исчезает вкус к преданному служению, то, прежде всего мы должны понять, какое оскорбление мы совершили.

В: Иногда у нас пропадает вкус к преданному служению, и поэтому, то есть желание распространять книги, то нет. Является это проверкой Кришны, или же критерием того, что мы что-то сделали не так.

О: Если это действительно тест, то в нем обязательно заключена возможность решить эту задачу.

Комментирование запрещено