Враджендра Кумар прабху, «Вера и разум», лекция 3

Враджендра Кумар дас.

Лекция 3

 

Вера и разум

Разрушение материальной иллюзии и видение реальности

 

БГ11.1 Арджуна сказал: «Выслушав наставления, которые Ты мне милостиво дал относительно самых сокровенных предметов, я освободился от чар иллюзии».

Мы можем видеть, что чары иллюзии рассеялись просто потому, что в уши Арджуны вошел трансцендентный звук. При помощи звука рассеялась иллюзия и проступила реальность.

Что такое иллюзия? Это неадекватное восприятие реальности. Это означает, что какие-то вещи есть, но мы их не замечаем и наоборот, каких-то вещей нет, а мы думаем, что они есть. Например, Бог является центром реальности, Он утверждает, что он – источник всего и причина всех причин. Это главный фактор реальности, но большинство людей этого не замечают. Это один элемент иллюзии. Кришна также говорит, что этот материальный мир полон страданий и временен, а люди думают, что здесь можно построить вечное счастье.

Иллюзия — это не просто какая-то философская категория, понимание иллюзии очень практично. До тех пор пока живое существо не избавится от иллюзии, оно не станет счастливым. В этом важность различия между пониманием иллюзии и реальности. Избавление от иллюзии предшествует наступлению счастья. Под счастьем подразумевается не фрагментарное чувственное наслаждение, а стабильное состояние. Во 2 Песне ШБ Шрила Прабхупада говорит, что счастье – это естественное состояние очищенной души.

Итак, в чем проявляется иллюзия? Во-первых, в том, что живые существа не замечают главного аспекта иллюзии. Демоническое мышление таково: в этом мире нет истины, нет Бога, управляющего этим миром. Почему у людей складывается такое впечатление, что Бога нет и нет никаких законов в этом мире? мы уже говорили, что Бог – это реальность для разумных. Большинство людей сейчас, к сожалению, не очень разумны. Как правило, люди глупы, поэтому они не могут ни то, что духовную реальность понять, им трудно понять даже материальную реальность.

Обычно люди говорят: «Если Бог есть, то почему Он не вмешивается в тот беспредел, который происходит сейчас?». Как мы уже говорили раньше, Бог – это не механизм, который мы можем включить по своему желанию. Страдания и всевозможные несчастья происходят не потому, что Бога нет, а потому что мы Его игнорируем так, как будто Его нет, и реакцией на это приходит страдание.

Другая иллюзия состоит в том, что люди думают, что в этом мире нет жестких правил, нет абсолютной цели, поэтому, в том мире можно стать счастливым произвольно. И люди сами строят планы на счастье. Они планируют покупку машины, квартиры, семью, детей, переезд, они строят планы и полностью уверенны в том, что этот план принесет им счастье. Люди думают, что у счастья произвольная формула. Но счастье – это определенное состояние сознания, которое получается только вследствие четких действий. Все в этом мире подчиняется определенным законам. Даже химические реакции предсказуемы. Они не происходят произвольно. Так же невозможно произвольно делать бизнес и разбогатеть вопреки законам экономики. Наоборот, нужно знать эти законы и следовать.

У настоящего счастья тоже есть четкая формула. Формула счастья такова: джива + Кришна = любовь, при условии джива + Кришна и минус материя. Если джива + Кришна + материя, тогда будет рай на земле. Это описание варнашрамы или Сатья-йуги. Джива + материя и минус Кришна = страдания. Джива, духовная частица и материя несовместимы по природе. Это реально работающие формулы. Душа (высшая природа) не может быть счастлива от контакта с материй (только Гуна Благости дает некоторое ощущение счастья)

Но настоящее счастье рождается только от контакта души с Богом. Другого рецепта нет.

Такова духовная алхимическая реакция в сознании от встречи с Богом.

 

Кришна подтверждает в БГ, что если человек не связан с Всевышним, то он не может иметь ни стабильного ума, ни духовного разума, без которых не мыслим мир. А без мира возможно ли быть счастливым? Ответ: нет! Когда у человека беспокойный ум и материальный разум, который не занимается духовной деятельностью, он не будет испытывать покоя. Если же нет покоя, то и не будет счастья. Мир и покой являются основой счастья. В другом месте в БГ Кришна говорит, что если человек не следует наставлениям, данным в шастрах, и действует по своей собственной прихоти, то он не сможет достичь ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели. Это звучит как приговор. Это означает, что мы должны научиться видеть мир в связи с его источником. Мы, может быть, пока не видим Бога напрямую, но если у нас есть разум, мы можем увидеть Бога через Его законы. Разумные люди видят Бога глазами знания, а трансценденталисты – глазами любви. Кришна, как Параматма, является центром, вокруг которого все вращается.

Почему счастье в гуне благости невозможно сразу ощутить? Кришна говорит, что счастье в гуне благости сначала горькое на вкус. В чем смысл этой аналогии? В материальном мире, когда нам начинают говорить о духовной жизни, мы чувствуем это, как угрозу нашим наслаждениям, потому что духовная жизнь подразумевает отказ от каких-то греховных действий. Счастье в Гуне Благости в начале подобно яду, т.к. оно сравнимо с избавлением от дурных привычек. Когда человек пьет, курит или принимает наркотики, его оганизм вырабатывает антитела, чтобы бороться с этими ядами. Когда он бросает эти дурные привычки, то антитела по инерции продолжают вырабатываться, но им уже не с чем бороться и это поождает так называемые «ломки» или по научному «сидром абстиненции». Поэтому нужно набраться терпения и переждать этот период пока выработка антител прекратится и человек освободится от зависимости и страданий.

Счастье в гуне страсти легко достижимое, оно всегда находится рядом на расстоянии вытянутой руки и его легко купить. Но счастье в гуне благости чаще внутреннее, оно невещественное и не осязаемое, поэтому новичкам очень трудно его почувствовать.

Кришна все так устроил в этом мире, что если мы нарушаем Его законы, мы получаем страдания. Если же мы следуем Его законам, то получаем удовлетворение и счастье. Кришна показывает нам, что не все равно, как мы мыслим, как мы действуем. Есть некоторый невидимый путь, и если мы отклоняемся от него, то сразу получаем проблемы. Дорога естественным образом ограничивает нас. Эти ограничения для чего-то нужны. Если бы река не была ограничена берегами, у нее не было бы внутреннего давления, благодаря которому она достигла бы океана. Если не будет этих берегов, этих ограничений, река разольется и превратится в болото. Ограничения нужны для создания направления. Также, эти невидимые законы мира существуют для нашего роста и продвижения вперед. Страдание – это сигнализация и корректирующий фактор, указывающий на то, что мы неправильно действуем.

Зачем эти законы нужны в мире лишенном цели? Почему оскверненным сознанием невозможно пережить счастье, а чистым можно? Если мир возник из хаоса, и не имеет объективной цели, в нем невозможны и не нужны строгие законы.

Зачем нужны высшие формы жизни в мире, лишенном идеи совершенства? Лучше выживают бактерии и мхи. В высших формах нет биологической целесообразности.

Нам понятно зачем они нужны, только если мы принимаем, что есть план раскрытия сознания. Что в сознании животных? Одна тупость. Они за всю жизнь не прочли ни одной книги, не решили ни одной фундаментальной проблемы жизни. У них нет задачи раскрытия сознания. Но у человека такая задача есть.

Как раскрывается сознание у человека? Через знание, очищение и дисциплину.

Внутренняя дисциплина – это принципы морали или правила. Чтобы всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем.

 

Жажда знания говорит о том, что где-то это знание есть. Жажда абсолютной любви и вечности говорит о том, что где-то все это есть. Хридайананда Махарадж говорит, что наше тело может нуждаться только в тех элементах, из которых оно состоит. Нам может не хватать железа, магния, кальция, мы не можем хотеть того, чего нет на свете. Если живые существа стремятся к Богу, то сам этот факт подтверждает, что Бог существует.

Но жизнь без Бога – это невежество и страдание. Страдание, на самом деле, должно вызывать у нас не совсем те эмоции, которые мы зачастую испытываем. Когда страдает материалист, то из него исходит самое худшее. Он всех ругает, проклинает, все вокруг него виноваты. Но в шастрах говорится, что если знающий человек нарушил законы Бога и получил за это страдание, он должен быть как сахарный тростник – когда его перемалывают из него исходит нектар. Подобно этому, когда нас ломают «жернова жизни», мы не должны стенать и жаловаться, а должны видеть в этих страданиях присутствие Бога. Господь учит нас через страдания. Естественно, такой человек понимает, что он получил страдания заслуженно. Он понимает, почему с ним это произошло. Кришна всегда остается гуру, независимо от того, приняли мы Его как гуру или не приняли. Кришна – ади-гуру. Разумных Он учит через наставления, неразумных — через страдания. Вопрос только в том, принимаем мы Его или нет. Разумный принимает Кришну как ади-гуру, и Его представителя, как своего дикша или шикша-гуру. Но неразумный человек не понимает, что Господь заботиться о нем, что Кришна — всегда гуру, и с таким человеком Господь говорит на языке обстоятельств и страданий. К самым неразумным Кришна приходит в виде смерти.

Когда мы приходим к Богу, мы избавляемся от иллюзии, и реальность проявляется для нас через трансцендентный звук. Когда мы слушаем послание Бога, наши материальные схемы и представления о мире разрушаются, и проступает реальность – как видение всего в связи с Богом. В конце 7 главы БГ Кришна вводит такие понятия, как адхиатма, адхидайва, адхибхута. Адхи – это, стоящий над. Кришна, буквально, стоит над душой, над материей и над всеми живыми существами. И Он также адхийагья, Он венчает Собой все жертвоприношение. Итак, Кришна – это высший регулирующий принцип, который регулирует все проявления — и духовные, и материальные.

Итак, для раскрытия нашей духовной природы существуют разные заповеди и принципы. Но иногда бывает так, что нам приходится выбирать между одним законом и другим. Иногда мы можем даже зайти в тупик. Шрила Прабхупада говорит, что среди всех обетов, данных духовному учителю, главным является обещание каждый день воспевать не менее 16 кругов Маха-мантры. Иногда мы будем вынуждены нарушать остальные регулирующие принципы, но при этом мы будем оставаться на духовной платформе.

У христиан есть 10 заповедей, все ясно как черное и белое, думать не надо. У нас тоже есть принципы, но иногда происходят накладки и не ясно, что делать. Например: убивать хорошо или плохо? В целом плохо, но иногда хорошо. Об этом спорят Кришна и Арджуна всю Бхагавад-гиту.

Лгать — плохо или хорошо? Кришна толкнул Юдхиштхиру к обману, побудив его сказать, что Ашваттхама убит, чтобы деморализовать Дрону.

Прелюбодеяние – это плохо, но Вйаса был зачат от Парашары и рыбачки Сатйтвати, которые не состояли в браке. Что ж теперь мы осудим их за это или поблагодарим за рождение Вйасадевы?

Однажды Мукунда Госвами спросил ШП – как поступать, не всегда ясно? ШП ответил – чтобы понять, надо быть на дух уровне и только тогда мы сможем понять, что Кришна хочет от нас.

Другой пример: Во время сцены с раздеванием Драупади – Бхишма не знал, что делать, хотя знал все. С одной стороны — надо было заступаться за Драупади, но с другой стороны она сама вызвала гнев Дурйодханы, посмеявшись над ним, когда он упал в воду в магическом дворце Пандавов в Индрапрастхе.

Другой принцип: азартные игры. Это плохо, но Юдхиштхира не мог отказаться от этого од давлением обстоятельств.

На материальном уровне мы мыслим догматично и у нас нет живого понимания этих принципов. Пока мы не находимся на трансцендентном уровне, мы не сможем понять, что является благом, а что благом не является. Чего от нас Кришна хочет, а чего – нет.

Еще пример: сыновья Джамадагни. Что они должны были делать: нарушить приказ отца или убить свою мать за ментальную измену? Они выбрали меньшее зло.

Другой пример. Во время 2-й мировой войны в Германии был геноцид евреев. И вот представьте себе. Христианин прячет у себя еврея от нацистских преследований. К нему приходит полиция и спрашивает: нам говорили, что у тебя скрывается такой-то еврей. Где он? Что делать этому христианину? Он сейчас не может соблюсти всех принципов. Ему приходится выбирать. Либо он должен нарушить принцип «Ни убий» и сдать еврея нацистам на верную смерть, либо он нарушит принцип «Не лги» и соврет, что еврея у него нет, и так сохранится принцип «Ни убий». Поэтому нам приходится иногда выбирать.

Но Кришна просит Арджуну отбросить даже принцип «Ни убий». Он говорит: «Убий, если Я прошу». То есть, исполнение воли Бога – это высший принцип, а все остальные – вторичные.

Шрила Прабхупада в начале 70-х годов хотл отправить своих учеников проповедовать в Россию. Они говорили, что там нет нормальной пищи и им трудно будет следовать принципу вегетарианского питания. На это ШП ответл своим ученикам, что если обстоятельства сложатся так, что им нечего будет есть, то он разрешает им есть мясо, лишь бы они продолжали проповедь. Это не значит, что Шрила Прабхупада разрешил есть мясо, это значит, что он показал иерархию принципов. Проповедь – на первом месте. Остальное – по обстоятельствам. В огне высшей ягьи все примеси Е сгорают без следа. При идеальных обстоятельствах мы, конечно же, будем разборчивы в том, что мы едим, но есть такое понятие как ападхарма (не путать с упадхармой). Ападхарма – это следование принципам религии в чрезвычайных обстоятельствах, когда выбора нет. Когда выбора нет, мы вынуждены игнорировать вторичные принципы, принимая высший принцип. Кришна в самом конце БГ дает два основных наставления, Он говорит: «Думай обо Мне, выражай Мне почтение, стань Моим слугой, склоняйся передо Мной, так ты, полностью погруженный, придешь ко Мне, я обещаю тебе, ибо ты — Мой дорогой друг», и потом Он говорит: «Оставь все религии, Я защищу тебя, найди убежище во Мне Одном. Ничего не бойся!» Это самые высшие принципы, которые защищают нас в самых сложных ситуациях.

Эти вещи постулируют главные принципы религии, их никогда нельзя терять. Все остальные принципы – гибкие.

Присутствие Абсолюта в нашей жизни избавляет нас от тройственных страданий, оно вырывает их с корнем. Современное знание, лишая людей знания об Абсолютной Истине, и так обрекает их на страдания. Таким образом, это знание является разновидностью невежества. Так живое существо, даже обладая академическим образованием, продолжает оставаться в иллюзии. Поэтому столь важно получить принципиально иное, духовное знание, которое избавляет от иллюзии и открывает дорогу к счастью.

Комментирование запрещено