Бхакти Вигьяна Госвами. Семинар «Основы Вед». Лекция 8. «Значение четок, мантры и числа 108», Москва, 2008

Когда мы в своем изучении шастр переходим с внешнего уровня на внутренний самоанализ, мы переходим из гуны страсти в гуну благости. Мы должны начать видеть свои мотивы.
Сознание Кришны – это огонь. Если оно не будет огнем, оно не сможет сжечь грязь, накопившуюся в нас за долгие годы, и огонь, как мы знаем, помимо того, что он сжигает грязь, также может и обжечь. На первый взгляд, все очень просто. и порой мы не отдаем себе отчет в том, что мы делаем. Мы пользуемся старыми схемами, которыми привыкли пользоваться в материальном мире и приходим с ними в это общество, забывая о том, что здесь все происходит по-другому. Именно поэтому существует культура, которая должна показать человеку, где и перед чем он должен остановиться; чему и кому он, хотя бы внешне, должен проявить почтение и благоговение, и ни в коем случае не позволять своим материалистическим тенденциям проявляться в отношениях с преданными. Если мы совершаем оскорбления осознанно, то последствия могут прийти не сразу, но потом это может быть очень печальной вещью. Я говорю это не для того, чтобы негативно вас запугать, а для того, чтобы объяснить, для чего нужна культура.
Сейчас мы поговорим о четках: в «Хари-бхакти-виласе» говорится, что если человек, получивший посвящение не пользуется четками, то его посвящение нужно считать – каким? Демоническим! Такое посвящение будет приводить к противоположным результатам. Есть люди, которые пользуются счетчиками, еще какими-то измерительными приборами. Джапа-мала дарует человеку удачу, все благословения, все совершенства, освобождает от рабства материального существования. Там же говорится, что есть 4 вещи, 4 сокровенные вещи, которые человек должен хранить в секрете, в потайном месте. Эти вещи: Божество, которому человек поклоняется; имя своего ДУ; мантру, которую ему дал гуру и четки. Что это значит? Это значит, что мы не должны показывать свою джапу, четки. Четки – это нечто сокровенно, нечто между нами и Богом. Говорится, что если мы не читаем джапу, мы должны убрать их в чистое потайное место, предварительно поклонившись им. Четки – это нечто святое, т.е. они не должны валяться, где попало.
Священный шнур дает долгую жизнь, он наделяет изначальной силой и энергией. Как переводится слово джапа? Джа – рождение /джанма/, па – пхаланам – защита, поддержание, иначе говоря, это то, что защищает и хранит все творение. В отношении нас джапа – это то, что создает нашу духовную личность и защищает ее. Пока мы будем повторять джапу, нам ничто не грозит!!! Это самая лучшая защита, которая только может быть.
К одному человеку в результате оскорблений стали приходить разные отвратительные твари, гоблины и стали нашептывать ему: «Оставь джапу, брось ее, брось!», и он понял, что только если он будет за нее держаться, то они его оставят. Так и случилось. Нить джапы олицетворяет изначальную энергию сотворения, 108 бусин – это все многообразие проявленного мира. 108 – это символ бесконечности, это производная от прогрессии первого ряда натуральных чисел, короче, все понятно.
Еще одно значение джапы: каждый человек делает 15 дыханий в минуту, если он не бежит, в попытках приблизить свою смерть, или не делает пранайаму, чтобы удлинить ее. 900 дыханий в час и 10 800 за 12 часов, или 21 600 за день, иначе говоря, за время номинального бодрствования человек делает 10 800 дыханий, т.е. 108×100. Одно из значений 108 бусин на четках означает, что мантру нужно повторять…сколько? 16 кругов? Нет, мантру нужно повторять постоянно, так говорит Шрила Прабхупада, — с каждым дыханием. Мантра должна стать дыханием нашей жизни. Конечно, это очень сложно и непрактично, но мы должны стараться повторять мантру постоянно.
Четки – это также проявление вселенной и Меру /главная бусина, через которую нельзя перескакивать/ — это ось, вокруг которой вращается вселенная. Есть астрологическое объяснение 108 – это 9 планет на 12 созвездий или 27 накшатр на 4 пады или части /каждая накшатра делится на 4 части/. Иначе говоря, четки – это вся вселенная. Главная четка – это олицетворение горы Меру. В ХБВ говорится, что если кто-то перескакивает через центральную бусину /начинать нужно от центральной бусины и по часовой стрелке вести четки на себя, и дойдя до центральной бусины четки нужно перевернуть и снова вести на себя, в другом направлении/, то он не получит никакого результата от повторения мантры. Харе Кришна! Почему мы это делаем? Круг, как символ, олицетворяет колесо самсары. И что мы должны сделать, чтобы избежать этого круга? Мы должны его разорвать, что мы и делаем, когда доходим до 109 бусины, – мы поворачиваем в обратную сторону.
Джапа-мала также называется акша-мала. А – это первая буква, а кша – последняя буква санскритского алфавита. А – это Вишну, и акша означает все творение. Поэтому, если у кого-то не хватает денег на полную джапа-малу из 108 бусин, тогда можно купить или сделать четки из 50 бусин, потому что в санскритском алфавите 100 букв, а половина – это 50. В сущности, четки – это символ сотворенного мира, которые должны научить нас, смотря на этот мир, чувствовать повсюду взгляд Господа, Его присутствие и Его волю, потому что акша также переводится, как глаз. Это очень важная вещь, над которой стоит подумать.
Как мы можем увидеть Господа? Господь повсюду, Он в нашем сердце, и мы можем Его найти, если будем прилагать усилия. И эта попытка найти Его называется джапой. Весь мир – это проявление воли Кришны и четки – символ этого. Мешочек для четок называется гомукха – коровий рот, есть еще один перевод – божественная речь. Когда гуру дает ученику четки во время инициации, что означает этот жест? Гуру дает ученику всю вселенную для того, чтобы он нашел в ней Кришну. Гуру говорит этим: «Весь мир твой, найди в нем Кришну, возьми от меня это в подарок».
Практические вещи: четки из рудракши дают исполнение всех желаний: и плохих, и хороших Четки из семян лотоса дают победу над врагами. Четки из золота дают все материальные наслаждения. Хрустальные четки приносят удачу. Четки из Туласи исполняют только хорошие желания, те которые принесут вам благо, а все остальные не исполняют. В ХБВ говорится, что нельзя читать мантру, тряся и размахивая мешочком, это неуважительное отношение к энергии Кришны. Человек может повторять на большом и указательном пальце, если он хочет кому-то отомстить. Указательный палец означает ложное эго. Большой палец – это Кришна. Средний — это джива или разум и сердце человека. Можно читать также на безымянном пальце, если у вас большие неприятности. На безымянном пальце носят кольца, которые устраняют неприятности. Мизинец приводит к исполнению всех желаний, поэтому мантру нужно повторять на среднем пальце, потому что он связан с сердцем.
Есть несколько любопытных запретов. Нельзя читать мантру, если правая рука осквернена. Рука должна быть чистой. Нельзя читать мантру с покрытой головой. Многие нарушают этот запрет. Нельзя читать мантру голым. Нельзя читать мантру лежа, разговаривая с кем-то, чихая, читая и прогуливаясь, такое повторение не приносит никакого результата. Зачем нам, в конечном счете, все эти знания? У нас должно появиться четкое понимание того, что все связано в этом мире. Когда мы находимся в гуне страсти, мы делим мир, дробим его и наслаждаемся выделенным. В гуне благости мы пытаемся понять единую природу, связь всего сущего, мы пытаемся понять, как разные объекты этого мира связаны между собой. Поэтому в ХБВ есть стих, который описывает правильное повторение мантры: «Для того, чтобы человек мог обрести джапа-сампати, богатство джапы, для того, чтобы он получил все благо от повторения мантры, он должен манах-самхаранам, сосредоточить свой ум, собрать его воедино. Ум должен быть чистым – шаучам. Мы должны молчать во время повторения /обычно мы повторяем мантру и смотрим телевизор, или еще лучше повторяем мантру и шныряем по Интернету. Есть много разных способов повторения мантры, которые не были известны создателям ХБВ, иначе бы они посвятили этому отдельные главы/, ни с кем не разговаривать. Также мы должны думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе. Мы должны делать это с терпением и привязанностью, без беспокойств, и тогда это даст нам сокровище повторения». Мы должны помнить, что когда мы берем четки, мы постигаем Господа как полноту, которая пронизывает собой все сущее, и настраиваем свой ум на звучание мантры. И, в конце концов, помогает нам в этом ДУ, который дает нам четки и помогает нам найти Господа в этом мире, поэтому иногда ДУ называют сутракар — тот, кто дает сутру или мантру, и эта нить должна вывести нас из лабиринта материального мира, как нить Ариадны, помочь нам разорвать цепь перерождений и лицом к лицу встретиться с Господом.
Вопрос: что значит, что нельзя повторять мантру, прогуливаясь?
Ответ: повторять можно, но говорится о том, что не будет эффекта. Святое Имя всегда приносит результат, в какое бы время суток мы его ни повторяли, и как бы мы его ни повторяли, но если мы хотим, чтобы результат был лучше и быстрее, нужно повторять в утреннее время. Эти правила нужны для того, чтобы мы могли как можно быстрее ощутить плоды повторения мантры. Насчет прогуливания – лучше повторять мантру сидя, но если человек засыпает сидя, то конечно лучше повторять стоя. Если человек засыпает стоя, то лучше повторять, прогуливаясь, но если человек не засыпает, повторяя мантру сидя, то лучше сидеть. И если человек засыпает, прогуливаясь, то ему лучше пойти поспать. Но в любом случае лучше повторять мантру сидя.
Вопрос: что значит держать имя ДУ в тайне?
Ответ: это значит, что мы не должны хвастаться, выставлять на показ имя своего ДУ. Мы не должны поклонение духовному учителю превращать в идолопоклонство. Смысл идолопоклонства в том, что мы по-прежнему поклоняемся самим себе, но мы распространяем свое эго на своего ДУ и в этом случае, прославляя его, мы в первую очередь прославляем себя. Мы не должны говорить, что мой ДУ самый лучший, мы не выставляем свои отношения с ним напоказ, но мы можем называть его имя, если нас спрашивают.
Вопрос: почему нельзя повторять мантру с покрытой головой?
Ответ: я не знаю, как ответить на этот вопрос. Где-то говорится, что нужно покрывать голову, чтобы не отвлекаться на окружающие объекты, но я обратил внимание, что ХБВ несколько раз в нескольких местах говорится, что нельзя повторять джапу с покрытой головой. Это не такое серьезное правило и, скорее всего это относится к повторению Гаятри-мантры. Харе Кришна! Спасибо большое! Шрила Прабхупада, ки-джай!

Комментирование запрещено