«Лечение душ в общинах вайшнавов», лекция 3

Равиндра Сварупа Прабху.

Семинар: «Лечение душ в общинах вайшнавов».

 

Лекция 3.

 

 

Социальная психология в исследованиях Бойзона.

 

Сейчас мы начнем анализировать таблицу Бойзона и попытаемся применить ее содержание к ИСККОН.

Подход, который применяет Бойзон в своей работе, называется социальной психологией. Он был разработан в начале нашего века в Америке психологом Мидом, и его метод по-прежнему является частью социологии и психологии, и применяется до сих пор, по крайней мере, в США.

Социальная психология рассматривает природу личности, формируемую общественными отношениями. Человеческую сущность, на самом деле, составляют общественные отношения. Она формируется под влиянием этих отношений. Социология рассматривает человека как часть общества. Социальная психология рассматривает общество в преломлении человеческой психики.

Следующее мнение Бойзона объясняет подход, который он использовал. Он говорит, что личность является частью общественного организма. И личная и общественная характеристики взаимозависимы. Личность немыслима без общественных взаимоотношений, и каждая личность содержит в себе отражение этих отношений.

 

Анализ терминов.

Социализация и самоизоляция.

Сейчас мы рассмотрим определение двух ключевых терминов, используемых в этой книге. Первый термин называется социализация, а второй – самоизоляция.

Термин социализация используется для того, чтобы определить отождествление человека со своей группой. Мы пришли к выводу, что человек является общественным существом, что он должен чувствовать себя деятельной частью некоего целого общественного организма, ради которого он может даже пожертвовать своей жизнью. Поэтому, система ценностей человека зависит от его общественных взаимоотношений. Он смотрит на себя, оценивает свое имущество, свои достижения, глазами тех, с кем он стремится отождествлять себя. И изоляция от них, в соответствии с нашими выводами, является коренной причиной, вызывающей умственные расстройства.

Мы заметили, что это глубинное обобществление, социализация, может иметь место на различных уровнях. От самого высшего уровня, на котором такая социализация рассматривается как универсальная и побуждающая к полному преданию себя – лучшим примером такой социализации является религия – до самого низкого уровня, то есть до принятия идей и поиска удовлетворения своих запросов в группе, напоминающей криминальную группировку.

По мере продолжения нашего семинара, мы поймем это лучше, особенно тогда, когда речь пойдет о движении сознания Кришны.

Другой важный термин – изоляция. Этот термин используется в этой книге для того, чтобы описать внутренне состояние человека, которое характеризуется чувством отлученности от тех, с кем личность стремится себя отождествлять. Мы объяснили это с точки зрения присутствия в каждой личности инстинктивных стремлений к гармонии с его партнерами по группе, с которыми он стремится отождествлять себя, и от взаимоотношений с которыми он не может отказаться, не может контролировать эти взаимоотношения и не может оценивать их объективно из страха подвергнуться осуждению.

Это очень важно. Мы должны чувствовать себя людьми, а люди чувствуют себя частью какой-то более широкой социальной структуры, которая имеет свои определенные стандарты поведения и идеалы. И мы учимся оценивать самих себя, применяя к себе стандарты  и идеалы этой группы. Мы входим в группу как неотъемлемая часть, когда принимаем стандарты, существующие в этой группе, соглашаемся с ними и стараемся им соответствовать.

Мы испытываем проблемы в нашей жизни тогда, когда чувствуем себя изолированными от той группы, с которой стремимся себя отождествлять; когда не получаем признания со стороны тех людей, чьего признания стремимся достичь.

 

Связь социальной психологии с философией сознания Кришны.

Я хотел бы указать на тот факт, что философия сознания Кришны так же делает особый упор на важность общественных отношений. В первую очередь, на самом высшем уровне, Господь является личностью, а быть личностью, значит быть общественным существом. Мы знаем, что имена Кришны отражают Его взаимоотношения с Его преданными. Яшоданандана, Девакинандана. И Шрила Прабхупада говорил, что в действительности Кришне больше нравятся имена, которые относятся к Его взаимоотношениям с преданными.

Итак, мы знаем, что когда мы говорим, что Господь – личность, это подразумевает, что Он не одинок. Шрила Прабхупада говорил, что Кришна никогда не приходит один. Он всегда окружен Своими преданными, и вы никогда не увидите Его где-то одиноко стоящим. На всех изображениях рядом с Кришной кто-нибудь из его спутников: Баларама, мама Яшода, Радхарани и т.д. Кришна всегда с кем-нибудь. Это общественные отношения, и это означает – быть личностью.

В нашей философии освобождение определяется как вхождение в часть этого трансцендентного окружения Кришны, превращение в часть Его общественного окружения. Мы хотим, говоря в терминах нашего семинара, социализации на Голоке Вриндавана, то есть хотим стать частью этого общественного организма. Мы должны стремиться стать достойными, чтобы влиться в это общество.

Процесс бхакти аналогичным образом объяснен с точки зрения социальных отношений. Человек становится и остается преданным благодаря общению в обществе преданных. Так что можно понять, насколько важно общество преданных. В нашей философии сложно переоценить его значение. Когда Господа Чайтанью спросили, какое качество вайшнава является самым главным, то Он дал общественное определение. Асат санга тьяга хе вайшнава ачар. Во-первых, определяющим качеством поведения преданного является то, что он отвергает общество материалистичных людей. Во-вторых, мы знаем, что для того, чтобы прогрессировать духовно, необходимо получить благословение, помощь, со стороны старшего преданного. Таким образом, наш успех или неудача в сознании Кришны также определяется нашими общественными взаимоотношениями, то есть отношениями с другими людьми.

Итак, мы можем также увидеть, что в сознании Кришны освобождение – это ни что иное, как социализация. И это социализация на самом высшем уровне. А грех – это изоляция.

По этой причине, подход Бойзона очень уместен и проливает ясный свет на проблемы, которые мы испытываем в ИСККОН.

 

Совесть.

Я хотел бы сравнить несколько терминов, используемых в сознании Кришны, с общественными определениями, которые дал Бойзон в своей работе.

Что мы подразумеваем в сознании Кришны под совестью? В нашем понимании совесть обычно означает вечное чувство, позволяющее отличать плохое от хорошего. Но в сознании Кришны мы фундаментально исследуем этот вопрос, и пытаемся понять, откуда берется это чувство, которое помогает нам отличать плохое и хорошее.

В сознании Кришны совесть – это, в действительности, голос духовного учителя. Я слышу, что говорит мне духовный учитель. Он говорит мне, что это плохо, а это хорошо, и я затем оцениваю что хорошо, а что плохо, в соответствии с тем, что услышал от него.

Мы также говорим, что духовный учитель является внешним проявлением Параматмы, Сверхдуши. Сверхдуша находится в наших сердцах, поэтому мы можем сказать, что процесс погружения внутрь, то есть процесс, когда мы принимаем в сердце указания духовного учителя, на самом деле ни что иное, как проявление того, что уже есть в наших сердцах, просто сейчас это (в сердце дремлет, а) проявляется вовне. И мы обнаруживаем в своем сердце именно то, что говорит нам наш духовный учитель.

Так что в нескольких выдержках из книги Бойзон описывает, фактически, тоже самое. Он описывает этот феномен совести или внутреннего судьи. В одном из мест он говорит: «Личность впитывает внутрь себя коллективное мнение общества и это мнение общества, которое впитала в себя личность, формирует его характер. Поэтому то, что представляет из себя личность, в действительности является ничем иным, как отражением общества, в котором он находится и которое он представляет.  И так же это зависит от степени той гармонии, или соответствия требованиям общества, которой достигает конкретный человек».

 

Самокритика. Чувство вины. Формирование мнения о себе.

Таким образом, мы судим себя с точки зрения коллективного мнения, выражаемого обществом, в котором мы находимся. Самокритика, в сущности, является ничем иным как критикой со стороны общества. Чувство же вины – это ничто иное, как осуждение со стороны общества, которое просто выходит из уст самого человека. Это приговор, который человек выносит сам себе на основании того, что ему известно об отношении к тому, что он делает, со стороны общества.

В другом месте Бойзон рассказывает о конкретном случае. Он говорит, что для одного из его пациентов взаимоотношения с группой стали объектами высшей значимости. Он оценивал себя с точки зрения норм и ценностей, которые существуют в той группе, с которой он себя отождествляет и чьего признания добивается. В первую очередь, он зависел и был верен своим родителям и всем остальным наставникам, от наставлений, любви и поддержки которых он зависел в годы ранней юности, и из чьих высказываний он составил свое собственное целостное представление о Боге и о своих взаимоотношениях с ним.

В действительности – это совершенно верное представление людей о Боге, основывается на представлениях, которые они впитали от своих отца и матери и других людей, которых они слушали, когда те наставляли их, воспитывая в ранние годы.

Мы знаем из философии сознания Кришны, что любой общественный руководитель в действительности должен являться представителем Бога и наша цель в сознании Кришны – это, в конце концов, воспитать таких руководителей.

Таким образом, эти взаимоотношения очень важны.

В движении сознания Кришны у нас есть определенные авторитеты, которыми мы руководствуемся, и которые в действительности представляют и поддерживают высочайшие стандарты в нашем обществе. И частью процесса превращения нас в преданных является выслушивание их наставлений и принятие их мнения и системы ценностей очень и очень серьезно. Таким образом, в нашем движении есть определенные группы людей, например санньяси и духовные учителя, точки зрения которых, принятие или отвержение ими чего-либо, их отношение к чему-то, оставляет глубокий след в наших сердцах. Мы всегда явственно или подспудно оцениваем себя с точки зрения идеалов этих людей, стараясь понять, что бы они подумали обо мне. Другими словами, мы стараемся понять, понравится ли то, что я делаю моему духовному учителю или другому санньяси или нет.

Таким образом, мы можем видеть, насколько глубоко проникают и в наше движение эти идеи социальной психологи.

 

Определение Бога в социальной психологии.

В последней цитате, которую мы привели из книги Бойзона, он использует слово Бог. Это определение Бога с точки зрения социальной психологии.

В соответствии с нашими открытиями, понятие о Боге, даже вне зависимости от метафизических рассмотрений, представляет собой самый важный и самый существенный факт социальной и психологической жизни общества. Он символизирует в личном опыте каждого человека то, что человек считает высочайшей ценностью своей жизни, и то, с чем он хотел бы себя отождествлять. Бог символизирует для человека тот объект, который он стремится любить и почитать прежде всего, и так же Бог является символом общественных интересов, которым нужно подчиняться. Такое определение Бога дает социальная психология.

 

Установление взаимоотношений с Богом.

Несмотря на то, что на ранних ступенях развития нас как преданных, мы не можем осознавать свои взаимоотношения с Богом, тем не менее, с самых первых шагов мы устанавливаем взаимоотношения с нашим духовным учителем, который представляет Бога, и поэтому с самого начала нашего духовного роста в сознании Кришны Бог становится  для нас социальной реальностью, с которой мы, так или иначе, взаимодействуем (посредством духовного учителя).

 

Определение греха.

Что же такое грех с точки зрения социальной психологии? Обычно мы думаем о грехе, как о нарушении определенных правил, но у греха есть еще одно очень важное, социальное измерение этого понятия.

Грех – это такая тенденция, склонность или действие, которое нарушает гармонию человека с окружением, к общению с которым он стремится или должен стремиться, и которое нарушает уровень развития этих взаимоотношений с окружением, которого человек должен достичь. Другими словами, можно сказать, что грех – это нарушение или подрыв доверия, которое представляет собой высшую цель преданности, которую должен развить в себе человек в его социальном окружении. Например, это относится к нашей преданности духовному учителю или, другими словами, к Богу. Грех является нарушением этой верности.

 

Спасение.

Так же он определяет спасение. Спасение – это освобождение от чувства собственной изоляции, и восстановление своих взаимоотношений с Богом, которые следуют сразу же за переживанием (ощущения) прощения со стороны Бога.

 

Прощение.

Что же такое прощение с точки зрения социальной психологии? Прощение – это ощущение восстановления некогда утраченных взаимоотношений или доверия, которое с одной стороны определяется признанием ошибок и желанием исправить эти ошибки, и с другой стороны, способностью понять, осознать и пожелать восстановить дружеские взаимоотношения.

 

Таковы общественные определения этих терминов. И можно попытаться понять, насколько они применяются к нашим общественным взаимоотношениям, существующим в ИСККОН.

 

 

Анализ таблицы.

Таково было небольшое обсуждение того, как социальная психология применяется к нашему обществу, а сейчас мы перенесем наше внимание на нашу таблицу.

 

Координаты книги Бойзона.

Мне сказали, что эту книгу переводили на русский язык. Не знаю, на сколько это точно? Возможно, ее давно уже не выпускают, и может быть ее можно найти в какой-нибудь библиотеке. Эта книга Энтонна Бойзона называется «Изучение внутреннего мира» и подзаголовок «изучение умственных расстройств и религиозных переживаний». Была она впервые опубликована в Америке в 1936 году. Возможно, по-русски перевод звучит по-другому. Второе переиздание было в 1952 году. Затем ее переиздавали еще раз в 80-х годах в одном университете в Америке.

Причина ощущения личной неудачи.

Эта таблица объясняет нам развитие личности, которая сталкивается с изначальной проблемой – ощущением личной неудачи.

В первой горизонтальной строке содержатся заголовки колонок, которые отмечают различные типы поведения человека. В вертикальных колонках содержатся различные типы суждений о поведении человека.

Мы уже обсудили изначальную проблему – ощущение личной неудачи. Итак, ощущение личной неудачи – это решение, приговор, который мы сами выносим себе, или который выносит нам наша совесть.

Например, можно считать, что я не заслуживаю одобрения тех, чьей любви и признания хочу добиться. В ИСККОН существуют определенные люди, духовные учителя и возвышенные преданные, и мы оцениваем себя с точки зрения того, что, как мне кажется, они подумали бы обо мне, если знали бы меня таким, каким я знаю себя сам. Оценивая себя глазами этих преданных, я прихожу к выводу, что являюсь совершенно никуда негодным, грязным и падшим человеком, и заслуживаю наказания или изгнания. Таким образом, я как бы выношу сам себе приговор, и этот приговор основывается на представлении о том, что, как мне кажется, подумали бы те люди, чьим вниманием, мнением и признанием я дорожу.

 

Варианты поведения при возникновении чувства личной неудачи.

Таким образом, я должен что-то поделать с этим ощущением личной неудачи, несоответствия. В соответствии с пониманием Бойзона, чувство личной неудачи, или несоответствия, само по себе знакомо каждому, и не является чем-то неестественным, но важно то, как мы поступаем, чтобы справиться с этим ощущением личного несоответствия.

Один из способов, как можно поступить с этим чувством, приводит к тому, что мы вливаемся в общество на высочайшем уровне, то есть происходит социализация на высочайшем уровне, или другими словами – спасение, то есть то, что понимаем под этим мы.

Но можно так же подойти к этому ощущению личной неудачи по другому. Мы можем попытаться найти общество на низших уровнях. Попытаться найти общественную поддержку и стать полноправным членом групп, которые имеют не такие высокие запросы и стандарты.

Или же мы можем все-таки поддерживать в себе эти высочайшие стандарты, но стать изолированными от общества, в котором мы находимся. Это – самоизоляция. И мы можем вести себя в таком изолированном состоянии таким образом, что наша изоляция будет все больше и больше усугубляться и, в конце концов, мы просто распадемся на части.

Если мы посмотрим на таблицу, то увидим, что последняя колонка называется «результат». Под результатом понимается результат наших действий. Там есть три подзаголовка: социализация, самоизоляция и разрушение. Позже мы разберем последовательно эти три подзаголовка.

Итак, изначальная проблема – ощущение личного несоответствия или личной неудачи. Затем, следующая колонка называется – контроль желаний.

 

Желания, заставляющие считать себя не заслуживающим хорошего отношения.

Сейчас небольшое лирическое отступление. Бойзон говорит, что чувство самоизоляции делает человека в его же собственных глазах не заслуживающим внимания и любви со стороны тех, кого он любит и поэтому он начинает считать себя недостойным их общества. Это чувство личной моральной неудачи, чувство личной вины.

У вас есть подобный опыт? Например, что-то происходит с вами, и вы просто не можете понять, как это вообще может находиться в вашем сердце? Как это умещается в вашей личности? Вы не можете найти места этому внутри вас. Иногда бывает, что пища, которую вы едите, не может перевариться и просто лежит комом. И подобные ощущения могут быть у нас на психологическом плане, когда что-то просто не может быть принято («переварено») в нашем сознании. Мы не можем найти места этому внутри нас, чтобы чувствовать себя при этом комфортно.

Итак, из его собственного опыта, он говорит, что в большинстве случаев, которые он изучал, такие неудобоваримые переживания, которым мы не может найти места в нашей личности, обычно имеют отношение к сфере сексуальных желаний. Это так же полностью приложимо к нашему движению сознания Кришны.

 

Уровни контроля желаний.

Следующая колонка называется «контроль желаний».

Контроль желаний разбивается на три уровня. Они называются: объединяющий уровень контроля желаний, конфликтный уровень и сегментный. Сейчас мы подробно разберем эти уровни.

Объединяющий уровень – это желание признания и взаимности. Под желанием признания имеется ввиду стремление к успешному достижению нашей цели и завоевание признания в обществе, в котором мы находимся. Большинство людей в сознании Кришны так же стремятся к этому. Мы хотим, чтобы наше поведение нравилось другим преданным, и мы стали хорошими в их глазах, то есть, чтобы нас признавали. И если мы ученые, мы должны завоевать определенный отклик, оценивающий нашу профессиональную квалификацию. Под этим подразумевается стремление к признанию.

Стремление к признанию и взаимности в понимании Бойзона означает стремление, которое ведет нас к преданности тем высшим мотивам, которые живут в нас самих.

По свое природе люди стремятся отождествлять себя и хотят воссоединить свои взаимоотношения с чем-то более высоким. Именно это подразумевается под желанием взаимности.

Он использует термин «объединяющее желание», и говорит, что вместо этого термина можно с равным успехом использовать выражение «желание к самоосознанию» или «желание самореализации».

В нашем случае, мы имеем ввиду самоосознание, как понимаем это мы, и поскольку у нас есть вполне определенное понимание этого термина, то лучше использовать его.

Я помню, что говорил Шрила Прабхупада о самоосознании. Он говорил, что не существует самоосознания без осознания Бога. Наша высшая цель заключается в том, чтобы возобновить в себе осознание Бога.

В связи с этим любопытно изучить те цели, которые преследуют другие люди. Рассмотрим, например, романтическую любовь. Один писатель сказал, что влюбленный человек – это человек, поклоняющийся ненадежному Богу. Таким образом, все остальные объекты любви помимо Бога являются лишь блеклым отражением высшего уровня и высшего объекта любви.

 

В самом низу этой колонки говорится «сегментный уровень контроля желаний». Под  сегментными желаниями Бойзон имеет в виду желания, которые возникают как проявление инстинктов, или каких-то низменных неодолимых страстей и устремлений в человеке. Слово сегментный берет свое начало в теории 1920-х годов, которая объясняла животные наклонности в человеке, связывая их с нижними участками или сегментами позвоночного столба (или спинного мозга). Мы бы сказали об этом – низшие чакры. Так что можно понимать вместо «сегментный», «чакральный «.

Итак, эти сегментные, низменные желания препятствуют нашему самоосознанию. В сознании Кришны все мы принимаем тот неоспоримый факт, что нас одновременно тянут в две разные стороны, как бы разрывая на две части, сверху према, а снизу кама, и посередине мы имеем конфликт между премой и камой. Таким образом, конфликт – это место, где все неясно и смутно, где происходят постоянные изменения и борьба.

 

Степени осознанности проблемы.

Затем, в следующей колонке, связанной с этими тремя уровнями, описывается степень осознанности нами проблемы, с которой мы сталкиваемся, то есть то, насколько ясно мы представляем себе и воспринимаем эти проблемы.

Под ясной осознанностью имеется ввиду то, что мы совершенно ясно отдаем себе отчет в том, какова наша проблема. Бойзон говорит, что мы не только признаем ее в самих себе, но также готовы признать эту проблему перед теми людьми, чьей любви и признания хотим добиться. Другими словами, мы не скрываем ее не только от самих себя, но и от людей, которые играют большую роль в нашей жизни, как, например, духовный учитель и т.п. Именно такой смысл вкладывает Бойзон в понятие ясной осознанности.

Внизу – забвение. Забвение означает забыть идеал, к которому мы должны стремиться, другими словами – это потеря идеала. Забвение означает, что мы не знаем, что у нас есть проблема. Мы, возможно, признаем некоторые трудности, но самое главное – цель, мы забываем. Здесь мы подчиняемся нашим материальным желаниям. То есть забвение – это забвение цели, высшего идеала к которому мы должны стремиться.

И по середине между ними смутная, или изменчивая степень осознанности. То есть «иногда так, а иногда по-другому; или же все перемешано и поэтому становится неясным».

В течение нашего курса мы так же будем исследовать различные области (уровни) смутной осознанности нашей проблемы. Интересны эти три разделения в нашей таблице: ясное, смутное и забвение, и объединяющий, конфликтный и сегментный. В них мы можем узнать определенную модель, которая уже встречалась нам, а именно саттва-, раджо- и тамо- гуны. Эти три разделения в таблице в действительности соответствуют трем гунам. Таким образом, наверху саттва-гуна, внизу тамо-гуна, а посередине раджо-гуна. Интересно, что в исследованиях Бойзоан эта модель появилась сама по себе, и поскольку это является законом природы, то ничего удивительно в этом нет.

 

С этого момента мы будем идти по таблице горизонтально, то есть не по строкам, а по столбцам, так что здесь прервемся, посвятим время ответам на вопросы, а позже продолжим рассмотрение таблицы с этого места.

 

Ответы на вопросы:

 

В: Есть ли кто-то, кто не нуждается в социализации? Например, монахи, отшельники и т.д.

О: Существуют примеры таких людей, то есть монахов или отшельников, которые порывали все связи с обществом. Обычно они подвержены влиянию имперсональной философии и Шрила Прабхупада описывает их положение как бхалга-вайрагью, ложное отречение. Таким образом, иногда мы встречаемся со страхом отождествления себя с личностью и страхом личностных взаимоотношений с другими людьми. Этот страх приводит людей к имперсональным, безличностным концепциям. Прабхупада говорит об этом в БГ «… привязанность, страх и гнев …», где под страхом понимается страх отождествления человеком себя как личности, что приводит к появлению имперсональной философии. Таким образом, это неестественное положение и его нельзя искусственно поддерживать бесконечно долго. Быть человеком означает иметь человеческие взаимоотношения с другими людьми.

 

В: Является ли ощущение личной неудачи чем-то, что должно сопровождать нас на протяжении всего пути в преданном служении до тех пор, пока мы не достигнем уровня премы, или же это чувство личной неудачи возникает лишь иногда в моменты кризисов, а затем проходит?

О: По мере нашего продвижения в Сознании Кришны чувство личной неудачи превращается в нечто другое, и это другое чувство называется смирением. В случае, когда смирение развивается в нас, мы по-прежнему не считаем себя великим человеком, но тем не менее, не стремимся к самоизоляции или разрыву взаимоотношений.

Мы понимаем, что маха-бхагавата считает, что каждый является преданным кроме него, и в тоже самое время, этот маха-бхагавата имеет полностью развитые взаимоотношения с Кришной. Именно это происходит с чувством личной неудачи по мере нашего духовного роста. Маха-бхагавата не является неудачником на пути духовного прогресса, хотя сам он думает, что является таковым. И это не какое-то злокачественное переживание, которое приносит ему вред.

Мы видим, каким образом преданные, которые утвердились в Сознании Кришны, поступают с чувством личной неудачи. Они постоянно признаются в этом чувстве другим и Богу, признавая свои недостатки перед ними. И примером этого могут служить песни Бхактивинода Тхакура. Это самый яркий пример того, как должен поступать человек со своими собственными недостатками, которые он замечает в себе. Когда Бхактивинода Тхакур поет: «Я потратил свою жизнь впустую. Я провел свою жизнь в пустых поисках. У меня нет никакой любви к Богу», – то это называется покаянием.

 

В: …

О: Я думаю, что это несколько надуманный ответ на поставленный вопрос. Шрила Прабхупада в различных ситуациях иногда говорил по-разному. Я не помню, чтобы где-то говорилось, что бхакти можно найти только в четырех сампрадайях. Скорее всего, это значит, что только в этих четырех сампрадайях бхакти развивается в полной мере.

Бхакти присутствует в душе каждого и пытается вырваться наружу. Таково одно из утверждений предыдущих ачарьев. Таким образом, степень проявления бхакти зависит от уровня ее развития, способности личности воспринять бхакти. И когда Иисус Христос говорит, что вы должны любить Бога всей душой, всем сердцем и всеми помыслами, то он говорит о бхакти. Знают ли люди о том, как развить ее в себе, и то, насколько она развивается в них – зависит от разных обстоятельств.

 

В: Вы дали в вашей лекции определение прощения. Можем ли мы в нашем случае понимать под раскаянием и прощением со стороны Бога то, что мы пытаемся предаться Господу? Другими словами, можем ли мы воспринимать как покаяние сам процесс предания Богу?

О: Прощение означает взаимоотношения. Если мы осознали, что подорвали доверие к себе со стороны кого-то, то со своей стороны мы должны признать свои ошибки и проявить искреннее желание исправиться. Но другая сторона также должна иметь желание восстановить эти дружеские отношения с нами. А как мы узнаем, хочет ли Господь восстановить дружеские отношения с нами или нет? В конце концов, многие люди каются, но не в сердце. В их сердце, на самом деле, покаяния не происходит, т.к. они могут быть совершенно не искренними при этом. Поэтому кто-то должен судить об этом и сказать нам, принимается ли наше покаяние или нет.

В сознании Кришны прощение обычно происходит, по крайней мере до определенного уровня, во взаимоотношениях между преданными и их духовным учителем. Если эти взаимоотношения не доступны по тем или иным причинам, то это происходит в общении с другими возвышенными преданными. Иногда это может происходить между преданными и Богом непосредственно. Но, так или иначе, мы должны знать наверняка, не имея при этом никаких сомнений, что попытки возобновить взаимоотношения является обоюдными. Как же мы можем убедиться в том, что это стремление обоюдное? Существуют, конечно, взаимоотношения между Господом и преданными, которые достигли высокого уровня и которые могут понять это непосредственно. Но что делать тем, кто не достиг такого уровня? У них должен быть духовный учитель, который представляет для них Бога. И именно поэтому одной из функций духовного учителя является то, что он представлять Бога для своего ученика.

Для большинства из нас, тех, кто является учениками Шрилы Прабхупады, наш духовный учитель уже не присутствует с нами лично, но, тем не менее, если мы совершаем греховные поступки, то в нас это проявляется в первую очередь как разрыв во взаимоотношениях (подрыв доверия) между нами и Шрилой Прабхупадой. И в первую очередь мы должны стремиться к восстановлению этой связи именно со Шрилой Прабхупадой. Если человек таким образом подрывает свои взаимоотношения с духовным учителем, пусть даже не присутствующим лично, то преданные замечают, что его духовный прогресс останавливается. Он начинает чувствовать себя очень плохо. И что же делает в этом случае ученик Шрилы Прабхупады? Он идет в храм, где есть мурти Шрилы Прабхупады, падает перед ним ниц и молит его о прещении. И затем его духовный прогресс начинается снова. Так он может понять, что прощение и возобновление взаимоотношений произошло. Мы способны понять, что прощены другой стороной, так как ощущение прощения возникает внутри нас самих, и мы начинаем это чувствовать.

 

В: Является ли ощущение личной неудачи проявлением милости Кришны, который таким образом разрушает наше ложное эго?

О: Когда мы совершаем греховные поступки, то это не «милость Кришны». Это «наша милость», если можно так сказать. Но конечно, с помощью Кришны мы извлекаем для себя урок и в этой ситуации, и так наше ложное эго постепенно уничтожается, но мы не должны грешить для того, чтобы избавиться таким образом от ложного это, этого вовсе не требуется. Грех не является неотъемлемой частью процесса духовного продвижения, а наоборот, избавление от греха является неотъемлемой частью этого процесса.

 

В: Откуда берется страх от отождествления себя с личностью?

О: Он берет свое начало в материальных привязанностях. Противоположностью привязанности является отвращение или отвержение чего-либо, это обратная сторона медали, и в материальном мире мы испытываем эту двойственность. В материальном мире мы связаны какими-либо взаимоотношениями с другими людьми, и обычно разочаровываемся в этих взаимоотношениях. Потому мы развиваем в себе такое мировоззрение, в соответствии с которым все люди отвратительны, поскольку все встречаемые нами доселе были ужасны. Иногда мы думаем, что сами являемся такими же. И поэтому, если я хочу избавиться от отношений этого мира, то начинаю думать, что необходимо уйти туда, где вообще нет людей.

Когда я был молодым преданным, то делал покупки для Божеств. Однажды я пошел в магазин, где хозяином был один пожилой человек. Когда я зашел, то он некоторое время смотрел на меня, а затем сказал: «Парень, хочешь, я расскажу тебе о своей жизненной философии?». Я его об этом не спрашивал, а он почему-то сам стал об этом говорить. Он сказал: «Моя философия заключается в следующем. Люди просто воняют».

Я посмотрел на него и смог заметить по его лицу, что, возможно, от него ушла жена, или партнеры по бизнесу его обманули, или дети отвернулись от него. Все это было написано на его лице, и мне стало понятно, почему у него такая философия.

И я подумал, как же мне удастся объяснить ему, что Господь – это личность? Он отверг бы эту идею с порога.

Итак, страх отождествления себя с личностью проистекает из нашего печального опыта общения в материальном мире. Такой человек думает, что если Бог – личность, и личностная природа есть в духовном мире, то должно быть это такая же природа, как природа материального мира, как природа тех материалистичных людей, с которыми я встречался.

Но это ложное представление. Так Прабхупада объясняет причину страха отождествления себя с личностью.

 

В: Говорится, что желание признания является тонкой формой сексуального желания, и мы видим, что это желание признания является очень сильной движущей силой (источником вдохновения) для начинающих преданных в преданном служении. Таким образом, как нам поступать? Должны ли мы просто игнорировать их стремление к признанию со стороны окружающих и не давать им повода чувствовать себя такими, и таким образом, возможно, просто подорвать их решимость и заставить уйти из движения, либо мы должны пытаться как-то взращивать в них это стремление к признанию?

О: Во-первых, я должен заметить, что Бойзон понимает под желанием признания не совсем то, что имеете ввиду вы.

Прабхупада говорит, что тонкая форма сексуального желания – желание выгоды, желание выделиться из общей массы, желание признания и т.д. И возможно вы имеете ввиду под стремлением к признанию то желание, которое Прабхупада называет желанием выделиться из общей массы. Под признанием в этом случае Прабхупада понимал признание со стороны женщин, а выделиться из общей массы означало выделиться среди массы мужчин, чтобы наша личность стала заметной.

Что же имеет ввиду Бойзон под желанием признания? Он имеет ввиду под этим высший уровень признания. Под таким признанием мы имеем ввиду признание нашего соответствия высшим идеалам с точки зрения чистых преданных, или другими словами, удовлетворили ли мы своего духовного учителя. Это называется желанием признания в понимании Бойзона. Так что это не имеет никакого отношения к сексуальному желанию.

Конечно, это можно было бы извратить и сказать, что мой духовный учитель признал меня замечательным преданным, и теперь я использую это, чтобы развить в себе ложное эго. Я видел, как это происходило в наших рядах и это, несомненно, является тонкой формой сексуального желания. Лекарством против этого заболевания является следующее поведение. Если я совершил какое-то служение, и духовный учитель принял это служение, или более того, прославил меня за него, то мы сразу же должны понять, откуда берется способность выполнить это служение. Способность выполнить конкретное служение происходит непосредственно от духовного учителя, именно он дает нам ее. Таким образом, я должен правильно понимать, что если мне удается что-то сделать, то это является проявлением милости Кришны и преданных, и что по их милости я еще на что-то годен. Так мы можем предохраниться от гордости в том случае, если чего-то добились в сознании Кришны.

 

В: Является ли хорошее подражание правильным способом деятельности в преданном служении? И если является, то не сочтут ли окружающие это лицемерием?

О: Хороший вопрос. На самом деле, подражание является способом прогресса на духовном пути. Когда мы следуем регулирующим принципам преданного служения, то подражаем, таким образом, великим преданным. Мы делаем это по указанию духовного учителя.

Как можно прийти к пониманию чистых преданных? Необходимо следовать по их стопам. Понимая, что они действуют таким образом спонтанно, мы превращаем это в правила и предписания, которым необходимо следовать из чувства долга, подражая им. Таким образом, новые преданные, которые строго следуют принципам сознания Кришны, действуют в точности как великие преданные, но совсем с другим мотивом. Великий преданный делает это из спонтанной привязанности, тогда как новичок делает это, повинуясь указаниям духовного учителя и шастр.

Поэтому это не лицемерие. Лицемерие появляется тогда, когда я говорю всем, что я чистый преданный, хотя таковым не являюсь. То есть в этом случае я притворяюсь тем, кем на самом деле не являюсь. Но если я готов сказать каждому, что делаю это потому, что мой духовный учитель приказал мне это делать, и на самом деле, в моем сердце нет спонтанных духовных желаний, то это не лицемерие.

 

В: Вчера мы обсуждали чувство личной неудачи и определили, что оно происходит преимущественно из-за того, что у нас существуют какие-то сексуальные желания, которые мы не можем удовлетворить. Но сегодня мы описывали чувство личной неудачи, как чувство, возникающее тогда, когда мы чувствуем, что не соответствуем идеальным представлениям, существующим в обществе и поэтому общество нас не принимает. Это является двойственностью в определении. Что же на самом деле является чувством личной неудачи? Каким образом мы определяем чувство личной неудачи в нашем движении?

О: Если мы воспринимаем чувство личной неудачи или грех, как разрушение веры или доверия, которое существует между нами и кем-то, то это чувство может появиться по разным причинам.

В действительности, это чувство возникает чаще всего из-за того, что у нас есть сексуальное желание или из-за того, что мы нарушаем регулирующие принципы, в частности, касающиеся недозволенных половых связей. Но также это может проистекать из-за того, что мы принимаем одурманивающие вещества и чувствуем вину за это, или же из-за каких-то более тонких вещей. Все это зависит от наших стандартов, которым мы сами следуем, то есть от уровня обетов, которые мы приняли на себя. Преданный, который чувствует сексуальное желание в своем сердце, но при этом не нарушает принципы, не чувствует себя изолированным от всего движения. Но другой преданный чувствует себя изолированным уже потому, что просто испытывает в себе эти желания. Из-за этого он испытывает стыд и чувство, что не может находиться в этом обществе. Все зависит от степени нашей совестливости, или же от ашрама, в котором мы находимся.

Чувство личной неудачи может проистекать по разным причинам, но обычно оно происходит из-за сексуальных желаний.

Комментирование запрещено