«Лечение душ в общинах вайшнавов», лекция 2

Равиндра Сварупа Прабху.

Семинар: «Лечение душ в общинах вайшнавов».

 

Лекция 2.

 

         Углубленные ответы на вопросы первой лекции.

 

Прежде всего, мне хотелось бы немного глубже ответить на те вопросы, которые были заданы вчера утром, и затем продолжить обсуждение нового материала.

 

Почему преданные падают жертвой майи?

Кто-то спросил вчера, почему преданные падают жертвой майи? Из-за чего это происходит? Из-за кармы, из-за желания Кришны или еще чего-то?

Служение майи – проверить искренность преданного.

Поскольку я вчера подчеркнул необходимость борьбы с майей для преданных, то мне хотелось бы процитировать слова Шрилы Прабхупады относительно этого.

Прабхупада сказал, что сознание Кришны – это война против майи. Он обсуждал этот момент достаточно часто. В комментарии к БГ 6.37 Прабхупада говорит, что у майи есть определенная обязанность, которая заключается в том, что она проверяет искренность преданных. Он иногда называет эту обязанность майи – неблагодарной, или черной работой. В другом месте Прабхупада говорит, что майя обязана держать в материальном мире негодяев.

Таким образом, можно понять, что царство Бога – это очень хорошее место, поскольку все негодяи в материальном мире, а не в духовном. Например, все преступники находятся в тюрьме, по крайней мере, теоретически, чтобы все остальные могли жить спокойно.

В БГ 6.37. Арджуна спрашивает о том, что происходит с трансценденталистом, который начинает путь самоосознания, но снова падает. И Прабхупада в комментарии говорит, что человек может искренне встать на путь самоосознания, но процесс развития знания и практика восьмиступенчатой йоги очень сложны для выполнения в наш век, поэтому, несмотря на постоянные усилия в этом направлении, человек может падать по разным причинам. Во-первых, человек может с не достаточной серьезностью относиться к следованию процессу, чтобы продолжать идти по трансцендентному пути. Сам факт того, что мы встали на этот путь, означает, что мы объявляем войну иллюзорной энергии. Поэтому, когда бы человек ни пытался вырваться из тисков иллюзорной энергии, она пытается нанести поражение человеку, практикующему процесс сознания Кришны, соблазняя его разными способами. Обусловленная душа уже введена в заблуждение гунами материальной природы, и поэтому она очень легко поддается новому заблуждению, новому обольщению, даже, несмотря на совершение трансцендентного процесса преданного служения. Другими словами, чтобы подытожить, можно сказать, что майя проверяет искренность преданных. Мы ведем войну с майей, и когда бы ни начиналась война, всегда будут жертвы этой войны. Конечно же, мы должны свести потери к минимуму.

Кали причиняет проблемы.

Второй момент, который необходимо понять, заключается в том, что повелитель этого века, Кали, пытается остановить движение санкиртаны, и он также является одним из агентов майи. И особенно он приходит в беспокойство тогда, когда мы развиваем движение Господа Чайтаньи Махапрабху.

Поскольку на нас влияет век Кали, то человек может являться частью общины преданных, но в действительности быть, по словам Бхактивиноды Тхакура, кали-челой. Чела означает ученик. Человек может казаться преданным, но в действительности быть учеником Кали. Бхактивинода Тхакур обсуждает это в одной из песен, которые он написал. Шрила Прабхупада также обсуждал этот момент на одной из утренних прогулок в 1976 году в Нью-Дели.

 

Прабхупада: Стать преданным не так-то просто. Это не такая уж дешевая вещь. Не думайте, что, просто нарисовав тилаку на лбу, вы стали преданными. Почему вы так думаете?

(Затем он цитирует текст Бхактивиноды Тхакура о кали-челе) «Вот это последователь Кали. У него кхантималы на шее, но в действительности он является учеником Кали. В то время, пока он (якобы) поклоняется Кришне, (на самом деле) он занимается сексом с чьей-то чужой женой». Такой человек — слуга Кали. Он просто поменял одежду, нарисовал тилаку, надел кхантималы. Таким образом, если вы с тилакой и в кхантималах совершаете всякие греховные поступки, то вы никакой не преданный. Вы кали-чела. Стать преданным не так-то просто, для этого надо потрудиться.

 

Преданный: Прабхупада, преданный, значит совершенный?

 

Прабхупада: Да. Преданный, означает, поднявшийся над влиянием гун материальной природы. Преданный находится на уровне брахмана. Если вы будете дешево относиться к этому процессу, то это будет означать сахаджию. Считать, что если я нарисовал тилаку и ношу кхантималу, то могу называть преданным – это обман, и он нам не поможет.

 

Преданный: В этот век Кали обман распространен повсюду?

 

Прабхупада: Нет, на самом деле все, кто находится в материальном мире, имеют склонность к обману. И не важно, новое это явление или старое. Существует четыре недостатка у обусловленной души, и один из них – это склонность к обману, так что склонность к обману есть повсюду.

 

Оружие Кали.

Таким образом, отвечая на вчерашний вопрос, я нашел запись этого обсуждения. Так что мы должны особенно стараться понять, что Кали не спит. На самом деле, говорится, что в Кали-югу демоны рождаются в семьях брахманов. Я также слышал одну лекцию Прабхупады, где он объяснял, что демоны приходят в наше движение для того, чтобы, прикинувшись преданными, разрушить это движение. Так разными способами Кали пытается разрушить нас изнутри. Даже если мы и не являемся демонами сами, Кали может пытаться влиять на нас, чтобы мы стали действовать как демоны

Одно из самых сильных орудий Кали – это растлить человека изнутри. Так действует Кали. Он разрушает, точит человека изнутри. Например, Кали пытается захватить непосредственно те пути, которые приводят нас к спасению. Он хочет наложить свою лапу на них и превратить эти пути спасения в пути порабощения. И получается, что то, что теоретически должно избавить нас от ложного эго, используется им для того, чтобы усилить это ложное эго. Это одна из самых сильных нападок майи. И мы неоднократно видели в истории религии, как религия становилась инструментом увеличения материальных привязанностей людей, а не ослабления или разрушения их.

Существует много философов, которые указывают на это. Пример тому философия Марка. Марк критикует религию, и большая часть его критики заслуживает внимания. Она конструктивна.

Мы должны понять, что в нашем движении также существуют такие опасности, и знать, что это за опасности. Мы должны знать, как действует майя, сражаясь с нами. Прабхупада сказал, что ничто не может разрушить наше движение извне. Движение можно разрушить только изнутри. Если мы станем слабыми в духовном смысле, то легко поддадимся влиянию внешних сил.

Зачем мы обращаемся к работам христиан? Есть ли истина в других религиях?

Другой момент, который необходимо обсудить – это вопрос, который задали вчера. Зачем мы обращаемся к работам христиан, и как мы можем узнать что-то новое или ценное для нас от людей, которые не принадлежат к нашей традиции (парампаре)? И по существу этот вопрос сводится к вопросу о том, есть ли истина в других религиях.

Мы знаем, что Господь распространяет духовное знание настолько широко, насколько это возможно, давая возможность получить его каждому. Шрила Прабхупада утверждает в Бхагавад-Гите, что не следует считать, будто аватары появляются только в Индии. Господь появляется в бесчисленном количестве мест в разные времена, и говорит ровно столько о духовных истинах, сколько люди могу понять в этом конкретном месте и в это конкретное время.

Таким образом, мы не должны походить на сектантов, думая, что только у нас есть монополия на истину. Потому что сознание Кришны, на самом деле, всеобъемлющая культура. И мы можем видеть в Чайтанья-Чаритамрите, что когда Господь Чайтанья встречался с различными людьми, например с патанами, то Он превращал их в преданных Кришны, обсуждая с ними Коран. Из этого мы можем понять, что сознание Кришны присутствует, тем или иным образом, и в Коране. Мы лишь должны знать, как его там найти.

Три уровня подачи духовного знания в разных религиозных традициях.

Прабхупада учит нас тому, что Веды преподают нам духовное знание, религию, на трех различных уровнях. Существует раздел карма-канды, или деятельности, сводящейся к ритуалам ради достижения материального процветания. Уровень гьяны, или отвержения материального мира ради достижения единства с Богом. Гьяни пытаются слиться с Богом путем размышления, желая стать с Ним единым. И Веды также дают нам бхакти, или преданное служение Богу. Эти три градации духовного понимания можно обнаружить в различных сочетаниях во всех религиозных традициях. В Ведах есть все эти три раздела: упасана-кханда, гьяна-кханда и карма-кханда.

Господь Чайтанья и Его последователи были в состоянии изучить Веды и извлечь из них чистую бхакти, отделив ее от шелухи кармы и гьяны, поскольку цель Вед – это чистая бхакти. Чистая бхакти – это бхакти, полностью свободная от примеси гьяны и кармы. Господь Чайтанья и Рупа Госвами сделали этот момент очень ясным. Они показали, что чистое бхакти находится в Ведах.

Но существуют также смеси: гьяна-мишра-бхакти, карма-мишра-бхакти – это бхакти, смешанная с различными компонентами, т.е. с гьяной и кармой.

На протяжении многих лет я изучал различные религиозные традиции в институте, так что мне удалось посмотреть на христианство, на иудаизм, на ислам и на буддизм с этой точки зрения. И я понял, что во всех этих религиях эти три компонента, т.е. карма, гьяна и бхакти, присутствуют, но в различных пропорциях и до различной степени. Они там смешаны. И мы можем понять, что они все же присутствуют практически в каждой религиозной традиции.

В буддизме, например, выделяется гьяна, а бхакти не так уж заметна. В христианской традиции можно ясно видеть отчетливую тенденцию к бхакти, гьяне и карме. Они почти противоборствуют друг с другом. В христианстве, например, христианин может пойти и поклоняться Богу, находясь в умонастроении бхакти. Затем он пытается думать о Боге, и при этом сразу же скатывается до уровня гьяны, он становится имперсоналистом, так как Господь представляется ему безличным. И такое представление о Господе полностью препятствует развитию в нем бхакти. Таков, по крайней мере, мой диагноз, который я поставил.

Итак, все эти части истины можно найти в различных религиозных традициях, но я верю в то, что Шримад-Бхагаватам, как говорит Прабхупада, является аспирантурой духовной жизни. Шримад-Бхагаватам несет наиболее совершенное знание, которое включает в себя все, что может содержаться в других писаниях, и даже превосходит их во всех отношениях.

Когда я общаюсь с теологами или учеными, то их не так легко убедить забыть все и просто стать членами ИСККОН. Я просто пытаюсь объяснить им разницу между кармой, гьяной и бхакти, и стараюсь побудить их вернуться к их собственной религиозной традиции и найти там чистую бхакти, отбросив карму и гьяну.

Если они смогут это сделать, то, с течением времени, будут все ближе и ближе приближаться к нам. Так люди станут более сознающими Кришну.

Вайшнавское определение истинной религии.

Мы не сектанты. Когда в лесу Наимишараньи собрались мудрецы, то они задали Суте Госвами вопрос о том, что является лучшей религией для всех людей. Поскольку мы видим так много писаний и учений, которые учат различным вещам, то нам как понять, какое из них является лучшим? Сута Госвами описал религию. Он не стал говорить, что индуизм, буддизм, или еще что-то, лучше других. Он сказал, что та религия лучше, с помощью которой человек достигает чистого преданного служения. Затем он дал определение чистого преданного служения. Он сказал, что это служение Богу, которое свободно от любых мотиваций, т.е. бескорыстно и непрерывно.

Другими словами, чистый преданный служит Господу не прося ничего взамен. Он просто служит Ему, и это служение является его единственной целью. Единственной наградой, которую он получает, является само служение. А «непрерывное» означает, что нет разницы между жизнью преданного и его религией. И где бы вы ни обнаружили эти признаки, это и есть бхакти.

Я не могу сказать, что у нас есть монополия на бхакти. Если честно, то я нигде не видел чистого бхакти кроме нашего движения, но я не все видел на своем веку, и поэтому вполне может быть, что бхакти есть еще где-то. Мы не присваиваем себе исключительное право на истину. Мы не говорим, что все остальные заблуждаются, а истина есть только у нас.

Когда я обнаружил эту книгу Энтона Бойзона, то понял, что этот человек был, может быть ближе к нам, и также ближе к Христу, чем большинство христиан.

Если бы христиане следовали этому человеку, то они стали бы лучшими христианами, и  также более сознающими Кришну. Тогда они смогли бы понять то, что говорим им мы.

Итак, таковы некоторые причины, которые заставили меня обратиться к этим книгам, которые не принадлежат к нашей традиции. Если мы обнаруживаем что-то, что выглядит как чистое преданное служение, или подчеркивает важность наших принципов, то мы должны попытаться раздуть эту искру в пламя.

 

История книги Бойзона.

Фундаментальный принцип человеческой психологии.

Сейчас я хотел бы обсудить, каким образом Бойзон пришел к своим выводам.

Из своих исследований он понял, что фундаментальная истина, которую описывают данные человечеству религии, является истиной, которая присуща самому глубинному уровню человеческой психологии.

Это так же соответствует нашему пониманию, так как мы говорим, что преданное служение – это естественная природа (склонность) живого существа. Знаем мы об этом или нет, но все мы по своей природе преданные.

В нашей жизни, даже на неосознанном уровне, происходит своего рода спектакль, в котором мы или поворачиваемся к Богу, или отворачиваемся от Него. Это происходит в глубине сознания (сердца) каждого человека. И некоторые знают об этом, а некоторые нет. Бойзон обнаружил, что может доказать это на практике экспериментально.

 

Духовный кризис Бойзона.

Бойзон был воспитан в консервативной христианской общине протестантов пресвяторианцев. Его отец, дед и др., все были священниками в этой традиции. Это было что-то вроде брахманической семьи. Все они были священниками или преподавателями в учебных заведениях, так что у него было очень строгое воспитание, и он полностью принимал его. В то же время, он получил современное образование, и поэтому попал под влияние научных идей.

В своей собственной жизни у него была одна неразрешенная проблема. Что с ним произошло? В 1920-м или 21-м году он посещал школу, где подготавливали священников, и ожидалось, что ему дадут какое-то положение в церкви. Но в результате он попал не в церковь, а в психиатрическую лечебницу. Ему поставили диагноз – шизофрения. У него были видения, голоса, которые разговаривали с ним. Он видел различные внутренние миры и конфликты Бога и сатаны, и описывал все это.

В 1921-м году его поместили в психиатрическую лечебницу.

Через несколько недель все эти голоса и видения ушли прочь и он обнаружил, что совершенно здоров в обычном смысле. Но ему было сложно убедить в этом других. Он стал размышлять над произошедшим и понял, что то, что люди определили как умственную неполноценность или психическое заболевание, на самом деле было духовным кризисом, который достиг такого апогея, что привел к серьезным отклонениям в поведении, таким как восприятие голосов, восприятие и понимание проблем этого окружающего мира и глубокие мысли о вечной борьбе добра и зла. И он понял, что то, что произошло с ним, было процессом духовного исцеления.

И применимо к его случаю, его очень беспокоили сильные половые желания, которые он не мог ни понять, ни объяснить, так как это были совершенно неприемлемые с его точки зрения желания. И, тем не менее, эти желания по-прежнему оставались в его сердце.

И, в конце концов, у него произошел кризис. Когда же он вышел из этого кризиса, то почувствовал, что вся его личность как бы разобрана на части и эти части были собраны совершенно в другом порядке, на более высоком уровне. Таким образом, психический срыв, который с ним произошел, принес ему благо.

 

Основная идея книги – связь между умственными расстройствами и преобразованиями характера.

Пока он находился в психиатрической лечебнице, он наблюдал за пациентами, которые были рядом, и увидел, что люди, с которыми он общался, казалось, проходили через тот же самый процесс. Они проходили через те же самые испытания, что и он, и их фундаментальные проблемы были так же духовного характера, несмотря на то, что их определяли как сумасшедших. Так у него появилась новая идея, которая сформулирована во введении к его книге, где он приходит к определенному выводу.

Особенной чертой этой книги является ее попытка изучить опыт внутренней победы и внутреннего поражения в свете друг друга, т.е. победу в свете внутреннего поражения, а поражение в свете внутренней победы. Эта книга берет свое начало в предположении, что существует важная и неоспоримая связь между острыми умственными расстройствами функционального типа, и теми неожиданными преобразованиями характера, которые ясно видны в истории христианской церкви со времен Павла. (Это библейский герой, который сначала был противником христианства, а потом стал апостолом Павлом.)

Он говорит, что религиозный опыт и умственные расстройства могут подразумевать очень серьезные внутренние перевороты, и поэтому как умственные расстройства, так и религиозные переживания, могут представлять собой влияние сил природы, которые вмешиваются, чтобы излечить нас. Он приходит к выводу, что определенные типы умственных расстройств, и определенные типы религиозных переживаний, являются очень похожими попытками внутренней перестройки.

Какова разница между ними? Разница в результатах, к которым они приводят. Когда эта попытка успешна и в каком-то смысле приводит к победе, то ее называют религиозным переживанием. Когда же попытка неудачна и ситуация неясна, то ее обычно называют сумасшествием. Такова его гипотеза. И он стал размышлять, что же приводит к конечному результату в том и другом случае. Что ведет к успеху в одном случае, и что ведет к поражению в другом.

 

Изучение опыта духовно-психологических кризисов религиозных лидеров.

В конце концов, его родственникам удалось убедить отпустить его из госпиталя, доказав, что он уже нормальный.

После этого Бойзон снова отправился в свое учебное заведение, в Гарвардский университет, где стал изучать психологию религии. Он был под большим впечатлением от работ Уильяма Джеймса, великого американского психолога и философа. Джеймс написал известную книгу, которая называется «Психология религиозного опыта». Хотя сам Джеймс происходил из научной среды, все же он рассматривал религиозный опыт, как серьезную категорию. Он уделял большое внимание этому роду переживаний в своих научных изысканиях, и считал, что их можно изучить научным образом.

Другой силой, оказавшей влияние на убеждения Бойзона, был еще один психолог – Джордж Герберт Мид, который работал в университете Чикаго. Он основал социальную психологию, или психологию общества.

Вооружившись этим знанием, Бойзон обратился к изучению жизни великих святых в свете своей новой гипотезы. Он обнаружил, что многие видные религиозные лидеры переживали подобного рода религиозно-психологический кризис, и часто это фиксировалось документально.

В нашей традиции, например, мы можем вспомнить пример Арджуны на Курукшетре, когда он увидел вселенскую форму Господа. Если бы мы наблюдали за этой картиной со стороны, то решили бы, что Арджуну следует поместить в психиатрическую лечебницу, потому что у него, должно быть, сильный нервный срыв. Мы бы решили так потому, что кроме него никто не видел вселенской формы. Но то, что мы ее не видели, еще не означало бы, что ее не существовало вообще. Так что, что-то подобное случается иногда с другими людьми.

Бойзон исследовал  духовные кризисы видных фигур разных религиозных традиций, и пришел к выводу, что эти люди, в действительности, переживали перестройку своей личности. И когда эта перестройка увенчивалась успехом, то люди возвышались на более высокий религиозный уровень, и очень часто получали возможность убедить других людей следовать за ними, становясь таким образом великими религиозными проповедниками, пророками или святыми.

 

Опыт врачебной практики Бойзона в психиатрической лечебнице.

Затем Бойзона назначили капиланом в одной психиатрической лечебнице. Перед этим ему пришлось хорошо потрудиться, чтобы убедить людей в том, что его можно назначить на эту должность, так как в те времена люди думали, что если человек один раз сошел с ума, то это на всю жизнь.

В этой клинике он стал систематически изучать пациентов, которые, по его мнению, проходили через подобные испытания, через подобный психический срыв. Он использовал научный клинический метод. Бойзон изучил 173 истории болезни своих пациентов, и результаты этих исследований обобщил в своей книге. Он использовал диаграммы, таблицы, различные графики и гистограммы, для классификации результатов своего изучения.

Таким образом, пережив все это на собственном опыте, и в результате получив вдохновение изнутри, он решил систематически проверить на примере других людей, применяется ли его гипотеза также и к другим. И он обнаружил, что она применима ко всем остальным в той же степени.

Он описывал пациентов психиатрической больницы следующими словами: «Это живые документы человеческой истории». Бойзон описывал судьбы людей, как живые человеческие летописи, которые открывают происходящее на внутреннем суде, на внутреннем переосмыслении всей их жизни. И изучая эти документы, можно понять основную динамику развития религиозной жизни. Бойзон пришел к выводу, что на примере этих пациентов он изучал что-то, что применимо ко всем людям без исключения.

 

Изучение прихожан.

Затем он хотел выяснить, что же происходит с теми людьми, которые не переживают подобные кризисы, т.е. с людьми, которые живут обычной жизнью. Применим ли в полной мере механизм, который он открыл, и к ним.

Многие из его учеников были пасторами в церквях, и с помощью некоторых из них он смог изучить разных прихожан: которые совершали духовный прогресс, которые топтались на месте, и тех, кто деградировал. Бойзон пытался понять, применим ли открытый им закон ко всем, и к тем, кто добивался успеха, и к тем, кто терпел поражение.

В девятой главе своей книги он описывает священника в одном из приходов. Бойзон вместе со своим учеником изучил 503 прихожан. Они изучали каждого человека в отдельности, собирая данные с научной точностью. В результате, он еще больше подтвердил свою гипотезу.

 

Исследование религиозных движений.

 

Потом было еще одно его более позднее исследование, в котором он хотел применить результаты своих открытий не просто к отдельным личностям, а к религиозным движениям в целом. Бойзон назвал это исследование «Религия в кризисе, и религия в обиходе».

Эта работа привела к определенному результату, который систематизирован в таблице. Эту таблицу мы будем изучать на протяжении нескольких последующих дней, и посмотрим, насколько она применима к ИСККОН. Название этой таблицы можно перевести, как «Трансформации и перевороты в структуре личности, возникающие из-за ощущения личной неудачи». Это название взято из книги «Битва в душе», которая еще раз подчеркивает, что мы ведем войну.

 

Отношение современного общества к промежутку между высшим и низшим состояниями человеческого сознания.

 

Эту тему мы обсуждали вчера, когда говорили о том, как мы ведем себя, когда у нас возникает чувство собственной неполноценности. Как мы действуем, когда видим пропасть между нашим положением и тем, где мы должны оказаться.

/…/

В любом цивилизованном обществе существует эта зияющая брешь, пропасть, и можно поступать при этом разными способами.

Можно заметить, что в движении сознания Кришны у нас есть один способ, каким образом поступать в том случае, когда мы сталкиваемся с такой пропастью. Но что происходит в современном мире? Современное общество рассматривает эту пропасть как источник умственных расстройств. Оно совсем по другому подходит к этому различию, к этому промежутку.

Одним из «основателей-ачарий» современного материалистического мира является Зигмунд Фрейд. Как же он относится к этой пропасти, описывающей идеальные состояния человеческого сознания с одной стороны (супер-эго, или сверх-я, в формулировке Фрейда), и низменной части сознания, полной сексуальных желаний, вожделения, жадности, желания убить врагов и т.п. (он называет это — эго, или it – на немецком) с другой? Фрейд  признавал, что чувство разочарования причиняется существованием этого промежутка между идеальным состоянием и нашим нынешним состоянием, которое является источником (хронических или острых) умственных беспокойств и расстройств. Он признавал существование этого, и рекомендовал не относиться к этому слишком серьезно и не слишком строго контролировать свои сексуальные желания. Он рекомендовал относиться к ним снисходительно.

Когда Фрейд приехал в Америку, чтобы проповедовать свою философию, он приводил в своих выступлениях следующий довод. Представьте, что все мы сидим в этой комнате, слушаем лекцию и один человек становится сумасшедшим и начинает вести себя неподобающим образом: встает, размахивает руками, кричит и т.п., и причиняет таким образом много беспокойств. Будет совершенно естественным взять и вывести его отсюда. Если же он попытается снова войти, то мы не пустим его, закрыв перед ним дверь. И из-за того, что так с ним поступили, он будет очень расстроен. Он пойдет к другим людям, пожалуется им и они, собравшись компанией, все вместе ворвутся внутрь и перевернут все вверх дном. Разве не лучше ли было бы, говорит Фрейд, вместо того, чтобы выводить его наружу, рискуя тем самым навлечь на себя еще большую беду, просто немного потерпеть, когда он успокоится. Таков был его совет.

Другими словами, если мы подавляем животные наклонности и инстинкты в себе, и не даем никакой возможности для выхода этой энергии, то постепенно эти наклонности становятся все сильнее и сильнее, и смогут действовать с еще большей разрушительной силой. Фрейд называл это возвращением того, что мы подавляли (реакция вытесненного). Таким образом, он считал, что не нужно слишком строго контролировать свои сексуальные желания. И в большинстве стран именно так люди и поступают. Там даже считается, что контроль и ограничение своих сексуальных побуждений вредно для здоровья.

Мнение Бойзона относительно сексуального желания.

Позиция сознания Кришны прямо противоположна.

В то время, когда Бойзон находился в психиатрической клинике, Фрейд только начинал свои круизы по Америке. Идея Фрейда была, так сказать, последним достижением научной мысли, совершенно новой идеей. И, в конце концов, он добился признания.

Врачи в клинике признали Бойзона не сумасшедшим, а религиозным человеком. Ему даже посоветовали не так строго контролировать  (подавлять) свои половые желания, поскольку, по словам врачей, это не привело бы ни к чему хорошему для его здоровья. Но Бойзон не принял этот совет. И мы в ИСККОН также не принимаем этот совет. В этом отношении Бойзон очень близок к нам и ему много что есть нам сказать.

Бойзон стал пользоваться влиянием в сообществе психологов и религиозных деятелей. Он жил до 1965-го года и умер в достаточно преклонном возрасте. Таково одно из преимуществ брахмачарьи. Всю свою жизнь он никогда не соглашался с идеями о том, что секс предназначен для чего-либо еще, кроме продолжения рода в супружеской жизни. Сам же он никогда не женился. Бойзон был полностью убежден в этом ключевом моменте своей философии.

На примере пациентов психиатрической клиники и людей, которые составляли общину прихожан, он видел, что основная причина, приводящая к чувству личной неудачи, проистекала из сексуальных желаний, и из того, как люди поступают, чтобы контролировать их. Я думаю, что и в сознании Кришны  это самая основная проблема.

Сексуальное желание очень сложно преодолеть. Любой, кто пытался это сделать, знает насколько это сложно. Однажды Господь Будда сказал, что если бы у человека было еще хоть одно желание, аналогичное по силе сексуальному, то у него не было бы вообще никаких шансов достичь чего-либо в духовной жизни. Это самая главная трудность, которая приводит к ощущению личной неудачи.

 

Ответы на вопросы.

В: …

О: Я думаю, что лучше подходить к каждому конкретному случаю индивидуально, и говорить на примере конкретного случая.

После того, как я стал президентом храма в 1971 году,  у меня тоже было достаточно много примеров сумасшедших людей, приходящих в наше движение. В большинстве случаев, с которыми сталкивался я, когда преданные сходили с ума, после того, как они присоединились к движению, выяснялось, что они имели проблему до прихода в движение, и просто эта проблема проявилась у них позднее.

Настоящий семинар не посвящен тому, как обращаться с сумасшедшими в нашем движении. Это отдельная область исследования. Но что я извлек из своего опыта в Филадельфии,  это то, что храм не может и не должен превращаться в психиатрическую лечебницу. В случаях, когда мы сталкивались с людьми, у которых был нервный срыв, и они не могли действовать должным образом, они испытывали переживания, которые описывал Бойзон в своей книге. Но все же обычно я не мог достаточно эффективно помочь им, поскольку помощь таким людям требует очень много времени, которым я не располагал, так как имел много других обязанностей.

Есть предложения ввести в ИСККОН практику психиатрической лечебницы, поскольку в современной медицине, когда человек испытывает такие нервные срывы, принято давать ему психотропные лекарства, или надевать на него химическую смирительную рубашку. Другими словами, излечение людей, которые испытывают умственные расстройства, не приводит к благу человека, испытывающего все это на себе, а лишь является удобным для окружающих. Т.е. таких людей просто превращают в зомби, и они не причиняют нам больших беспокойств. Так поступают с людьми в современной медицине. Если же человек проходит через процесс духовного излечения самостоятельно, т.е. естественным образом, то для него лучше всего – это создать благоприятные условия.

Я надеюсь, что когда-нибудь преданные ИСККОН, которые имеют профессиональные навыки в психологии и психиатрии, смогут изучить книгу Бойзона и что-то применить к нашей практической жизни.

Существуют случаи, когда поведение людей выходит за все рамки и я признавал таких людей сумасшедшими, поскольку они переживали чувство личной неудачи в духовной жизни. Большинство людей, которых называют сумасшедшими, на самом деле являются такими, просто они ведут себя нормально, и поэтому их сумасшествие не проявляется явно, но, тем не менее, жизнь свою они строят на обмане и заблуждениях (иллюзии). И таких людей с полным правом можно назвать сумасшедшими.

Я бы привел такой пример. Некоторые наши духовные лидеры в прошлом, например Киртанананда, были сумасшедшими, хотя сейчас он сидит в тюрьме, а не в психиатрической лечебнице. Позже мы обсудим некоторые из этих случаев.

Когда в жизни людей существует огромная разница между тем, кем они являются на самом деле, и тем, кем должны быть для окружающих, то им приходится обманывать не только других, но и самих себя. Это одно из определений иллюзии.

 

В: …

О: Я не думаю, что каждый преданный нуждается в помощи профессионального психолога. Люди разочаровываются в материальной жизни по веским причинам. Это место рождения и смерти. Здесь все это происходит постоянно. Я думаю, что любой, кто счастлив в материальном мире – сумасшедший. Так что, зачем им вообще присоединяться к нашему движению, если они счастливы в материальной жизни? Естественно, они были разочарованы в материальной жизни, и это их заслуга.

И так же факт, что процесс превращения непреданного в преданного иногда похож на кризис, описанный Бойзоном, и изучение такого опыта превращения показывает, что часто структура этого процесса одна и та же. В ходе этого процесса разрушается вся прежняя структура личности человека, но ее замещает совершенно другая, целостная структура личности и структура мировосприятия. Переживание этого опыта может быть достаточно болезненным испытанием для нас.

Что же касается преданных ИСККОН, то многие люди нуждаются просто в консультации. Поэтому все лидеры и старшие преданные должны научиться консультировать и оказывать психологическую помощь преданным.

Одна из причин, по которой я даю этот курс – это попытка сформировать основу, на которой мы сможем научиться искусству оказывать духовную психологическую помощь. Много раз преданные, которые испытывали проблемы определенного рода, отправлялись к профессиональным психологам-непреданным, и беда в том, что во многих случаях основой для суждения таких психологов является совершенный материализм, и поэтому они могут думать, что каждый, кто следует четырем регулирующим принципам – сумасшедший. Поэтому нам необходимо, чтобы те, кто будут занимать положение психологических консультантов для преданных в нашем движении, были людьми, которые, по крайней мере, принимали бы фундаментальные основы нашего движения.

В конце этого семинара мы придем к пониманию того, что Бойзон считал полезным в этом отношении. Это должно стать частью обучения преданных. Они должны научиться оказывать духовную психологическую помощь другим преданным. Каждый, кто сталкивается с проблемами и конфликтами в своем общении, должен получить возможность посоветоваться с кем-то, кому он полностью доверяет и кто сохранит его проблемы в тайне от всех остальных. Мы можем признаться в чем-то только тому человеку, которому доверяем полностью. Если же нет такого человека, то проблемы только усугубляются. В ИСККОН это одна из наших проблем. В общинах люди чувствуют себя изолированными, оставленными наедине со своими проблемами. Я надеюсь, что своим семинаром смогу внести вклад в решение этой проблемы самоизоляции преданных раз и навсегда.

 

В: Как можно узнать людей, которые являются демонами в нашем движении?

О: В первую очередь нужно удостовериться в том, что вы сами не демон, а потом уже переходить к остальным. Однажды я спросил у Прабхупады, как нам самим не превратиться в демонов. Шрила Прабхупада сказал нам, что однажды в этом мире могут оказаться лицом к лицу две партии, демоны и преданные, и это будет что-то наподобие второй битвы на Курукшетре. Я подумал, что это будет в будущем, а сейчас не стоит беспокоиться. Он так же говорил, что преданные со временем смогут обрести большое политическое влияние, будут управлять странами, армиями и т.д. Прабхупада описывал это, и я немного испугался, и переспросил у него: «Вы имеете ввиду, что в одно прекрасное время в руках преданных будет огромное количество материальных сил? Как же в таких условиях мы сможем не превратиться в демонов сами? Ведь власть развращает». На что Шрила Прабхупада сказал: «Повторяйте 16 кругов в день и следуйте 4-м регулирующим принципам». Я спросил: «И этого достаточно?» «Да достаточно» – сказал Прабхупада. Такова защита, чтобы не превратиться в демонов.

Иногда в нашем движении появляются люди, которые могут обладать демоническими качествами. И если люди обладают качествами демонов, то можно заметить, что они не следуют этим регулирующим принципам и не повторяют 16 кругов мантры. Но во многих случаях Прабхупада говорил, что мы проповедуем ракшасам. Люди приходят с такими наклонностями в наше движение.

 

В: …

О: Я бы сказал, что далеко не все отклонения от нормы в умственном состоянии человека основаны на духовном кризисе. Но иногда сумасшедших людей называют более мягким термином – невростеник. В эту эпоху у многих людей умственные расстройства из-за загрязнения окружающей среды или каких-то других причин, имеющих физическое происхождение. Причиной таких расстройств так же могут быть травмы головного мозга, и число таких случаев постоянно увеличивается. Что же касается определения сумасшествия, то обычно это определение имеет социальный контекст, а не клинический. Если есть человек, которого никто другой в обществе не может понять, и чье поведение отличается некоторыми странностями, то все остальные считают, что он просто сумасшедший. В Америке первый преданный, который прогулялся по улице в дхоти с бритой головой, немедленно попал в психиатрическую лечебницу. Но человек в той же самой одежде на улицах Индии вызывает совсем другое отношение. Так что состояние человека оценивается обществом по-разному в зависимости от социального контекста, в котором он оказывается.

Одна из тех ранних листовок, основанных на лекциях Шрилы Прабхупады, которые мы раздавали на улицах, называлась «Кто сумасшедший?» И в этой лекции он в основном говорил, что любой, кто счастлив в материальном мире, просто сумасшедший, поскольку живет в иллюзии. Таких людей можно называть сумасшедшими с полным правом.

В определенном смысле, любого, кто не является преданным, можно считать сумасшедшим. Но иногда преданный действует странным образом. Он не может поддерживать нормальных отношений ни с кем, и мы склонны считать его сумасшедшим или страдающим умственным расстройством, но это зависит от конкретного случая.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что этот курс не предназначен для того, чтобы научиться помогать людям, страдающим от умственных расстройств и переживающих кризис. Этот курс посвящен нормальным условиям, нормальному давлению, которому мы подвергаемся, ведя духовную жизнь, и также тому, как выходить из этого испытания с честью.

Комментирование запрещено