Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами, «Преданное служение, как стиль нашей жизни», лекция 6

Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами,

Криница, 2006 г.

Лекция 6.

 

Преданное служение, как стиль нашей жизни.

«Материалист, не имеющий представления о трансцендентной форме Господа, не способен понять Его самое сокровенное послание». Особого внимания здесь заслуживает слова «самое сокровенное», потому что наука о преданном служении гораздо выше знания о безличном Брахмане.

Итак, мы говорили о том, что самбандха — это наука о взаимоотношениях с Богом. Как нам достичь Бога? Прежде всего, самбандха означает взаимоотношения. Когда отношения установлены, тогда преданный начинает понимать, как ему быть преданным. Поскольку очень важно, чтобы преданные воспитывались там, где они живут, поэтому, такие преданные, как Радханатх Махарадж, Ниранджана Махарадж прилагают усилия, чтобы организовать образовательные программы на местах. Ниранджана Махарадж проводит семинары, посвященные тому, как заботиться о преданных. Это очень важно, поскольку мы должны заботиться о преданных, с которыми мы рядом живем. Это значит, что преданный, у которого мягкое сердце, старается заботиться о преданных, которые живут рядом с ним. Шрила Прабхупада говорит, что этот процесс воспитания и заботы о другом преданном требует от того, кто этим занимается галлоны крови. Но если кто-то хорошо к вам относится, заботиться о вас, воспитывает, обучает и любит вас, тогда вы чувствуете вдохновение посвятить всю свою жизнь преданному служению. И поскольку вы получили милость другого преданного, таким образом вы сможете послужить отражением этой милости, подобно зеркалу. Ту любовь, которую мы получили от предыдущих ачарьев, мы будем отражать. Это будет проявляться в нашей преданности, энтузиазме, желании образования и в наших отношениях с другими преданными. Если кто-то питает к нам добрые чувства, то человеческая природа так устроена, что мы будем отвечать взаимностью.

Мы не можем дать то, чем не обладаем. Преданный может поделиться только тем, что он лично осознал. Допустим, сейчас в этой аудитории многие преданные спят. Это называется послепрасадный паралич. И часто сосед думает: «Ну и пусть спит, пусть отправляется в ад, мне-то какое дело». Но это не наша сапрадайа. Поскольку, если преданные спят на лекции, то они многое теряют. Потом они будут сожалеть, потому что лекция прошла мимо него. То же самое было с нами в наши ранние времена. Мы много работали, и утром, когда Прабхупада начинал петь «Джайа Радха-Мадхава», мы отъезжали. Иногда я спохватывался посреди лекции, смотрел вокруг себя и видел, что все вокруг спят. Я вставал рядом с Божествами, и тогда я запоминал все, что говорил Прабхупада. Только, когда я стоял на лекции, я помнил, что говорил Прабхупада. Это было во время фестиваля в 76 году.

Мы видели Прабхупаду только раз в году, где-то 6 дней во Вриндаване, 6 дней в Майапуре. Мы получали сокровище слов Прабхупады. Но иногда мы засыпали очень глубоко. Мы сидели плечом к плечу так, что невозможно было даже пошевелиться, и часто мы слышали только конец класса. Прабхупада говорил: «Спасибо большое», и все преданные начинали кричать: «Джай, Прабхупад!», и тогда я просыпался и понимал, что я опять проспал всю лекцию. Я толкал локтем в бок соседа и спрашивал: «Почему ты не разбудил меня, я проспал всю лекцию!». И он отвечал: «А я даже не заметил, что ты спал». Я не верил ему, я понимал, что ему просто не было до меня никакого дела.

Прабхупада говорил, что храмы предназначены для образования. Прежде всего, нужно понять, каково наше конституционное положение. Мы – слуги Кришны, но более того, мы — слуги всех преданных и всех ачарьев, и мы должны стараться служить освобожденным преданным. Это может быть Санатана Госвами, Туласи-деви. Туласи- деви – это настоящая преданная. Чем больше милости мы получим, тем легче нам будет помнить о Кришне. Следующая вещь, которую мы должны знать – кто такой Бог Кришна? Он – Верховная личность Бога, Господин и прибежище всего. Когда у нас неприятности, мы можем обратиться к Кришне, и Он поможет нам. Если мы не обращаемся к Нему, значит наше внимание занято нашими игрушками, нашей материальной жизнью.

Если мы слушаем о Кришне и Гауранге, то у нас выстраиваются определенные взаимоотношения с Ними. На уровне садхана-бхакти, вайдхи-садхана-бхакти, наши взаимоотношения с Кришной таковы – Кришна мой Господин, и я служу ему при помощи моих наставников. Наши взаимоотношения с Кришной зависят от наших взаимоотношений с местными вайшнавами. В противном случае майа заберет нас в плен. В чем же цель нашей жизни? Рупа Госвами описывает первый вид знания о взаимоотношениях– самбандху. Санатана Госвами учит нас, как нам быть преданными. Он дает правила и предписания – что нам делать и чего делать нельзя. Иногда преданные попадаются в ловушку правил и предписаний. Они настолько напуганы. Но нет смысла бояться Кришну и Гаурангу. Они очень добры и дружелюбны. Также как родители шлепают ребенка только тогда, когда он этого заслуживает, так и Кришна наказывает нас только тогда, когда мы этого заслуживаем. Это является проверкой для стабильного, верного преданного. Если мы получаем любовь от нашей общины, мы сможем перенести все эти взлеты и падения, все препятствия, которые могут возникнуть на нашем духовном пути. Преданные помогают нам восстановить наши взаимоотношения с Кришной. Мы становимся устойчивыми, благодаря образовательным и воспитательным процессам.

Как только мы избавимся от анартх, мы сможем устанавливать наши вечные взаимоотношения с Кришной. Каковы наши взаимоотношения с Кришной? Когда мы находимся на уровне анартх, наши отношения таковы – мы слушаем и воспеваем Имена Кришны и Гауранги и избавляемся от всех анартх, которые мешают нам все это делать. Мы доказываем Кришне и Гауранге свою верность, когда поступаем правильным образом. В чем цель нашей жизни? — Стабильно находится в обществе преданных. Другой преданный может ответить по-другому. Он может сказать, что у него есть другая цель, которую он хочет достичь для Кришны и гуру. Если он сделает так, то он удовлетворит Кришну и гуру, и тогда они дадут ему свою милость. Это называется процессом садхана-бхакти, это делает нас успешными. Как нам достичь успеха в духовной жизни? Если вы хотите достичь успеха, держитесь подальше от майи. Мы предаемся преданным, прославляя Кришну и Гаурангу, и постоянно повторяя Их Имена. Не важно, в каком городе вы живете, в каком вы ашраме, неважно, каким служением вы занимаетесь, главное – слушать и воспевать Кришну и Гаурангу, танцевать и есть прасад. Это нектар.

Когда мы теряем общество преданных? Когда кто-то из нас может не получать любви, он покидает общество преданных, возвращается к своим родителям, в материальный мир, начинает переезжать из храма в храм. Поскольку они не чувствуют удовлетворения, они отправляются в другое место. Мы уже говорили, что если ваш ум не подвластен вам, то, как говорит Чанакья Пандит, ваша репутация будет следовать за вами. Откуда же нам взять хороших преданных?

Ученики всегда показывают учителю сияющее лицо. Когда приезжает гуру Махарадж, все надевают самые лучшие дхоти и сари, все улыбаются, и тогда ему приходится выяснять, как давно вы были на программе, и тут всплывает, что ученики появляются в храме, только тогда, когда приезжает Махарадж, или на Джанмаштами. Тогда Махараджу приходится становиться агентом КГБ, и он спрашивает у ученика, почему тот не говорил правду, и ученик отвечает, что он боялся. Это значит, что он не доверяет другим. Ему нужно научиться любить преданных. Вот почему Ниранджана Махарадж и Радханатх Махарадж горят желанием установить систему наставников, чтобы местные старшие преданные могли заботиться о младших преданных. Духовный учитель не может знать, что делает его ученик каждое мгновение своей жизни, поэтому духовный учитель должен поддерживать связь с местными руководителями и в то же время, если происходит конфликт, то духовный учитель принимает во внимание мнение обеих сторон. Итак, если преданный покидает общество преданных, это значит, что он не правильно следовал духовной практике.

В 11Песне ШБ в 14 главе Кришна говорит Уддхаве: «Тот, кто занят преданным служением Мне, никогда не падет, даже если он совершает какие-то ошибки, он никогда не поскользнется и не попадет ни в какую яму». Кришна защищает такого преданного. Но как это может быть правдой, если вы видели, что так много ваших духовных братьев и сестер ушли? Что было не так? — Они не были открыты с местными преданными и со своими наставниками, возможно, они не повторяли круги, они позволили анартхам одолеть себя, возможно они оскорбили кого-то из преданных, и, таким образом. материальный мир накрыл их. Или же они постепенно накапливали количество оскорблений. Это случается часто с руководителями, потому что их должность сопряжена с тем, чтобы кого-то ставить на место. Руководитель может пытаться никого не обижать, но это сложно, потому что кто-нибудь все равно обидится. Необходимо объяснять преданному, почему руководитель или совет приняли такое решение. Могут приниматься также решения, которые оказывают не очень благоприятное влияние на преданных общины. Но такие ситуации следует минимализировать.

В последних своих лекциях я говорил, что нужно давать преданным полномочия, видеть в них потенциал и помогать им осознавать скрытый в них потенциал. Это подобно тому, как родители, видя хорошие качества своего ребенка, терпят его дурные качества, надеясь, что добрая сторона его личности преодолеет дурную. Даже конструктивную критику нужно научиться должным образом преподносить, чтобы не повредить шраддхе. Чанакья говорит, что если мы будем льстить друг другу, то это послужит причиной всех недостатков, но если вы будете по делу указывать человеку на его ошибки, тогда у него разовьется разум, интеллект и все хорошие качества. Поэтому, будь это ваш ученик или ребенок, вы должны его за дело отчитывать и никогда ему не льстить.

Мы должны развить глубокие дружеские отношения с преданными. Мы можем сказать, что у нас их нет и это очень плохо. Тогда мы в беде. Если у вас нет друга преданного, тогда вы в опасности. Ваш ум может сыграть с вами очень злые шутки. Некоторые преданные впадают в тоску, депрессию, и их ум говорит им, чтобы они покончили с собой, либо советует им принять какое-то решение, которое очень плохо скажется на их дальнейшей духовной жизни. В любом случае, мы должны открывать свой ум своим друзьям. Необходимо всем – от новеньких преданных до GBC – иметь друга. Мой лучший друг – Ниранджана Махарадж. Он помогает мне, когда мне нужна помощь. Если у меня все хорошо, тогда мы просто общаемся, но иногда нам нужны своего рода корректировки. Разумный человек, если он с любовью относится к старшим, будет молить наставить его на истинный путь. Мы все идем домой к Богу, и мы хотим прийти туда как можно быстрее, мы не хотим тянуться, подобно улиткам, поэтому мы просим наших друзей показать нам наши недостатки. И наши друзья могут не найти в нас плохих качеств, потому что обычно они их не замечают. Если мы поклоняемся нашим друзьям, как нашим гуру, это значит, что мы достигаем уровня мадхьяма-адхикари. Мы должны поклоняться не только своему гуру, но также своим духовным братьям и сестрам, которые показывают нам путь, идя по которому, мы будем удовлетворять своего духовного учителя.

Ниранджана Махарадж помог мне понять две вещи. Он научил меня не говорить глупости, за которые потом мне пришлось бы краснеть. Часто мы говорим что-то не то, и потом за это сотню раз извиняемся и оправдываемся. Часто перед тем, как куда-то поехать, я пишу Махараджу письмо и спрашиваю его, стоит ли мне туда ехать. Кришна дас Кавирадж говорит в ЧЧ, что человек должен избегать водоворота неудачных материальных обстоятельств. Другими словами, мы должны избегать ситуаций, которые погружают наше сознание в материю. Ваши друзья будут говорить вам: «Не суйся туда, опасно!». Именно для этого друзья и нужны, это великолепно. И тогда вы будете благодарны им. Итак, первое, это глубокая дружба. Второе – это служение, которое займет все ваши склонности. Если вы наставник, не заставляйте талантливого человека заниматься нудной, тупой работой. Нужно занимать человека согласно его талантам и способностям. Когда Шрила Прабхупада видел способного человека, он ставил его в тяжелую ситуацию, чтобы он мог, как можно больше сделать для Кришны. Ученик жаловался — почему Прабхупада вынуждает его это делать? И Прабхупада отвечал, что он – лучший, кто может это сделать. Это было вызовом. Прабхупада призывал нас подняться и сражаться. Итак, когда времена становятся трудными, трудности становятся временными. Ваши трудности станут легкими, если вы что-то делаете для Кришны.

Прежде чем заняться каким-то серьезным служением, вы должны понять свою миссию — какая деятельность для гуру и Кришны вас вдохновляет. И другой вопрос – сосредоточены ли вы на этой деятельности, или ваш ум рассеян. Будь то проповедь или ваша жизнь. Если вы семейный человек, но живете по двойным стандартам, то ваши дети и близкие не будут вас слушать. Вы должны всегда показывать хороший пример, и, даже если они не будут следовать вашему примеру, то ваш собственный пример обережет вас от майи. Примером из ШБ является Махарадж Анга. Когда Вену ничем невозможно было исправить, его отец Махараджа Анга стал искать что-то хорошее в этой ситуации, и он сказал: «Я думаю, что плохой сын лучше хорошего. Если бы у меня была хорошая семья, то я бы привязался к ним, к детям, к бизнесу и ко всему остальному. Но теперь я по-настоящему люблю Кришну». И такое происходит постоянно. У меня есть один друг из Южной Африки, у него есть 3 дочки, 2 из которых — красавицы, преданные. Но третья дочь терзает его своими материальными желаниями, у нее преданности – ни капли, и он мучается – почему такое происходит? И я говорю ему, что Кришна послал ему такую дочь для его же вайрагьи. Кришна хочет, чтобы он и его жена были привязаны к Нему и отрешены от материального мира. Это план Кришны, Его политика.

Итак, слушайте и воспевайте, и не важно, где вы работаете. СК означает, что мы постоянно помним о Кришне и Гауранге, заучиваем стихи о Них и все остальное. Даже Прабхупада, когда у него было время, играл на фисгармонии и воспевал бхаджаны. Совсем недавно один преданный рассказал мне, как он однажды вошел в комнату Прабхупады и тот, где-то около полутора часов играл «Харе Харе бхипале». Это очень интересно. Прабхупада любил бхаджаны и этот был его любимым. Преданный не должен зависеть от проблем в семье или на работе, ему важно помнить, что нектар Кришны и Гауранги спасет его.

Далее, мы должны выбрать темы, которые нас вдохновляют больше всего, которые украдут наш ум и перенесут его в духовный мир. Мы полны анартх, но мы не должны винить в них ни наших детей, ни нашу жену, ни наших руководителей. Это наши проблемы, и наши друзья помогут нам увидеть их, если мы будем с ними общаться. Нужно подключить их к этому процессу. Вы должны открыть свой ум и открыто общаться. Для этого мы должны понять, что у нас есть недостатки, но мы хотим, чтобы нам помогли их увидеть и избавиться от них. Тогда ваша целостность возрастает.

Ниранджану Махараджа попросили стать GBC где-то в 85 году, в 86 году он принял санньясу, и мы сидели вместе и принимали прасад. Меня также попросили стать GBC, но я не хотел заниматься этой работой, я хотел быть простым преданным, и мне ответили, что именно поэтому они хотят, чтобы я стал GBC. Итак, мы должны общаться с преданным, которые имеют схожий с нами ум и цели. Мы также должны помогать им слушать и воспевать то, что хотят они. Другая вещь – это регулярность. Если вы хотите чего-то достичь, вы должны делать это каждый день. Кришна говорит Арджуне: «Разрушь свое вожделение, регулируя свои чувства. Занимайся этим каждый день». Пусть это будет даже небольшое вливание на 15 минут, но это может помочь вам продержаться весь день. ШБ можно наслаждаться вечно, потому что он вечно свеж. Это праздник для ума и тот, кто горит в океане страданий, освобождается от них, соприкасаясь ШБ. Вы должны сами выбрать тему, которая будет вам близка и воспевать ее ночью и днем, и тогда у вас не будет проблем. Это моя линия поведения, и не только я занимаю такую позицию. У многих моих друзей та же тактика действия, и именно поэтому они такие блаженные, и ничто их не беспокоит.

Бхакти Викаша Махарадж говорит, что многие преданные уходят, потому что они очень тяжело трудились, чтобы поддерживать храм, преданных, но они не заботились о своем продвижении. Они становились самодовольными, но у них не было никакого личного вдохновения. Такие преданные хорошо выглядят снаружи, но внутри их – пустота, никаких реализаций, они подобны мертвецам. Многие ли преданные могут признать себя сухим пустым деревом? Многие ли могут сказать, что они ничего не чувствуют, что их круги – пустые, что они ничего не испытывают. Многие из этих преданных могут постоянно находиться в обществе преданных, крутиться среди них, постоянно находится на глазах, но внутри они могут быть пустыми и лишенными эмоций. Рано или поздно такой человек может спросить себя, для чего он всем этим занимается? Это может коснуться и новичков. и старших преданных. Одна из анартх называется пратипати – безразличие к духовным программам. Преданный так занят, ему нужно заниматься какими-то организационными вопросами, бизнесом, ему некогда пойти на киртан, на мангала-арати, на ШБ. Но на самом деле такие люди – банкроты. Если чувства не были заняты и не были под контролем, то такой преданный быстро может пропасть.

В одном из моих любимых стихов говорится, что мы не можем обрести освобождение и прогрессировать до тех пор, пока мы не будем общаться с парамахамсами – Рупой Госвами, Вьясадевой, с их книгами. До тех пор, пока мы не будем милостивы к младшим и почтительны к старшим, мы будем пустышками. Наша жизнь не предназначена для того, чтобы только поддерживать храм, бизнес, семью, все это – тоска зеленая. Многие преданные просто скучают, поэтому, они хотят перемен. Бхакти Викаша Госвами говорит: «Выходите и давайте СК непреданным». Шрила Прабхупада дал один очень хороший совет: «Оставайтесь полными энтузиазма и будьте уверены в успехе. Если вы ухватитесь за этот процесс, Кришна будет просто вынужден помочь вам». Кришна поможет, будьте уверены в успехе.

Прабхупада также говорил, что мы всегда должны говорить правду. Мы можем бояться своих анартх, но чем больше мы любим местных преданных, тем больше мы будем позволять им видеть любую из наших анартх. Мы всегда должны оставаться в обществе преданных, никогда его не оставлять. Я летаю по всему миру, и, садясь в самолет, я как-будто попадаю в пустыню, но, прилетая в другой город, я снова вижу луноликих преданных, и это нектар для меня. Мы должны быть терпеливыми к окружающим нас преданным. Мы должны хорошо повторять свои круги и тогда во время работы мы будем помнить о Кришне и Гауранге – это самое важное для преданного. Святое Имя должно поселиться на нашем языке. Если преданные поступают таким образом, то им ничто не будет угрожать.

Не будьте угрюмыми. Безусловно, в материальном мире есть множество причин для того, чтобы впасть в тоску. Когда у нас появляются препятствия, мы должны всегда помнить, что может быть наша организация несовершенна, но Прабхупада, Кришна и наш гуру никогда не оставят нас без своей поддержки. Нас могут не уважать, игнорировать, не признавать, разочарование может преследовать нас всю жизнь, но это не должно останавливать нас продвигать к Кришне. Если нас ранили в самое сердце, то, как сказал Ниранджана Махарадж, мы должны дать обет, что мы никогда не станем причиной боли другого преданного. Если кто-то поступил с нами несправедливо, то не беспокойтесь об этом, Кришна Сам об этом побеспокоиться. Не нужно мстить.

Пожалуйста, будьте очень осторожными с вайшнавами и молите их о прощении за любые оскорбления всем сердцем и душой. Иногда последствия от оскорблений могут прийти через многие годы. Даже если кто-то сделал нам плохо, будьте осторожны и не ищите в этом человеке недостатки, старайтесь прославлять этого человека, тогда вы будете в безопасности.

Не пытайтесь осмыслить поведение вайшнава. Никто не может понять, почему он действует так, а не иначе. Все великие ачарьи прошлого говорят об этом. Держите стопы преданных на своей голове, а также всегда ныряйте в нектар чистого преданного служения. Прочитайте комментарий к 10 шлоке «Шри Ишопанишад».

Комментирование запрещено