Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами, «Преданное служение, как стиль нашей жизни», лекция 5

Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами,

Криница, 2006 г.

Лекция 5.

 

Преданное служение, как стиль нашей жизни.

Вчера мы с вами говорили о том, что должен знать каждый преданный. Первый вопрос, который мы разобрали — каково конституционное положение живого существа? И ответ таков – слуга Кришны и слуга преданных. Второй вопрос, который всегда задавал Прабхупада – кто такой Кришна? Кришна – Верховная личность Бога, Высший объект любви, океан и источник всех взаимоотношений. Следующий вопрос – каковы наши взаимоотношения с Ним? Самый простой ответ, что мы – Его слуги. Но более точным и правильным будет ответ, что мы служим Кришне через служение преданным. Когда мы служим преданным с очень глубоким настроением и получаем от них наставления, эти наставления меняют всю нашу жизнь. Это описывается в «Бхакти-сандарбхе» 2.33.

Слово дикша обычно переводится, как инициация. Оно состоит из 2-х слов ди и кша. Ди означает божественное знание, а кшайате – то, что устраняет. Т.е это божественное знание устраняет влияние иллюзорной энергии. И следующий вопрос – какова цель нашей жизни? Ответ: цель нашей жизни – развить любовь к Богу. Мы должны так перестроить свою жизнь, чтобы сделать это наиболее благоприятным способом. И этот благоприятный способ – это общение с преданными. Мы не получаем это автоматически, если просто живем с преданными. Мы должны общаться с жадностью получить Кришну. Общение заключается в совместном слушании и воспевании славы Кришны, также мы должны избегать анартх и стремиться очистить свое сердце от накопившейся грязи. В Кали-йугу самый простой способ – это постоянно держать Имя Кришны и Гауранги на языке. Прабхупада также задавал еще один вопрос: как сделать свою жизнь успешной? Мы должны всегда жадно стремиться к према-бхакти и избегать оскорблений преданных. Таким образом, наша жизнь увенчается успехом. Служа преданным со всем старанием, мы обретаем привязанность к Кришне.

Вопрос: вчера вы сказали, что Туласи дает прему. Не могли бы вы уточнить? Я где-то читал, что према уже находится в сердце и ее нельзя получить из другого источника. В сердце, очищенном слушанием и воспеванием, она восходит естественным образом.

Ответ: Туласи – супруга Господа Вишну. Есть такая вещь, как крипа-сиддха. Своим влиянием она улучшает наше качество воспевания и слушания. Она устраняет все лишнее, и все хорошее она делает еще лучше. Есть два способа взобраться на верхний этаж – подниматься по лестнице, или ехать на лифте. ШБ говорит, что служение преданным увеличивает вкус к преданному служению. Но если вы служите вечно освобожденным личностям таким, как Туласи-деви, то ваш прогресс будет проходить еще быстрее. Пундарика говорит, что в этом мире нет ничего более возвышенного, чем Туласи. Через общение с ней мы очищаемся, и она подарит нам общение с Господом Вишну. Через общение с ней весь мир может измениться и стать Вайкунтхой. Шива говорит в «Падма Пуране»: «Из всех видов служение – самое лучшее это служение Господу Вишну, но еще лучшее – служить тому, что находится в непосредственной связи с Господом». Рупа Госвами говорит в «Бхакти-расамрита-синдху»: «Сейчас мы обсудим с вами служение Господу Вишну через служение Туласи. Лучшей служанкой является Радхарани, а Туласи – Ее экспансия». Как служить ей, мы можем узнать из шастр или от святых личностей. В «Нектаре преданности» говорится, что есть 9 способов служения Туласи Махарани – просто смотреть на нее, прикасаться к ней, медитировать на нее, медитировать на ее славу и ее служение, повторять ее имена. Также как и Кришна, она имеет много имен. Далее, прославлять ее качества, молиться ей, выращивать ее, регулярно служить ей. «Любой из этих девяти процессов, — говорит «Сканда Пурана», — дают нам возможность вечно жить в духовном мире. Это процесс, который раскрывает перед нами дверь в духовный мир». Туласи дает богатство, здоровье и, в том числе. Кришну. Это вопрос вашей зависимости. Махапрабху говорит об этом в «Чайтанья-бхагавате»: «В Кали-йугу Кришна проявляет Себя для обусловленных душ четырьмя путями: через Гангу, через общение со святыми садху, через ШБ и через Туласи». Нет нужды как-то специально ее устанавливать и призывать. Там где есть преданность, будет и Кришна. Зависимость означает, что без этого мы не можем жить, так же, как мы не можем жить без пищи. Мы не можем жить без Имен Кришны. Разумеется, Кришна-према находится в сердце. Но пять вещей – такие, как общение с преданными, воспевание святых Имен, слушание ШБ, служение Божествам и проживание в святом месте, позволяют достичь цели быстро, как на ракете. Все это побуждается нашей внутренней жадностью. Жадность выражается в действиях с любовью и преданностью. В ШБ 3.9.11 говорится, и Радхарани повторяет это в «Ананда-Вриндаван-чампу»: «Прогресс преданного измеряет тем, насколько в нем сильна жадность получить Кришну». Вы можете считать себя недостойными этой жадности, но это страстное стремление необходимо. Туласи может поднять человека с нулевой платформы, когда он не имеет никакого отношения к преданности. Одна преданная должна была уехать в Москву зарабатывать деньги и ей не на кого было оставить Туласи, она попросила соседку, чтобы та поухаживала за Туласи. Соседка спросила, что она должна делать, и преданная сказала, что нужно изредка ее поливать и петь ей песенки. Эта соседка просто пела ей все песни, которые знала и поливала, чтобы порадовать это растение. Но Всевышний Господь принимает суть всего, что мы делаем. Туласи приняла все, что эта женщина делала для нее. Через 2 недели женщина задумалась над тем, а правильно ли она живет, и она стала менять свою жизнь. Она перестала пить водку, есть селедку и т.д. Она стала вегетарианкой, затем на одной улице она купила БГ, и ее пригласили в храм. Она пришла в храм, зашла в ресторанчик «Говинда» и поела прасад. Потом она зашла в храм, и рядом с Гаура-Нитай она увидела Туласи. Суть такова, что она случайно познакомилась с преданной. Несомненно, эта преданная посадила какое-то семя преданности в сердце этой женщины, но Туласи сделала все остальное.

Итак, продолжим наше обучение преданному служению. Мы с вами обсудим 6 пунктов, которые упоминает Прабхупада. Когда один из старших преданных покинул миссию и перестал проповедовать, Бхакти Викаша Госвами сделал определенное наблюдение. Он представил их старшим преданным. В обществе преданных мы остаемся только по милости Господа и преданных, в противном случае, мы уходим. Если у нас нет глубоких и прочувствованных отношений с преданными, если мы не заняты в служении в соответствии с нашими качествами, если наши менеджеры не занимают нас и не стимулируют нас на лучшее служение, то мы не только не прогрессируем, но и более того, начинаем деградировать.

В чем наши особенные качества – это вера в общение с преданными и стремление к общению с ними. Мы должны развить в себе это стремление. Если мы не будет это в себе развивать, то мы пойдем куда угодно. Это будет «легкое путешествие» по другим храмам, «легкое путешествие» по другим ашрамам и «легкое путешествие» по другим городам и ятрам. Один преданный сказал Ниранджане Махараджу, что ему приходится зарабатывать деньги на разных работах, чтобы прокормить семью. И он спросил, куда ему лучше отправится, чтобы больше заработать денег. Махарадж ответил: «Неважно, какая у тебя валюта в кармане, рубли, доллары, евро, все это будет уходить из твоего кармана с одинаковой скоростью. Тебя должно больше интересовать, где ты найдешь общество преданных, которые будут тебя поддерживать. Если у тебя там будет духовный прогресс, то можешь ехать куда угодно». Рупа Госвами говорит в «Матхура-махатмье»: «Нет никакой гарантии, что у вас будет хорошее жилье, нет гарантии, что будет здоровье, нет гарантии, что всегда будет пища, нет гарантии, что у вас будет экономическое процветание, это имеет место везде». Для чего же тогда жить в Матхура-мандале? Господь находится там, где преданные воспевают Его славу. Не только во Вриндаване, Майапуре, Джаганнатха-пури. Если вы можете получить Кришну от общения с вашими друзьями и близкими, то это то, что вам нужно. Бхакти Викаша Госвами предложил: первое, что нужно делать — это поддерживать преданных. Важна глубокая дружба между преданными. Каждый человек должен иметь друга в СК. Друг — это не тот, с кем вы можете обсуждать какую-то ерунду и храмовые сплетни. И следующее, вы должны служить, используя собственные способности. Т.е. ваше служение должно даваться вам легко и естественно. Преданные – не наемные слуги, которым платят, нельзя убивать их энтузиазм прессом своего авторитета. Прабхупада говорил – не разрушайте энтузиазм преданных. Вместо этого нужно вдохновлять преданных на еще более ответственное служение, которое бы поднимало их. Т.е. у преданных должен быть выбор в служении. В Израиле говорят, что если вы не знаете, куда вы идете, то любая дорога вам подойдет. Ваше видение должны быть таким, что вы всегда должны искать общества преданных. Прахлада Махарадж говорит, что слепые лидеры ведут общество в яму.

Преданные-домохозяева живут вне храма, и они не обязаны служить, их на это нужно вдохновить. У них есть много домашних дел, но также нужно вдохновлять их воспевать святые Имена. Если хотите с ними дружить, то сначала нужно завоевать их доверие. Также должна быть личная миссия. Т.е. мы должны решить для себя, для чего мы родились. Кришна на каждого из нас имеет свой план, и мы должны понять, в чем заключается этот план. Должен быть план, каким образом служить Кришне и гуру.

Если ваш духовный учитель ушел, подобно моему, то через своих братьев в Боге, через наставления старших преданных, через молитву и медитацию нужно понять, для чего Кришна привел вас в это общество. Иначе мы будем потеряны и не будем знать, куда нам идти. Вы должны знать, куда вам идти. Всегда мы должны фокусироваться на своей цели и не терять ее из виду. Если ваш стиль жизни и проповеди не соответствует СК, то вам нет смысла проповедовать. Также мы всегда должны положительно оценить служение других преданных. Радхарани всегда говорит Кришне, представляя кого-то из преданных, что она служит лучше Ее. И Кришна принимает это служение, потому что Радхарани порекомендовала эту преданную.

Если у вас нет вигьяны – реализаций, то вы не сможем дать знания другим. У нас не должно быть двойных стандартов в жизни. Т.е. ваши дела не должны расходится с вашими словами. ваши дети и ваши подопечные являются вашими свидетелями. Если они увидят лицемерие, то они могут разочароваться и потерять доверие. Вот что значит ясный фокус в проповеди и в жизни.

Слушайте, повторяйте и запоминайте тот нектар, который усиливает у вас влечение к духовному миру.

В беседе с друзьями, вы должны выбирать темы, которые будут вас захватывать и переносить в духовный мир. Один преданный сказал мне: «Махарадж. я 3 месяца вот это делал и сейчас больше не делаю». Я спросил, что его остановило? Ему нечего было сказать. Что нас может отвлечь: наши привязанности, наши игрушки, наш ум. Значит нужно уменьшить влияние всего этого и вернуться к нектару. Мы все обусловленные души, привязанные к иллюзорной энергии. Знаменитая шлока в 11Песне говорит: «Мясоедение, интоксикации всегда будут присутствовать в среде обусловленных душ». Но Веды это не поощряют, даже если мы пытаемся это ограничить. Все регуляции предназначены для того, чтобы это уменьшить. И это нас сильно отвлекает. Мы должны выбрать свой стиль жизни, который поможет нам обрести духовность. В «Брахма-самхите» этот стиль называется гауна-бхакти-йога. Например, смена ашрама или вид служения. Сами по себе они не духовны, но мы можем сделать их духовными, при условии, что мы постоянно слушаем и воспеваем Кришну и Гаурангу. Нароттам дас поет: «Независимо от того, домохозяин вы или живете в лесу, если вы в отчаянии взываете к Гауранге, то я хочу с вами общаться». Наш стиль жизни должен поддерживать в нас воспевание Кришны и Гауранги. С кем бы вы ни жили и ни общались, этот человек должен находится в аналогичном умонастроении. Желательно, чтобы он вам помогал в вашем страстном желании достичь Кришны и Гауранги. А вы должны помочь им достичь Кришну и Гаурангу, как они того хотят. Это также можно отнести к тому, что вы должны для себя выбрать. Вы можете изменить вашу цель, начав с самой простой и дойти до самой сложной, по мере того как вы либо прогрессируете, либо деградируете, ваша цель а фокус будут меняться. Но вы должны сами ее себе выбрать, чтобы потом никого не винить и чтобы это соответствовало нашим силам и нашей природе.

У нас всегда есть игрушки, которые нас будут отвлекать. Мы должны увеличить свою ответственность, нас может что-то отвлечь, но мы всегда должны возвращаться к главному. Мы можем быть сбиты столку, но всегда должны с решительностью возвращаться. Рупа Госвами говорит: «Если преданный падает с пути преданного служения, то ему нет нужды совершать искупление, прайашчиту. Он должен просто снова погрузиться в процесс, и тогда он исправит свое положение».

У вас всегда должно быть в запасе больше материала, чем вы можете дать, тогда этот дополнительный материал, как друг, будет постоянно вас подталкивать: «Расскажи про меня, расскажи про меня!». Вывод: ваш стиль жизни должен иметь 3 аспекта: реалистичность – выполнимы ли обязательства, которые вы взяли на себя; практичность – достижимы ли они; кто-то со стороны должен всегда вас проверять.

Вопрос: можно ли считать преданного обусловленной душой и на каком этапе он освобождается от гун?

Ответ: мы не должны считать, что преданные обусловлены. Если они находятся под защитой духовного учителя, то они не обусловлены. Они могут находиться под влиянием материальной энергии, Прабхупада говорил, что все его ученики – чистые преданные. Но мы можем видеть, что преданные совершают ошибки. Но если они следуют наставлениям ДУ, они чисты. Обусловленность означает, что человек не следует принципу гуру, садху и шастры. Если мы следуем гуру, садху и шастрам, то даже если мы имеем грязь, то с течением времени, эта грязь смывается. Мы всегда должны смотреть на преданных, как на своих учителей, а на себя — как на их слуг. Если преданный не следует принципу гуру, садху и шастры, то мы не следуем его дурному примеру, но мы надеемся, что со временем этот преданный очиститься. На стадии ништхи преданный выходит из-под влияния гун. Если мы следуем наставлениям гуру, то все анартхи уходят. Прабхупада говорил, что есть 26 качеств преданных, и мы должны анализировать, насколько мы соответствуем этим качествам. Другой критерий, который давал Прабхупада: до тех пор, пока в сердце остаются похоть и жадность, мы будем считаться обусловленными душами.

Комментирование запрещено