Враджендра Кумар прабху, «Вера и разум», лекция 2

Враджендра Кумар дас.

Лекция 2

 

Вера и разум

Духовный опыт

 

Бг 6.30 «Тот, кто видит Меня во всем и все во Мне, тот никогда не потерян для Меня и Я не потерян для него».

 

Что такое дух традиция или вера без опыта? Иудаизм основан на откровении Бога Моисею на горе Синай, Христианство – на вере в воскресение Христа (значит и мы воскреснем), Буддисты верят в просветление Будды, Мусульмане – в откровение Мухаммеда. Индуисты – верят в достижение самадхи. Однако, кроме веры в идеал еще важно обрести личный духовный опыт. Насколько нашему субъективному духовному опыту можно доверять? Он только эмоционален и субъективен или так же рационален и наблюдаем другими?

Фридрих Шлеермахер (отец современной западной теологии) говорил: «Вера – это самоубеждающее чувство своей полной зависимости от силы, которая отлична от этого мира».

Итак, христиане не почитают рационализм и уповают на веру. Но Ведическая традиция основана на Ведах (Знание), то есть, знание стоит на первом месте, а нши чувства стоят на 2-м месте. Христиане говорят, что не надо есть плоды с древа познания, надо довольствоваться верой. Нам тоже говорят, что что-то нельзя есть, но объясняется почему. Пример: сейчас идет Чатурмасйа, и в каждый месяц мы от чего-то воздерживаемся, но мы знаем почему. Хотя эти причины указывают на то, что Чатурмасйя в строгом смысле слова связана с климатическим особенностями Индии в этот период.

 

  1. В первый месяц не едят Шак – т.к. насекомые в это время едят листву и откладывают на ней личинки.
  2. Во второй месяц в Индии не пьют йогурт, т.к. это самый дождливый и холодный месяц Чатурмасьи. А йогурт – это средоточие капха-доши, которой и там много в это время в окружающей среде.
  3. Третий месяц – пост на молоко – в этот месяц самые низкие надои и молоко водянистое. Чтобы не эксплуатировать коров – воздерживаемся от молока.
  4. Четвертый месяц – не едим Урад дал и масур дал (красная чечевица), т.к. они очень богаты протеином и стимулируют вожделение, мешая выполнять духовные обеты в месяц Картику.

Вот вам вполне рациональное объяснение этой традиции. Мы можем либо слепо верить в необходимость Чатурмасйи, а можем знать, почему эти ограничения существуют.

Вот еще пример Нарады (ШБ1.6.15-19): Рациональное объяснение дух практики и опыта:

«…в безлюдном лесу под сенью баньяна с помощью своего разума я начал медитировать на Сверхдушу, пребывающую внутри меня, как меня научили освобожденные души» (выбрано место, известен объект медитации)

«Как только я стал медитировать на лотосные стопы ВЛБ, сосредоточив на них свой ум, ПРЕОБРАЖЕННЫЙ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ ЛЮБОВЬЮ, слезы потекли из моих глаз, и Личность Бога Шри Кришна тут же явился на лотосе моего сердца»

«О Вйасадева, в тот миг, когда все мое существо переполнилось ощущением счастья, все конечности моего тела ожили. Погрузившись в океан экстаза, я уже больше не мог видеть ни себя, ни Господа»

«Трансцендентная форма Господа сама по себе удовлетворяет желания ума и мгновенно устраняет противоречия в мыслях. Потеряв этот образ из виду, я в смятении вскочил, как человек, лишившийся самого желанного».

«Я хотел вновь увидеть эту трансцендентную форму Господа, но, несмотря на все мои старания сосредоточиться на сердце и горячее желание снова увидеть ее, я не смог сделать этого. Разочарованный, я почувствовал себя очень несчастным».

Итак, все научно, но не механистично, т.к. включает Живого Бога. Сначала Кришна ответил на усилия Нарады, а потом не появился, чтобы Нарада не думал, что все зависит от техники медитации. То есть, это живая наука, не мертвый предсказуемый механизм.

 

Теперь поговорим о душе с позиции разума. У души есть наблюдаемые признаки. Мы не просто верим в душу на основе 2-й главы БГ.

Ученые международного Института Бхактиведанты предлагают ввести научный термин — Спиритон, обозначающий индивидуальное сознание или душу. Он происходит от английского слова spirit (дух, душа).

Эта частица сознания принципиально отличается от мельчайших частиц материи, таких как электроны или позитроны. Основные свойства спиритона таковы:

1.Он является носителем жизни; 2. Число Спиритонов бесконечно; 3. Спиритон не может быть создан или уничтожен, т.е. он обладает вечной природой; 4. Спиритон обладает сознанием и свободной волей; 5. Спиритон обладает личностной природой.

 

Поскольку Спиритон относится к категории высшей энергии, в отличие от материи – низшей энергии, то он не обладает материальными характеристиками и потому не может быть обнаружен при помощи материального эксперимента. Однако есть косвенные признаки, по которым мы можем определить присутствие спиритона в материи. Каковы они?

  1. Спиритон заставляет материю двигаться. Когда материя лишена сознания, она мертва, поэтому мы наблюдаем, что тело чаще всего стремится к своей естественной позе, — это поза трупа. Материя постоянно тянет нас вниз, нам трудно стоять, хочется сесть, потом лечь. Это ее естественная тенденция – опускаться, принимать обтекаемую форму и, в конце концов, она стремится к успокоению. Но в какой-то момент дух поднимает материю, и мы начинаем что-то снова делать в соответствии со своими желаниями. Сама по себе материя имеет склонность к успокоению и разложению форм.
  2. Материя сама по себе характеризуется низким информационным содержанием. Но как только в материи появляется сознание или спиритон, материя начинает обретать очень сложную структуру. Чтобы увидеть это просто сравните кристаллическую решетку минерала и сверхсложную структуру живой клетки.
  3. Присутствие спиритона в материи запускает очень сложный и четкий механизм обмена веществ. Что такое обмен веществ? Мы вбираем в себя новую материю, старую выбрасываем. Поддержание тела за счет новой материи и удаление старой наблюдаются только там, где присутствует сознание, спиритон. Если материя лишена спиритона, обмена веществ не существует, происходит постепенное разложение.
  4. Неодушевленная материя, в которой нет спиритона, имеет тенденцию терять свои очертания при трансформации. Она не сохраняет своей начальной формы. Но если в материи присутствует душа, то даже при трансформации эта материя будет сохранять свои формы. Допустим, вы покупаете новую машину, и уже через какое-то время она становится старой. Но перед тем, как совсем развалиться, она не станет вам преподносить подарка в виде новой машины, т.е. она не будет воспроизводить себе подобное. Но дерево, перед тем как засохнуть, разбросает семена, из которых вырастут такие же деревья, в которых будут такие же семена. Живые существа в большинстве случаев, перед тем как умереть, оставляют себе подобных. Присутствие спиритона в материи позволяет сохраняться специфическим формам. Присутствие спиритона позволяет при трансформации самостоятельно воспроизводить подобную себе форму, чего мы не наблюдаем в мертвой материи.
  5. Мертвая материя растет лишь за счет внешнего накопления массы. Спиритон внутри материи стимулирует рост изнутри, демонстрируя сложный процесс раскрытия сознания. Например, кристалл просто растет в объеме, не меняя своего качества принципиально, но живой организм растет, меняя сознание и проходя через такие стадии как младенчество-детство-юность-зрелость-старость.

 

  1. Инертная материя при воздействии извне проявляет пассивное сопротивление. Если в материи есть спиритон, то она проявляет активное сопротивление. Допустим, если вы ударили молотом по наковальне, то вы почувствуете сопротивление, но это будет сопротивление на молекулярном уровне, не более того. Но если вы пнете живое существо, вы получите ответ. Если живое существо слабее вас, оно убежит, но если оно равно вам или сильнее вас, оно будет защищаться или даже нападать. Т.е. если в материи присутствует спиритон, он начинает приспосабливаться, адаптироваться к окружающей среде. Если становится жарко, мы будем прятаться в тень; если станет холодно, мы станем надевать теплые вещи.

 

Итак, хотя спиритон является авйакта – непроявленным, не имеет материальных признаков, тем не менее, на поверхности материи начинают играть качества души, и чем больше чиста и возвышенна душа, тем все более нематериально она себя ведет. Обычно живому существу внутри материи требуется много спать, много есть, поддерживать вокруг себя какой-то комфорт. Но чем больше живое существо одухотворяется, тем меньше у него возникает материальных потребностей. Мы можем видеть, что духовно развитые люди мало спят, мало едят, у них очень мало желаний и потребностей. Они проявляют нематериальные качества. Откуда это? Это проявление высшей духовной природы.

У живого существа всегда есть желание не прекращать свое существование. Но каждый понимает вечнсость души по-разному. Веды дают сентиментальной вере очень мощную поддержку и детальное объяснение.

Как на уровне веры и традиции проявляется допущение вечности души?

  1. Часто в древних могилах находят вещи и деньги для умерших
  2. Церемонии первого завтрака после похорон, родительский день – пища на могилах
  3. Христиане хоронят своих единоверцев с ожиданием их воскрешения
  4. Индуисты кремируют тела, чтобы не препятствовать реинкарнации
  5. Даже атеисты пытаются увековечить умерших и их достижения (вешают мемориальные доски, пишут эпитафии на памятниках)

В коммунистические времена была такая фраза: «Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить». Вот такая форма понимания вечности души.

Все это говорит об одном – нежелании прекращать жизнь после разрушения тела

Материалисты боятся наказаний, поэтому могут не верить или боятся бессмысленности вечности. Зачем увековечивать проблемы, ведь наша жизнь проблемна? Про умершего материалиста говорят: отмучился.

Каждый понимает вечность души по-разному, но увековечить себя хочет каждый.

Отличие от тела очевидно, т.к. тело постоянно причиняет мне проблемы

Вот еще доказательства отличия внутреннего «Я» от тела из области здравого смысла:

 

  • Я могу принять решение, независимо от последствий для тела (могу пожертвовать телом или пойти на добровольные неудобства – аскеза, могу принести свое тело в жертву)
  • Тело может быть временно окупированно двумя дживами (значит есть кто-то без тела, кто вошел в тело другого). Это называется одержимостью.
  • Явления телепатии, телекинеза, ясновидения – это доказательства другой природы внутреннего «я». Телом я не контактирую с событиями и не вижу их, но внутренне воспринимаю.
  • К моему телу есть доступ, но к мыслям и чувствам – нет
  • От ума мы тоже отличаемся – память, мысли и чувства можно потерять, не теряя себя. Мы можем стать сумасшедшими, потерять память, но себя мы потерять не сможем. Т.е. само осознание того, что «Я» существую, невозможно потерять, и это не зависит от того, безумный я или просветленный.

Известный христианский теолог Фома Аквинский говорил, что Бог создал нас для вечного счастья, и т.к. мы его не достигли, это означает, что мы будем жить снова и снова. Т.е. мы будем рождаться до тех пор, пока не станем счастливы. Иначе для чего нам нужна вечность? Для развития отношений с вечным Господом.

Комментирование запрещено