Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами, «Аджамила-катха», лекция 2

Бхакти Вишрамбха Мадхава Махарадж
Анапа 2005 год, лето

Лекция 2

Аджамила-катха

Я выбрал историю про Аджамилу, потому что она схожа с нашими историями. В каком-то смысле, он находился даже в лучших условиях, чем мы, потому что был рожден в очень возвышенной брахманической семье. Мы поговорим о том положении, в котором он находился.

Махараджа Парикшит хотел узнать, может ли человек избежать адских планет.

Вайшнавов называют — пара-дукха-дукхи – это значит, что у них нет личных беспокойств и проблем. Но они несчастливы, когда видят, как другие страдают. Махарадж Прахлада говорил Господу: «О Господь, сам я не ведаю горя, но я с болью думаю о глупцах и невеждах, которые увлечены погоней за приходящим счастьем и ничего не знают о преданном служении».

Об этом сокрушаются все истинные вайшнавы. Сам вайшнав не знает бед, потому что он целиком вверился Господу, но ему жаль падшие обусловленные души. Он всегда думает о том, как уберечь их от адских условий жизни. Махараджа Парикшит горел желанием узнать, как спасти человечество от мук ада. Сейчас в мире недостает СК. Люди не верят даже в существование жизни после смерти. Убедить их в этом стоит огромных усилий, настолько они обезумели в погоне за материальными наслаждениями. Тем не менее, наш долг – долг здравомыслящих людей – спасти их.

Вчера мы начали описывать историю про матаджи, у которой умирал отец. Всю жизнь он был закоренелым материалистом, и поэтому ей было очень трудно помочь ему встретить момент смерти. Мы продолжим эту историю чуть позже, а сейчас вернемся к описанию качеств Аджамилы.

Кто сейчас следует дхарма-шастрам? Каждый делает то, что он хочет. Даже индусы не читают дхарма-шастры. По своему рождению мы все относимся к шудрам и ниже. Одно из определений шудры, данное в шастрах – этот тот, кто постоянно скорбит. Какова причина его скорби? Невежество. Он не знает, кто он; каково его положение; куда он идет. Но жизнь в преданном служение освещает все врата нашего тела знанием.

До тех пор, пока у нас не появился вкус к преданному служению, мы должны поддерживать свое стремление вперед. Мы должны поддерживать свое счастливое существование в СК, чтобы продвигаться вперед. Преданное служение – духовное, вечно свежее и приносящее удовлетворение. В ШБ 12.12.10 есть замечательный текст, один из моих любимых: «Слова, описывающие славу ВЛБ настолько прекрасны, они доставляют наслаждение и всегда свежи. Воистину, подобные слова являются праздником для души, и они иссушают океан страданий».

Кришна-катха иссушает океан страданий, который проистекает от наших телесных представлений о жизни. Когда мы живем отдельно от преданных, в какой-то своей коробке в середине СНГ, как мы можем общаться с преданными? Если у вас достаточно общения, тогда вы очень счастливы и удачливы. Но если вы не общаетесь, если вы сами по себе, то даже если у вас есть книги, алтарь, фотографии, то это подобно Аюрведе. Болезнь — это нежеланный гость. Если ее не кормить, то она уйдет. Подобно этому, если мы не будем кормить наше СК, то оно уйдет, даже если у нас будут книги, алтарь и т.д. СК – это использование наших индивидуальных знаний и талантов на практике. И за это вы должны взять ответственность сами.

В БГ 14.26 говорится:

 

Мам ча йо ‘вьябхичарена

Бхакти-йогена севате

са гунан саматитьяйтан

Брахма-бхуяя калпате

 

«Могущество преданного служения столь велико, что стоит человеку всецело предаться Кришне и посвятить себя служению Ему, как он сразу сбросит бремя всех своих грехов».

В своей повседневной жизни мы часто грешим, не замечая. Для искупления этих грехов, мы должны делать что-то хорошее. Во многих подрелигиозных культурах предписываются такие вещи. Но это не искореняет самого желания грешить.

Если у нас что-то не так, тогда это нужно поправить, починить. Для этого необходимо удалить дурную атмосферу, дурную среду. Если кто-то совершает что-то очень греховное из-за своего эгоистичного умонастроения, и до тех пор, пока он не одухотворит свой ум, что остановит его перед тем, чтобы повторить это снова? У каждого действия есть последствия. Поэтому искупление не так уж хорошо. В «Гаруда-пуране» говорится, что если кто-то повторяет святые Имена, поклоняется Туласи-деви, то он отправляется домой к Богу, даже если у него нет детей, которые совершили бы над ним погребальные обряды. Исходя из этой ситуации, мы должны понять, что просто искупление не поможет.

В наше время люди не знают сложных законов природы, о жизни после смерти, поэтому создают собственные законы. В Индии по сей день принято обращаться к знатокам священных писаний, чтобы знать, как искупить грехи. В христианском мире также существует исповедь и покаяние. Итак, грехи необходимо искупать. Искупление должно соответствовать тяжести грехов.

Господь Чайтанья и Нитьянанда дали нам процесс, который приносит счастье. Но вы можете спросить, где оно? «Я бьюсь в своей семейной жизни, я бьюсь на работе». Безусловно, пока у вас есть это тело, вам придется работать, придется сражаться. Но это означает, что мы должны прикладывать больше усилий, чтобы слушать и воспевать. Как я вам уже говорил, у каждого из вас есть свой талант. Перенаправьте ваш талант для служения Кришне. Талант – это то, что вы делаете, не задумываясь. Я был в Харькове. Там преданные готовят пончики. Они научились делать их на автомате и могли даже делать во сне.

Когда вы действуете на автомате, ваш ум освобождается, и вы можете использовать освобожденный ум для памятования о Кришне.

В ШБ 3.9.11. говорится: «Те преданные, которые занимаются преданным служением в хорошем настроении преданности, когда бы они ни размышляли о Кришне, Кришна тут же появляется перед ним в Своей форме, благодаря Своей беспричинной милости». Вы не можете изменить Кришну. Вы зовете Его, и Он приходит в форме вашего любимого стиха из БГ, в форме стихов, которые написали великие мудрецы.

На одном из прошлых фестивалей продавалась книга «Става-мала». Кто-нибудь купил ее? А что-нибудь из нее вы выучили? Так что, вперед! В этой книге множество замечательных вещей. Учите их и повторяйте, когда поклоняетесь Божествам или в любое другое время. Когда я сегодня делал пуджу своим Божествам, я повторял Ямуна-аштаку и Говардхана-аштаку. Каждый из вас совершает омовение, и когда вы прикасаетесь к воде, вы можете вспоминать Ямуна-деви. Как только вы вспомнили Ямуна-деви – все! Вы больше не находитесь в какой-то несчастной квартире в России! Вы сразу же оказываетесь на берегах Ямуны. В этом смысл заучивания стихов. Ваш ум легко будет погружаться в трансцендентную сферу. Ваше тело будет трястись в каком-нибудь трамвае по пути на работу, но ваш ум будет во Вриндаване. И если ваш ум находится во Вриндаване, то какие могут быть проблемы?!

Вчера я начал рассказывать историю про слуг Ямараджа. Помните, что они не являются плодом воображения. В медицине это называется синдромом предсмертного беспокойства. Человек выпрыгивает из постели, плачет, молится и т.д. Эта матаджи, которая находилась рядом с отцом, говорила, что ее отец был сильно изможден, одна кожа и кости, но тем не менее, он выпрыгнул из постели и начал прятаться, он даже пытался убежать из палаты. Мы не видим слуг Ямараджа. Но я знаю еще одну историю. Ее рассказала моя духовная сестра. Она попала в автомобильную катастрофу. Она находилась на пороге жизни и смерти. И она увидела этих ужасных созданий, тогда она начала повторять святое Имя. Потом она вернулась в сознание. И позже она спросила Прабхупаду: «Кто это был?». Прабхупада ответил: «Это были ямадуты». Поэтому, эти ребята существуют реально. Но спасение есть — нужно держать святое Имя у себя на языке.

И трудность заключается в том, можем ли мы постоянно повторять святое Имя? Это не то, что невозможно. Нужно пробовать, нужно начать пытать с сегодняшнего дня. Каждый шаг в правильном направлении ведет к победе. Наш ум подобен ребенку, поэтому постарайтесь упаковать СК таким образом, чтобы он смог его принять. Преданные покупают «Става-малу», но ничего не учат. Начните изучать ваши любимые стихи из БГ, ШБ, стихи, прославляющие Ямуну, Гангу. Выбирайте сами, какие вам больше нравятся и заучивайте.

Чем больше вы будете продвигаться в СК, тем меньше вас будут беспокоить гуны материальной природы. В этом заключается освобождение.

Однажды преданный спросил Прабхупаду: «Почему майа так сильна?». Прабхупада ответил: «Потому что, ты не очень целеустремлен». Наша решимость не всегда бывает сильной. Чем это можно доказать? Посмотрите на себя в зеркало и спросите: «Выучил ли ты сегодня хоть что-нибудь?». Чаще всего мы отвечаем: «Нет». Мы должны помнить, что если мы что-то выучили – это победа. Что может остановить нас, чтобы узнать что-то новое о Кришне? — Две вещи: наш неконтролируемый ум и наше беспричинное нежелание служить Кришне!!!

Мы все с вами дети. Пока мы были маленькие, у нас были маленькие игрушки, теперь мы выросли, и у нас настоящие игрушки. До тех пор, пока у нас есть игрушки, с которыми мы играем, Кришна стоит в стороне. Но когда мы разочаровываемся и хотим оторвать свое внимание от этих игрушек, тогда мы можем звать Кришну: «Пожалуйста, спаси меня! Сделай меня Своим слугой!». И также важно не только взывать к Кришне, но и выполнять свои обещания. Для начинающего преданного разум заключается в том, чтобы не слишком много обещать. Если вы не сможете выполнить свои обещания, то вы почувствуете себя пристыженным. Нет. Нужно идти шаг за шагом. Выучить за какое-то время одну шлоку или стих. Таким образом, вы будете погружены в духовный мир. Когда вы учите Ямуна-аштаку, вы предаетесь Ямуна-деви, тогда она придет к вам, и вы получите ее прибежище.

Вопрос: учить нужно только санскрит или только русский перевод?

Ответ: санскрит — изначальный язык. БГ и ШБ неотличны от Кришны, поэтому звук очень важен. Можно заучивать русский перевод, но не забудьте также заучить санскрит. Ум подобен мускулам: если вы им пользуетесь, он становится сильнее. Когда я что-то собираюсь учить, сначала я смотрю на перевод. Если он производит на меня впечатление, тогда я заучиваю санскритский текст. Пословный перевод позволяет выстроить мост между санскритом и переводом. Одна из причин, почему преданные не любят заучивать шлоки, это потому, что они не используют их в проповеди. Но мы — проповедники. Тем, что мы выучили, мы можем поделиться со своими друзьями. Если я что-то выучил, я использую это в своих лекциях. Самые хорошие адвокаты цитируют предыдущие дела. Мы используем выученные шлоки как шастра-праманы – свидетельство шастр. Если мы не будет их использовать, мы быстро их забудем. Ачар означает ваш собственный пример, вичар – значит то, о чем вы думаете, и это сходит с вашего языка. Это проповедь. Чем больше вы проповедуете другим о СК, тем более дорогими вы им становитесь. Вы можете проповедовать даже себе, находясь в своей квартире. Харидас Тхакур сказал, что нас окружают всякие букашки и таракашки, они тоже слышат святое Имя. Вы не можете сказать, что вам некому проповедовать, что вы один одинешенек на целом свете. Всегда есть какие-то мухи. Повторяйте святое Имя громко, проповедуйте собственному уму. Начинайте заучивать шлоки, тогда вы станете счастливы. Просто начните.

Комментирование запрещено