«Ведическая метафизика», лекция 2

Семинар: «Ведическая метафизика».

Мурари Кришна пр.

Одесса 07.1999 г.

Лекция №2.

Тема: «Концепция личности в ведической онтологии».

 

Сегодня мы продолжим рассматривать концепцию ведической онтологии.

Вчера мы объяснили, что существует три сферы существования:

1. Сфера сознательного ощущения;

2. Сфера ментальных образов;

3. Сфера чувственного восприятия.

И есть так же сознающее живое существо, которое непосредственно осознает ментальные образы. Такова концепция процесса познания.

 

Концепция личности в ведической онтологии

Абсолютная личность Бога

Сейчас мы проанализируем концепцию личности и увидим, какое определение личности дается в ведической онтологии. Концепция личности в вайшнавской онтологии очень важна и делает ее уникальной по сравнению с другими видами онтологий.

Кришна имеет право быть личностью. Что же это означает – личность? Личность – это тот, кто знает. Кришна обладает этой способностью знать. Личность так же является сущностью, из которой исходит знание, то есть она обладает способностью постоянно расширяться. Это видно на примере экспансий Бога. Кришна обладает способностью расширять Себя, постоянно создавать исходящие из Себя экспансии, и эта способность определяет Его могущество и Его личность. Эту идею расширения (экспансирования) личности очень тяжело понять с помощью нашего типа мышления.

Итак, проясним это еще раз. Кришна является тем, кто знает, но это еще не достаточное определение для Верховной личности, так как это лишь некто, кто обладает знанием. Кришна является тем, из кого исходит знание, и мы тоже являемся теми, из кого исходит знание. И мы, и Кришна знаем потому, что являемся личностями, так как личности могут и должны знать по определению. Все личности обладают способностью знать. Из них исходит знание благодаря определенной энергии. Но определение Кришны таково, что Он является изначальной личностью, ади пурушей, и только Он обладает могуществом расширять Себя до бесконечности. Существует два вида экспансий Бога: 1) полные экспансии и 2) частичные экспансии, то есть дживы. Джива-экспансии являются личностями и имеют свои характеристики и свои качества, потому что исходят из Кришны, который Сам является личностью и имеет качества. Но они не такие личности, как изначальная личность, потому что являются лишь Его экспансиями. Это очень важно, так как в этой концепции онтологии дается точное определение личности дживы. Полные же экспансии почти тождественны изначальной личности, но так же не имеют этого аспекта изначальности. Вот пример из математики, который иллюстрирует появление таких экспансий.

В математике существует теория набора. Набор – это такое сочетание элементов, которое можно рассматривать в совокупности друг с другом. Например, мы можем дать определение какому-то набору фруктов, хотя они могут относиться к различным видам. Мы можем обозначить их как один набор. Этот набор может содержать количество фруктов от нуля и до бесконечности. И если мы умножим один бесконечный набор на 2, то будем иметь два бесконечных набора. Обозначим изначальный набор как “S”, а производный от него, как “ES”. Все элементы, входящие во второй набор будут тождественны элементам первого набора за исключением того, что теряется изначальность.

Когда мы расширяем тело знания, то тело знания Кришны расширяется. Давайте подумаем, сокращается ли первый набор из-за того, что из него исходит второй набор? Утратил ли что-то изначальный набор? Нет, он остался таким же, каким был вначале. Определенным образом (слово мистический для математики не подходит) мы получили еще один набор, который является экспансией изначального набора, и при этом ничего не отняли, и не добавили к первому набору. Мы просто совершили определенную операцию. Благодаря какой же силе возможны эти операции? Благодаря могуществу Кришны, и это могущество является непостижимым (ачинтья). Это могущество понять невозможно, так как оно является непостижимым в принципе, и только Кришна обладает таким могуществом, потому что является ади-пурушей, изначальной личностью. Он может создавать бесконечное количество экспансий, как в нашем математическом примере, которые могут быть почти тождественны источнику, так как будут обладать всеми характеристиками изначального набора, который также включает в себя бесконечное количество объектов.

Бесконечность не является рациональной концепцией, и поэтому не может быть понята с помощью размышления. Эту концепцию бесконечности можно только увидеть. Мы можем увидеть ее однажды и навсегда сохранить о ней память. Осознание бесконечности не является результатом того, что человек шаг за шагом обдумывает эту концепцию. Такова идея бесконечности, как в принципе и любая другая метафизическая идея. Бесконечность, абсолют, всеобщее единство – все это принадлежит к области метафизики. Если мы хотим применить размышление к метафизике, то потерпим неудачу, так как невозможно понять метафизику с помощью процесса размышления. Не стоит даже пытаться делать это, так как результатом может быть только сумасшествие. Обдумывая эти идей, мы будем кружиться как собака, которая пытается поймать свой хвост, и в результате ни к чему не придем. Пример тому буддисты. Они используют процесс размышления, но при этом никуда не приходят.

 

Сфера абсолютного знания

Итак, подведем итог. Процесс творения, например, этой материальной вселенной – это процесс, который происходит в сфере абсолютного знания. Сфера абсолютного знания является совокупностью всего знания, которым обладает Кришна. Это означает, что дух, сознание и знание в совокупности являются абсолютом. Нет разницы между духом, сознанием и знанием. Все это является телом знания, сознания или души Кришны, духа Кришны. Нет разницы между этими вещами в Нем. Эта абсолютная совокупность является постоянно расширяющимся знанием абсолюта. Такова ведическая вайшнавская онтология. Это суть нашего семинара. Эта философия является венцом всей философии.

Постоянно расширяющееся знание абсолюта обладает могуществом контролировать свои собственные экспансии. Абсолют может создавать потомство с целью совершать определенные вещи, чтобы достичь определенных целей. В этой абсолютной совокупности заключен смысл, она имеет определенные цели, планы, потому что эта абсолютная совокупность знания принадлежит Кришне, который является личностью, и, будучи сознающим, имеет какие-то намерения, так как обладает желаниями. У Кришны, как и у нас, есть желания, потому что Он является личностью. Кришна является всем, Он – совокупность всего. И для того, чтобы достичь определенных целей Он должен сделать что-то. Он должен делать так, чтобы вещи случались, и с этой целью Он использует Свои экспансии. Тело знания Кришны полностью находится под Его контролем. Кришна – ишвара – Верховный контролирующий. Кришна контролирует это знание либо лично, либо посредством Своих экспансий. Другими словами, Он использует эти вещи, чтобы совершить определенную деятельность, выполнить какой-то Свой план.

Итак, все, что случается, случается в рамках этой совокупности: в теле абсолютного знания, абсолютного сознания и абсолютного духа, то есть в брахмане. Все случается в рамках брахмана, потому что брахман является абсолютным знанием Кришны. Брахман так же может расширяться. Брахман сознающ, и эта функция брахмана известна как парабрахман, Он является пурушей (Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами). Мы поклоняемся этому пуруше, этой изначальной личности – Кришне.

Такова ведическая онтология. Это полностью аналитическая онтология. Все же остальные виды онтологии, которые были развиты в Европе и других местах являются более или менее искусственными. Эта ведическая онтология началась с того, что создалась обобщенная концепция единого, а затем в ходе определенной классификации определилось место для живого существа, которое было занято в более низких уровнях процесса расширения. Живые существа вовлечены в процесс того, чтобы стать экспансиями.

Как применяется эта философия на практике? Допустим, я хочу понять, зачем вы собрались сейчас здесь. В соответствии с этой онтологией я могу понять ваше нахождение здесь, потому что понимаю, что вы являетесь частью тела знания Кришны, и у вас есть определенная цель, которую вы хотите достичь, будучи здесь. Кришна направил вас сюда, потому что Он хотел что-то сделать, потому что у Него есть определенная работа (план) для вас. Мы являемся преданными Кришны, мы заняты в служении Ему. Такова наша онтология.

Итак, все началось с концептуализации целого. В искусственной онтологии мы начинаем снизу вверх. То есть вначале мы анализируем и определяем составные частицы, а затем, пытаясь соединить вместе все эти частицы, мы создаем, таким образом, концепцию абсолюта, единого целого. Это то, что пытается делать современная наука. Современная наука изучает и дает определение отдельным составляющим этого мира: физика обеспечивает нас определенной информацией о некоторых феноменах в природе; биология также дает нам какую-то информацию, и т.д. Получив таким образом различные виды информации, мы пытаемся создать некую обобщающую, универсальную концепцию о природе вселенной. Это называется метафизикой, то есть «после физики», «после определенной информации» полученной нами от частной (специальной) науки.

У нас есть внутреннее желание понять все в единстве, хотя мы видим, что всегда присутствует какое-то разнообразие. Многие мыслители на протяжении долгого времени ломают головы над тем, чтобы соединить видимое разнообразие в одно целое, они пытаются создать обобщающую концепцию и понять абсолют как одно целое. Мы сходим с ума и не понимаем этого. Почему? В философии это называется проблемой единства и множественности.

Итак, на вопрос «сколько существует различных видов вещей?», можно ответить, что существует бесконечное множество вещей, и мы не можем их все сосчитать. Но у людей есть естественное желание сократить все эти разнообразные феномены до одной единственной основной вещи, до какого-то основного вида. Разве не естественно верить, что в конечном итоге все вещи построены из одной и той же субстанции? Это называется монизмом.

Сейчас необходимо быть очень осторожным, так как следующие слова могут быть привлекательными для ума, но не будут являться правильной философией. Таким образом, мы сможем проверить свое знание вайшнавской философии.

 

Два вида монизма

Существует два вида монизма: монизм видов и монизм субстанций. Монизм видов бывает двух типов: а) материализм и б) идеализм. В этом монизме все вещи созданы из одной субстанции: в материализме всепроникающая субстанция – это материя, и все вещи созданы из нее, а в идеализме все вещи созданы из идеи, из духа. Монизм субстанций утверждает, что все является единым, все является частью проявления высшего единства, который известен как абсолют. В монизме субстанций дается определение абсолюту. Мы уже познакомились с этим монизмом, когда говорили об адвайта-веданте. В адвайта-веданте все эти субстанции (васту) являются недифференцированной вещью, все является единым, без каких-либо различий (бхеда), все это брахман.

Иногда мы можем почувствовать как всеохватывающее единство (монизм), так и разнообразие (плюрализм) этого мира, который дает определение любому однообразию. Другими словами, мы можем видеть многообразие во вселенной, и дать определение абсолюту с точки зрения плюрализма, когда идея абсолюта заключается не в однообразии, а в плюрализме, то есть в многообразии, объединенном в одно целое. И здесь абсолют определяется как нечто, что вечно разделяется. Это называется философией абсолюта и плюрализма.

Когда философы пытаются разрешить проблему единства и многообразия, то они привязываются либо к идеям монизма, либо к идеям плюрализма. Если смотреть на вселенную мистическим образом, то она едина, а если рационально, то можно видеть, что она включает в себя множество вещей. Если мы подходим к этой проблеме мистическим путем, то можем почувствовать и получить осознание непосредственного тождества нашей индивидуальной души с абсолютом. Это называется мистической медитацией.

 

Два вида медитации

Что же такое мистицизм? Мистицизм – это вид состояния пробужденного сознания, когда вы просто осознаете вашу сущность и ее тождество с абсолютом. Медитация в мистицизме предназначена для того, чтобы почувствовать себя соединенным с абсолютом. Каждое живое существо хочет чувствовать себя частью какой-либо совокупности, и, в конечном счете, частью абсолюта. Стремление быть частью абсолюта настолько естественно, что величайшие преданные Кришны плачут в глубочайшем экстазе: «Я – Кришна». Они отождествляют себя с преданным Кришны. То есть они отождествляют себя …/конец стороны кассеты/

Существует два типа медитации. Один вид медитации называется внутренней медитацией. Посредством этой медитации мы пытаемся сделать так, чтобы сознание стало свободным и лишенным всякого разнообразия, то есть пытаемся очистить свой ум от разнообразных мыслей прекратив думать.

Итак, я начинаю медитировать для того, чтобы осознать это единство. Но я не могу осознать единство, если продолжаю перечислять вещи, если в моем уме есть мысли типа: «Ты носишь такую одежду. Ты носишь такие очки. Ты мужчина. Ты женщина. Ты то, ты другое…». В таком состоянии осознавать единство невозможно. Прежде всего, мы должны прекратить думать таким образом, и поэтому когда мы находимся в медитации, то прекращаем думать, деятельность ума останавливается: «Прекрати думать; прекрати думать «прекрати думать»; прекрати думать «прекрати думать «прекрати думать»»…» (смеется) В санскрите это называется «нети нети», то есть избавление «от того, от того и от того», «от этой мысли, от этой мысли, от этой мысли», «это не то, это не то, это не то». Таким образом мы стремимся избавиться от всех мыслей, и в результате наше сознание должно быть сконцентрировано на «ничто». Это сознание пустоты. Это означает, что когда мы избавимся от всех этих вещей, то ничего не останется. Это и есть шунья или пустота. Но мы вайшнавы и молимся «нирвишеша шуньявади пашчатья деша тарине». Мы не практикуем такой вид медитации, хотя он и возвышает до абсолютной реализации, так как эта пустота также является частью абсолюта, или точнее, это определенный вид абсолюта.

Другой вид медитации – это путь единства. Если «нети нети» – это утверждение «это не то, это не то», присуще только что рассмотренному виду медитации, то утверждение пути единства гласит «это тоже, и это тоже». Это означает, что постепенно я включу все больше и больше объектов этого мира в рамки моего поля осознания.

Преданные практикуют второй вид медитации, потому что в соответствии с вайшнавской онтологией веданты все включается в единое совокупное сознание Кришны. Если Кришна – это все, и Он является всем объемом знания, то все принадлежит знанию Кришны. Это очень интересно, потому что в материальной интуитивной концепции онтологии каждый процесс имеет место в сфере имеющейся концепции. В современной материальной концепции все рассматривается как определенная материальная энергия, как в науке. В современной концепции науки все является материей, материальной энергией. Грубая материя может превращаться в тонкую энергию и наоборот. Энергия (E) равна масса (материи, m), умноженная на скорость света в квадрате (V*V). Отсюда следует, что энергия зависит от материальной массы и является преобразованной материей. Такова концепция о сохраненной материальной энергии.

 

Отличие вайшнавской онтологии от других онтологий

Итак, между вайшнавской онтологией веданты и другими видами онтологий существует большая разница. В онтологии, основанной на современных научных концепциях, нет сознания, то есть не существует духовной энергии, которую можно отождествить с уровнем осознания. Именно поэтому не может быть персональной концепции, если мы основываемся на современной научной концепции. Только концепция личности дает идею сознательного ощущения, то есть способности знать и способности расширять свое сознание. Каждый из нас обладаете способностью расширять свое сознание, но в очень ограниченной степени. Допустим, если я иду из одного места в другое, то одновременно с этим я могу делать другие вещи, например, думать о чем-то и открывать в это же время дверь. То есть я способен делать одновременно две вещи: думать о волнующей меня проблеме и открывать дверь. Так мы создаем экспансии своего сознания, так как открытие двери – это второстепенная задача, которую вы можете совершать, не прекращая обдумывание важной проблемы. Каждый способен на это, потому что сознание может расширяться.

Если наше сознание, которое является неотъемлемой частичкой всего сознания, способно это делать, то трудно даже представить, насколько Кришна способен расширять свое сознание. А Он способен делать это до бесконечности, так как у Него может быть бесконечное число экспансий. Он может совершать огромное количество вещей в одно и то же время. Он может расширять себя. Кришна танцует во Вриндаване со Шримати Радхарани и никогда не прекращает этого делать. Он никогда не прекращает танцевать, думая при этом: «Ну ладно, надо заканчивать, так как пора уже создавать материальный мир». У Него не возникает мысли, что Он не может делать одновременно две вещи. Нет. Кришна вечно танцует и одновременно с этим способен наслаждаться огромным количеством других вещей, потому что Он обладает способностью наслаждаться бесконечно. У Него бесконечное количество состояний сознания. Кришна вечно находится во Вриндаване как пастушок. Он вечно находится в Матхуре как принц, а в Двараке как царь, и при этом Он находится на бесконечном количестве планет Вайкунтхи. Он постоянно расширяет Себя и расширяет, и наслаждается при этом. И Он никогда не ограничивает себя. Таков Кришна. Он способен расширять свое сознание без того, что бы чувствовать, что Он что-то теряет.

Но эта онтология основана на такой концепции, что все творение, поддержание и уничтожение не проявляется в рамках лишь материальной концепции, то есть Он не проявляется здесь как в определенном куске (части) материи. Как, например, в скульптуре. Когда у нас есть скульптура, то у нас есть и какое-то количество глины, которой мы можем каким-то образом манипулировать. Вот это пример того, как не нужно смотреть на это. Все, что случается, случается сначала в Его сознании благодаря Его непостижимому могуществу.

Итак, в момент, когда в теле абсолютного знания, абсолютного сознания Кришны начинается, например, процесс творения, и этот процесс становится проявленным Кришной внутри Его сознания, то в тот же самый момент он (процесс творения) становится проявленным и для нашего знания (познавания), и это означает, что в этот же самый момент творение и имеет место. Если в какой-то момент Кришна не проявляет эту вселенную в своем сознании, то это означает, что мы также не можем больше осознавать (воспринимать) эту вселенную. Это называется уничтожением вселенной. В момент уничтожения джива больше не осознает материальную вселенную, как в состоянии сна без снов.

Сон без сновидения – это определенное состояние сознания. В упанишадах описано четыре вида сознания: 1) пробужденное (бодрствующее) сознание; 2) сон со сновидениями; 3) глубокий сон без сновидений; 4) состояние турия, или сознание васудевы. Состояние сознание турия – это состояние мистического осознания единства, в которое включены все части целого; и это наш путь достижения уровня сознания, на котором не делаются различия. Благодаря такой медитации, мы сразу же теряем способность делать какие либо различия. Брахман, который достигает такого состояния сознания, будет видеть все единым. Что же он будет видеть? Он будет смотреть на все живые существа одинаково. Осознавшая себя личность будет смотреть на собаку и на собакоеда одинаково, и он будет воспринимать их, как части единого целого.

Это правильное видение, но оно не означает, что мы утратим свое тождество, свою индивидуальность. Это называется мистицизмом на основе качества. Философия шуньявады или майявади – это мистицизм на основе отсутствия различий, поэтому есть опасность, что я могу укусить себя за руку, так как не вижу никакой разницы между моими пальцами и фруктом в моей руке. Это так называемый безкачественный мистицизм. Но, опять же, это также способ обретения состояния сознания васудевы. Технически он называется путем гьяны для достижения состояния преданного служения. Этот путь описан в Шримад Бхагаватам в наставлениях махараджи Притху, и мы можем увидеть, как путь гьяны ведет к преданному служению.

Одним словом, мы все больше и больше вещей в нашей повседневной деятельности включаем в служение Кришне. Все принадлежит Кришне, все должно использоваться в служении Кришне, чтобы постоянно добавлять все больше и больше. Такова наша онтологическая концепция.

Шрила Прабхупада говорил, что все надо трансформировать и включить в служение Кришне. Всё! Нет никакого исключения. Все принадлежит телу абсолютного знания сознания Кришны, но это очень-очень сложное для понимания философское знание. Это поразительно, но если вы немного изучите западную философию, то увидите, что человеческий ум пытался в течении более 2000 лет найти разрешение этим онтологическим проблемам, но так и не нашел. Но вот прекрасный и поразительный ответ. Вот решение. Необходимо осознать все эти вещи, увидеть их.

Мы используем термин видеть, который происходит от санскритского корня вид, который также означает видеть. От этого термина происходит также латинское видео. От этого корня вид происходит санскритский термин видья. Иногда видья переводится как знание, но это не тот вид знания, который приходит к нам как внешняя информация. Например, мы узнаем, что в таком-то месте скоро будут раздавать обед, и у нас сознание начинает работать таким образом, что мы начинаем видеть всю эту картину сразу полностью. Это называется реализацией, что означает, что мы должны видеть и понимать это.

Видья означает абсолютное знание или абсолютную способность иметь такое состояние сознания, чтобы осознать это качественное единство. Поэтому в нашей вайшнавской онтологии мы в тоже время отождествляем себя, то есть одновременно и есть разница, и нет разницы. Мы видим это единство. Это называется бхеда-абхеда – одновременное единство и различие. Но это не теоретическое понимание. Мы не должны просто запомнить это и неосознанно повторять. Напротив, во время этого семинара необходимо глубоко поразмышлять на эту тему. Это путь гьяны. Гьяна – это хорошо, так как гьяна в сочетании с кармой создаст бхакти. Понимая то, о чем мы говорим на этом семинаре, и поступая соответствующим образом, мы постепенно, шаг за шагом, придем к бхакти. Мы будем постепенно добавлять все к нашей жизни, и так создастся определенная концепция того, что все принадлежит единому, все принадлежит Кришне, как личности. Это тело абсолютного знания принадлежит Кришне. Это тело – Кришна. Тело Кришны – это тело абсолютного знания. И это тело абсолютного знания не отлично от Кришны, потому что Кришна абсолютен. И в тоже время, чтобы не «откусить свои пальцы», необходимо иметь правильное видение разницы в качествах различных вещей, а иначе мы опустимся до философии майявады.

Существует еще две больших опасности: 1) потерять свой разум; 2) понять свою сущность, как конечную реальность. Шрила Прабхупада называл это духовным самоубийством. Первый вид опасности появляется, когда чувства привязываются к объектам чувств. Кришна говорит Арджуне в Бхагавад-Гите, что разум утерян, когда сознание полностью отождествляется с умом, и теми образами, которые в нем проявляются. Вторая опасность заключается в том, что наше сознание может думать, что является конечной реальностью. Это опасность онтологии адвайты – недвойственности, или доктрины виварта-вады – иллюзорной трансформации.

 

В: Мы рассматривали два момента относительно монизма и …

О: Определенным образом это так. Мы понимаем, что все является единым, и поэтому в каком-то смысле мы монисты, но формально мы не известны как монисты, как, например, философы адвайты. Мы не придерживаемся философии адвайты. Существует еще четыре других вида веданты: 1) вишишта-адвайта – это веданта Рамануджи; 2) двайта-веданта, веданта Мадхвы; 3) двайта-адвайта веданта; 4) шуддха-адвайта веданта. Существует еще доктрина ачинтья-бхеда-абхеда таттвы. Это доктрина, которая была хорошо научно объяснена Шрилой Баладевой Видьябхушаной. Эта доктрина Шри Чайтанья практически не принадлежит ни к одной из пяти школ веданты: 1) Шанкара веданта, 2) Рамануджа веданта, 3) Мадхва веданта, 4) двайта-адвайта веданта Вишнусвами, 5) шуддха-адвайта веданта Нимбарки. В соответствии с философией ачинтья-бхеда-абхеда таттвы мы с одной стороны видим все единым, и это монизм, а с другой – все отлично, потому что все является Богом, но Бог отличается от всего.

Теперь необходимо найти мост, чтобы соединить эти две вещи, то есть видеть и осознавать это, и при этом не потерять свою способность размышлять, и поэтому не утратить способности видеть вещи в другом свете. Это и есть сознание Васудевы. Мой духовный учитель часто говорит, что мы не должны в Кали-югу пытаться понять эти вещи своими маленькими мозгами.

Итак, это состояние осознания должно придти посредством практики садханы, садхана-бхакти. Что же означает эта практика? Это означает, что надо пытаться вовлечь свое сознание в эту философию, и в процесс осознания вещей, которые нам приходится делать, как правила и предписания практики садханы, а не выполнять все элементы садханы только своим тело, а сознанием, при этом, находиться совершенно в другом месте. Выполнение практики садханы не сводится к вовлечению в процесс только своего тела. Самое главное, вовлекать в процесс сознание, так как мы и являемся сознающей духовной душой, а не телом, которое хотим превратить из материи в духовную душу.

Комментирование запрещено