Аударья Дхама прабху, Как избавиться от страданий, лекция 3

Аударья Дхамы Прабху
Криница, 2006 г.

Как избавиться от страданий 

Лекция 3.

Итак, по чьей воле мы страдаем? По воле Бога. Это Его воля, мы не выбираем. Мы не страдаем по собственной воле.

«О, Прияврата, по воле ВЛБ все живые существа воплощаются в различных тела, попав в плен иллюзии, радуются, скорбят и страдают, совершают различные поступки, испытывают страх и терпят муки рождения и смерти. Дорогой Прияврата, в зависимости от того, под влиянием каких гун материальной природы мы находимся, Верховный Господь дает нам то или иное тело и посылает нам те или иные радости или страдания. Поэтому надо всегда занимать свое естественное положение и повиноваться ВЛБ, подобно тому, как слепой повинуется поводырю. Когда человек понимает, что он страдает по воле Бога, только в этом случае все страдания заканчиваются».

Представьте себе такую ситуацию. Вы очень сильно любите девушку или молодого человек, и он заставляет вас страдать, будете ли вы от этого счастливы? В основном люди отвечают – нет. Страдать нас заставляет любимый человек. Но чем бескорыстней настоящая любовь, тем больше она приносит счастья. Когда мы понимаем, Кто причиняет нам страдания, страдания заканчиваются. Мы готовы идти дальше за этим самым родным и близким другом. Никогда человек не сможет избавиться от стресса, если он не поймет эту истину, хотя бы на секунду. Не злитесь на Бога никогда. Мы не знаем, почему Он причиняет нам страдания. На прошлой лекции мы говорили, что Господь использует все, чтобы вернуть нас домой или хотя бы повернуть нас лицом к Себе. Он использует все, что может. Последнее, что Он делает, это забирает наше счастье.

Господь дает страдания в двух случаях – для того, чтобы опустить человека до самого низкого уровня, либо наполнить его страданием, для того, чтобы он сразу опомнился. Те, которые наполняются страданием, чтобы опомнится, уже достаточно накопили благочестия в своем сердце. Благочестие означает возможность поворачиваться к Сверхдуше. Когда душа исполнена решимости повернуться к Сверхдуше, мы сразу получаем сигнал – счастье. И тогда мы начинаем вдохновляться поворачиваться к Сверхдуше все больше и больше.

Все мы ищем счастья во внешнем, но духовная жизнь означает повернуть сознание внутрь. Вовне мы должны выполнять свои обязанности, а внутри искать счастья.

Есть три типа страдания и один вид благословения. Мы знаем о четырех типах людей, которые поворачиваются к Богу. Первые, те, кто попадают в беду. Пример, слон Гаджендра. Благочестивые поступки, которые он совершил в своих прошлых жизнях, дали ему возможность повернуться лицом к Богу. В этот миг он осознал смысл жизни, он стал преданным Бога. Второй тип людей – те, кто поражены жадностью. человек жаждет материального счастья, он хочет жить как все, он испытывает сильный голод по деньгам. Почему человек объедается? — Потому что он поражен жадностью, такие люди быстро поправляются. Он что-то хочет, во что бы то ни стало, и когда он это не получает, он начинает есть все больше и больше.

Когда Господь помещает нас в трудную ситуацию, мы впадаем в жуткий стресс. И в этом состоянии глубочайшего ужаса, мы идем в храм, и вдруг мы видим там Господа, Который сияет счастьем. Мы смотрим на Господа, и у нас пропадают все проблемы, они просто все улетучиваются из головы. Мы думаем: «Боже мой, куда я скатился!», и понимаем, в каком ужасном положении мы оказались в этом материальном мире. И тогда мы начинаем жаждать Господа. А когда у нас начинает все получаться, нам это уже становится неинтересным, потому что у нас одно желание – Господь. Следующий тип людей относится к любознательным, они постоянно что-то ищут. Они ближе к благости, они ищут мед. Господь им тоже может послать стресс. Но есть люди, которые сразу ищут Абсолютную истину. Это мудрецы, они изучают писания не из любопытства, их влечет чистота, и они уже знают, что они ищут. Они также находятся в постоянном стрессе, потому что они рождаются уже с ощущением, что здесь в материальном мире не за чем жить. Такие люди не имеют такой прочной связи с карма-йогой, как мы. Они не будут в своей жизни заниматься карма-йогой. Они не будут жениться, не будут работать.

Почему страдания приходят к преданным? Зачем нужен этот удар и стресс? Потому что Господь видит, что мы уже можем выдержать, Он дает нам возможность отвернуться от всего материального и повернуться к Нему.

Сейчас мы разберем погружение в страдания. Почему один стресс более тяжелый, а другой легче? Мы разбирали, что есть непреодолимые ситуации в жизни, и есть такие, которые можно решить. Существует такое понятие, как Панча-клеша – это сила, которая стаскивает нас в материальные страдания. Панча-клеша – это 5 этапов страдания. На первом этапе – авидья – человек забывает о том, что он – душа. Посмотрите на себя в зеркало. Видите ли вы, что ваше тело стареет? – Да, и это означает, что вы находитесь на первой стадии страдания – авидье. Мы не понимаем, что мы связаны с вечностью. Когда человек обретает веру, он преодолевает авидью. Вера всегда связывает человека с вечностью. Когда человек верит в Бога, он смотрит в зеркало и видит в своих глазах вечность, он не видит свои морщинки. Человек, который верит в Бога, везде Его видит. Бога на лице можно увидеть через глаза. Глаза соединяют нас с духом, душа передается через глаза. Авидья – это затмение вечности. Когда человек забывает о вечности, его настигает страх. Душа вечна по своей природе. Когда мы смотрим на лицо, мы видим материю, которая стареет.

Есть два вида времени. Духовное время разворачивается по законам всевозрастающего счастья. С каждой секундой счастья становится все больше и больше. Станем ли мы завтра моложе, чем сегодня? Нет, мы станем на еще один день старее. Когда мы находимся в состоянии авидьи – материального времени, наше сознание стареет вместе с нашим телом. Страх — это ничто иное, как отслеживание своего старения. Когда мы смотрим на лица других людей, особенно близких, и видим, что они стареют, мы начинаем испытывать страх, потому что мы видим несвойственную для души вещь. Итак, авидья, это связь с материальным временем, которая приводит к страху. В зависимости от того, на что настроено живое существо – на вечность или на материю, оно находится либо в состоянии бесстрашия, либо в состояния страха. Если человек настроен на духовное, он не будет подвержен стрессам. Но когда мы находимся в состоянии авидьи, наступает следующая стадия – асмита. Эта стадия характеризуется тем, что человек отождествляет себя с ложным эго.

Тяжелые страдания приходят, когда мы теряем трезвость по отношению к Я и Мое. Для того, чтобы не страдать, мы должны переполниться большей любовью к чужим людям, чем к своим близким, тогда мы не будем страдать. Асмита – вид психической энергии, которая рождает ненависть, зависть, злобу, сплетни. О чем в основном сплетничают люди? О том, что наше – это хорошо, а их – плохо. Сплетни это тоже страдания, потому что, что такое сплетни на самом деле такое?– Это испражнения. Связь между двумя душами гораздо ценнее, чем связь между двумя материальными телами. Когда человек наносит тяжелейшие оскорбления из-за каких-то телесных привязанностей, то в последствии он копит тяжелейшие страдания. Если кто-то оскорбил нас, нашего ребенка, нашего близкого, мы критикуем таких людей — это реальные страдания и жуткий стресс.

Следующая стадия погружения в стресс – рага. Это означает, что каждую секунду своей жизни мы ждет от окружающих нас людей и объектов счастья. Допустим, мы к кому-то привязались, например, жена к мужу. Муж приходит домой с работы очень уставший и ложится отдохнуть на диван. Жена, не увидев никаких признаков внимания в свою сторону, начинает думать, что муж ее уже не любит. Сильная привязанность требует от людей повышенного внимания к их своей персоне и постоянное ожидание счастья. Когда мы ослеплены привязанностью, мы постоянно ждем заботы, ласки и внимания в свою сторону, и если мы это не получаем, мы начинаем страдать. Мы страдаем от такой привязанности друг к другу.

Следующая стадия называется двеша. Когда растет привязанность к материальному счастью, сильная жадность приводит к тому, что человек теряет работу, семью и друзей. Сильная привязанность к материальному счастью рождает глубочайшую зависть к тем, кто его имеет. Зависть невозможно в себе угадать, если человек не находится на стадии очищения. Зависть – это вид безумия. Если мы кому-то начинаем завидовать, то этот человек становится нам противен, и мы не знаем почему. Мы считаем, что мы просто не совместимы. Зависть – это очень сильная привязанность к счастью. Завистливый человек выходит из состояния нормальных психических функций, в результате этого, он становится сумасшедшим, он теряет работу, родственников, собственность. Нищие люди, которых вы видите на улице, находятся в этом состоянии двеши. Абхинивеша – самая последняя стадия – это полное безумие. В этом состоянии люди готовы расстаться с жизнью, если они не получают счастья от ожидаемого объекта. В этом состоянии человек готов все поставить на карту, все свое состояние, здоровье, репутацию и даже жизнь, лишь бы получить какой-то вид наслаждения. Это полное сумасшествие. Такие люди никогда не поверят в Бога, это бесполезно.

Но святое Имя Господа способно вывести человека из любой стадии стресса. Даже если человек просто находится рядом с преданными и слышит святое Имя, он сможет вырваться из стресса.

Сейчас мы поговорим о гневе. Бхакти Тиртха Свами говорил об этом, и я буду пользоваться его материалами. Почему я хочу поговорить о гневе? Потому что, если мы застреваем на стадии гнева, мы разрушаем свою судьбу. На этом этапе нельзя задерживаться, чем дольше мы на этом этапе задержались, тем больше все будет рушиться вокруг нас. Гнев – это самая опасная стадия стресса.

БГ 2.63 «Гнев порождает полное заблуждение». Что такое гнев? Это острое чувство поиска справедливости. Человек настолько сосредоточен на том, чтобы доказать, что он прав, что его уже не интересует, в какой форме он это делает, с кем он говорит, нужно ли говорить то, что он говорит, и нужно ли это говорить именно сейчас. Сознание такого человека сужено до рамок того, что он хочет доказать свою правоту. Это состояние называется гневом. В таком состоянии человек начинает оскорблять того, с кем он говорит. При чем, самое интересное заключается в том, что мы в первую очередь оскорбляем Сверхдушу, находящуюся в человеке. Она в это время находится в стадии возмущения. Все самые хорошие качества характера человека исходят от Сверхдуши, она освещает все достоинства человека. Когда же мы оскорбляем человека, мы полностью теряем память о том, что есть хорошего в этом человеке. Если сейчас я предложу вам вспомнить человека, на которого вы держите гнев, то вы заметите, что вы не можете вспомнить о нем ничего хорошего.

Если мы попытаемся избавиться от гнева, то сначала мы испытаем раскаяние и боль, и затем начнем видеть положительные качества этого человека. Гнев полностью уничтожает память. Следующая стадия – потеря разума. Человек реально не может понять, как правильно поступать в сложившейся ситуации. Разум отвечает за различение того, что такое хорошо и что такое плохо. Функция разума – дискриминация – пропадает. На любом этапе гнева можно остановиться с помощью раскаяния. Если гнев нахлынул, нужно раскаяться, память пропала — нужно раскаяться, разума нет – нужно раскаяться. Если на этих трех этапах человек не раскаялся, то дальше начинается деградация. Деградация будет продолжаться до тех пор, пока человек не раскается. Когда Сверхдуша другого человека недовольна нами, мы будем деградировать. Какой бы это не был человек. Может быть, мы уже не помним этого человека, но если мы не чувствуем прогресса, мы должны взмолиться перед Богом, мы должны начать раскаиваться перед людьми, перед тем человеком, которого мы когда-то обидели.

Комментирование запрещено