Патита Павана прабху. Криница. 2008.

Вопрос: как преданные могут быть милосердными?

Ответ: мы всегда должны быть милосердными, это основное наставление Вед. Любое живое существо – ребенок Бога. С этого начинается духовное видение: мы все братья и сестры. Мы можем помогать тем способом, на какой способны. Кришна принимает все жертвы, на которые мы идем. У каждого своя жертва. И не надо критиковать других за то, какие они приносят Кришне жертвы.

Вопрос: вы сказали, что можно найти ответ на все свои проблемы в ШБ. Но там описаны истории, происходившие в другие юги. Насколько они применимы сейчас?

Ответ: в ШБ даны показательные истории, в них описываются примеры поведения конкретных личностей. Эти примеры до сих пор действуют, они не теряются во времени, это примеры на все времена. Но т.к. это общие примеры, нужно учиться выводить из них частные варианты для своей конкретной ситуации. Это уже мудрость, вигьяна. Гьяна – это понимание основного примера. Эти истории даны для всего космоса, для всех живых существ, которые состоят из тех же элементов и того же ложного эго. Все истории являются показательными, и наша специализация в том, чтобы научиться из общих историй находить ответ для частного случая. Например, мы берем математическую формулу, учимся по ней решать разные задачи, и все они будут решаться по-разному. Когда мы учимся решать примеры на одной и той же формуле, мы становимся мудрыми. И лучше учиться по красивым историям.

Вопрос: важна ли в святой дхаме сама дхама или омовение, совершенное в правильном умонастроении в святом месте?

Ответ: всегда важнее понимание. Мы приезжаем в святую дхаму не для того, чтобы совершать омовение. Мы приезжаем для того, чтобы послушать о святой дхаме. Это истинное омовение. В Ведах описывается, что человек чист, только пока он совершает омовение. Как только он выходит из воды, он уже становится грязным. Настоящее очищение – это слушание. Поэтому когда мы приезжаем в святую дхаму, главное – это слушание, а не совершение омовений. Омовение – это рекомендация в гуне благости, которая дает нам концентрацию для слушания ШБ. Если мы совершили омовение, мы можем слушать и говорить. Это проповеднический секрет. Тот, кто чист, может хорошо проповедовать. В святом месте мы принимаем омовение, понимая, что это — милость Кришны, но это не весь процесс, это подготовка к слушанию.

Вопрос: как вспомнить прошлую жизнь и запомнить нынешнюю?

Ответ: людям интересно вспомнить свою прошлую жизнь. Почему Кришна не дает это сделать? Потому что мы вспомним не прошлую жизнь, а самое яркое из прошлой жизни. И что было самым ярким? Смерть. Мы вспомним, как мы тяжело умирали в прошлой жизни. Два момента самые тяжелые в жизни – рождение и смерть. Когда мы хотим вспомнить прошлое, первое, что мы вспомним — это нашу смерть. Кому-то интересно будет вспомнить, как он 5 лет умирал? Что особенного есть в нашей жизни: плохо учились, плохо работали, 7 раз развелись, не уважали родителей. Поэтому Веды говорят, что мы не помним не прошлую жизнь, а прошлую смерть. Если мы ее вспомним, мы станем психически больны, мы перестанем спать от ужаса. Кришна предупреждает: не надо это делать. Он забрал нашу память и идеальным образом все устроил, чтобы мы ничего не помнили. Когда человек живет достойную жизнь, он может помнить до 7 своих предыдущих жизней. Если мы не помним свои прошлые жизни, значит, мы не были благочестивы и вообще не известно, что там было. Не нужно вспоминать свои прошлые жизни. Мы можем вспомнить что-то по тому, как нам вдруг что-то может показаться знакомым. Когда мы что-то слушаем, и у нас возникает полное ощущение, что мы это знаем, это значит, что мы соприкоснулись с прошлой жизнью. Наша память устроена так, что тяжелые события нашей жизни выдавливаются памятью, чтобы мы могли идти и жить дальше. Это милость Кришны. Самые тяжелые события за 3 года забываются или сглаживаются.

Вопрос: кто такие брахманы?

Ответ: в Ведах говорится, что каждые 6 часов у нас возникают новые проблемы и брахманы – это те, кто знает, где можно найти решение проблемы. Они знают страницу, где это написано. Брахман — это ведическая поисковая система. У него сразу 300 ссылок, где можно найти ответ. Поэтому. лучше всего становиться брахманом с самого начала: нашли решение, записали себе в записную книжечку. Можно закладки оставлять в книгах. Как только мы найдем решение какой-то проблемы, сразу найдется человек, которому нужно эту проблему решить. Когда у вас нет решения проблемы, никто к вам не будет подходить. А о чем с вами говорить? О сплетнях? Как только у вас есть решение, сразу общение становится интересным.

Вопрос: как облегчить жизнь тем, кто нас окружает — родственникам, родителям, если они не являются преданными. А кто-то настроен особенно категорически против СК.

Ответ: никто сам просто так не настраивается против чего-то, его нужно настроить. Ни у кого изначально нет своего мнения. Сначала все присматриваются, в какую сторону мы меняемся. Что такое ведическая культура? Это культура милосердия. А значит, мы становимся еще добрее, терпимее, и больше любим тех, с кем нас связала судьба и сам Кришна. Если мы проявляем заботу о тех, кто находится рядом с нами, тогда окружающие делают вывод. Что такое милосердие? Это понимание сознания того, кто от нас зависит, или от кого мы зависим. Всегда есть старшие, и милосердие к ним означает понимание того, что старшие всегда напуганы, особенно в старости. Старость – это всегда страхи и надуманность ситуации. Милосердие к старшим означает показывать им, что мы всегда о них помним, что мы по первому зову придем на помощь. Старшие всегда волнуются, где мы, что с нами происходит. Мы не можем просто так уехать на фестиваль. Мы должны позвонить, сказать, что мы едем отдыхать, купаться в море, они успокоятся. «На чем поехал?». «На самолете». «Как на самолете, они же падают!». «Да нет, не все падают, ну а вообще, все, что летает, рано или поздно падает». Мы должны предупредить и тогда, когда сюда прилетели, что нормально добрались. Не нужно говорить, что здесь дождь, говорите, что солнце, жарко. Цены низкие. Что делаем? Купаемся и фрукты едим. Родители будут счастливы. Это милосердие, это вайшнавизм. Вайшнав всегда думает о том, чтобы никому не причинять беспокойств. Мы забываем об этом.

Вайшнав всегда должен быть милосердным. Это признак того, что мы поняли принцип ведической культуры. Наша правда должна быть специфической и приносить счастье тем, кто от нас зависит. Мы должны знать: если мы скажем всю правду, то у родителей пропадет сон на полгода. Каждый раз, прежде чем что-то предпринять, мы должны сбалансировать свое милосердие и фанатизм. Если мы их не сбалансировали, то мы превращаемся немножко в демона, мы начинаем приносить беспокойства и проблемы близким. Преданный – это тот, кто несет экстаз духовного мира. Все, что от него исходит – благоприятно. Нужно проникнуться этим духом. Если мы сможем это сделать, все привлекутся СК. СК — верх милосердия, верх чистоты и правдивости, оно очень привлекательно. Если кто-то не привлекается, может быть, мы тогда что-то не то говорим, или не так себя ведем? Может быть, мы проявляем свои дурные привычки, глупости, анартхи? Поэтому мы не должны обижаться на тех, кто нас неадекватно воспринимает, и может быть даже негативно настроен. Нам есть над чем работать. Это факт. Брахманическое сознание – максимальная мягкость сердца и серьезнейшая правдивость. Слова брахмана могут быть достаточно прямыми, резкими. Нам может казаться, что это кшатрийская природа, но нет, это природа брахмана. Кшатрийская природа – сердце должно быть жесче, иногда кем-то или чем-то надо пожертвовать. Но слова у него мягкие, он мягко стелет, спать потом жестко. Т.е. он политик, дипломат.

Вопрос: в чем секрет успеха ваших лекций?

Ответ: секрета никакого нет. Каждое утро я слушаю лекции своего гуру, потом обдумываю то, что мне понравилось 6 часов. Набрасываю на бумаге свои размышления, конспектирую лекцию махараджа и вечером даю лекцию. Делайте также, и у вас все получится. Рассказывайте то, что вам понравилось в СК. Это эффект заражения. Когда к нам кто-то подходит, он рассказывает о том, что ему что-то понравилось или не понравилось. Нужно научиться загораться. Это наша традиция – загораться друг от друга. Это наша парампара. Если я загорелся, я зажгу других. Это философия Ханумана. Это проповедь. Мы приехали на этот фестиваль, чтобы пообщаться с главными поджигателями. У них есть факелы в сердцах, и мы хотим зажечься от них и потом зажечь других.

Что мы сегодня обсудим? В Ведах говорится, что всегда есть и будет какое-то недопонимание между людьми, будут конфликты, и в некоторых трактатах говорится, что если в конфликте одна конфликтующая сторона хочет разрешения проблемы, она разрешится. Не нужно ждать встречного решения, иначе можно прождать долго. Вполне достаточно с себя начать перемены, и они произойдут. Это подвиг – начать действовать первым.

Сегодня мы поговорим о вичаре, рассматривании с разных сторон услышанного и прочитанного. По-другому это называется вигьяна – попытка применить знание на практике.

Нам кажется иногда, что мы читаем или слушаем какую-то красивую индийскую сказку про царей, царевен, летающие дворцы, а нам завтра на работу, и мы думаем, что это — не для нас, это оторвано от действительности. Я постоянно это слышу, что ШБ — это такое далекое, оторванное от действительности. Но оно не далекое, нет вичары: мы не рассматриваем произведение со всех сторон.

Баланс в восприятии духовного знания происходит, когда мы начинаем понимать, как это связано с нашей жизнью, или с нашим сознанием, или нашей внешней или внутренней природой. Мы не должны слепо повторять прочитанную историю, надо ее сначала понять. Убийство каждого демона во Вриндаване учит нас не воинскому искусству, хотя каждый раз Кришна особым приемом убивает демона, не повторяясь. Но Кришна не учит нас тому, как убивать. В этих убийствах заложена психология самосознания. Все демоны олицетворяют демонов-анартхи, которые живут в наших сердцах. У каждого преданного дома должен висеть список: какой демон Вриндавана какую анартху в сердце олицетворяет. Пока мы не поймем, как можно эти ситуации использовать в нашей жизни, мы не станем преданными ШБ и БГ. Это наши произведения и это — преданность Шриле Прабхупаде. Это не просто — поплакать на гуру-пудже. Поплакать может каждый. Мы должны постараться понять, что нам передано через эти произведения, какие решения нам даны, потому что они есть там. Если мы увидим эти решения, у нас появится вера в наши трактаты, вера в нашу традицию. В первых двух Песнях ШБ содержится все знание и все наставления Вед. Дальше уже идут зарисовки, комментарии. Первых двух Песен достаточно, чтобы получить полный набор всего знания. Это то знание, которое будет нам необходимо в любой жизненной ситуации.

В наставлениях Вед заключено осознание истинной аскезы. Часто мы этого не понимаем и придумываем себе аскезы. Сухой пост… Ни одна анартха из нашего сердца от этого не уйдет. Все наши анартхи соберутся и будут над нами смеяться. В Ведах уже даны аскезы и истинная аскеза – это понимание и исполнения своих обязанностей. Если мы не аскетичны, мы не чисты. Преданные думают, что аскеза – это поститься на сухую. Аскеза – это понимание: что я делаю, для чего и какой должен быть результат. В Ведах пишется, что чистота – это готовность к ягье, к жертве, к служению. Жертва — это способность отдать другим то, чем я мог бы наслаждаться сам. И кто получает результаты ягьи? Кришна.

Дальше в Ведах говорится, что следующий шаг – быть не просто бескорыстным, но и не принимать на свой счет плоды, которые приходят в результате этой ягьи. Чтобы так действовать, нужно быть чистым. У нас должно быть трансцендентное соревнование: кто больше отдаст. Мы отдаем Кришне все, а Он возвращает нам в сто раз больше, и мы это не принимаем и снова отдаем Кришне, а Он отдает нам и т.д. Если мы смотрим после того, как что-то сделали: а много ли нам пришло, — тогда это бизнес. И если пришло мало, мы разочаровываемся. Описывается, что путь к счастью лежит через умение делать счастливыми других. Простое объяснение. Это искусство и называется ягьей. Тот, кто совершает эту жертву, получает даже больше, чем тот, для кого эта ягья предназначена. Самое большое удовольствие в этом мире – давать удовольствие другим. У нас общество гурманов: хотя мы контролируем чувства, мы получаем, в конечном итоге, самые изысканные удовольствия, доставляя удовольствие другим.

Если мы понимаем, в чем наслаждение в СК, тогда проблем не будет. Если мы сможем войти в это настроение, мы совершим прорыв в своей духовной жизни. В этом секрет йоги. Если человек почувствует это один раз, он уже никогда не променяет ни на что духовную жизнь, потому что нигде больше нет такой эмоции.

Вопрос: как узнать, какие демоны нас одолевают?

Ответ: почитайте «Источник вечного наслаждения». Там они хорошо описаны. Многие старшие преданные и махараджи дают семинары по этой теме, найдите их и обязательно послушайте. Демоны не дают нам понять, что мы – душа, хотя мы слышали об этом, но мы не можем ощутить себя душой, потому что дурные привычки и желания отвлекают нас. Когда они отстанут? Когда мы узнаем их в лицо, когда поймем, как с этим справиться и получим помощь от наставлений. Кто-то должен уйти из нашего сердца: или Кришна или демон. Поэтому, если мы приведем в сердце Кришну, демоны разойдутся. Если мы Кришну не приводим в сердце, демоны обживаются в нем. Причем, когда они обживаются и обустраиваются в нашем сердце, они не проявляются. Человек живет и думает, что у него все нормально. А анартхи-демоны давно обустроились, разлеглись по своим диванчикам, включили свои телевизоры. Им спокойно и хорошо. Если с ними никто не борется, зачем им проявлять себя? Когда с кем-то не борются, он себя не проявляет. И когда вы такому человеку говорите, что у него проблемы, демон в его сердце кричит: «Нет никаких проблем, гони этого санкиртанщика или наставника!».

Демоны чувствуют себя очень комфортно, потому что мы не читаем ШБ. Пока мы не читаем ШБ, демоны спят спокойно, угрозы нет. Как только мы начинаем читать ШБ и доходим до историй с демонами, у них пропадает сон. Они начинают нервничать, метаться, не хотят уходить, зовут других демонов, и вот тут начинается! Преданные часто жалуются, что пока они не повторяли мантру, все было хорошо, но как только начали – появились проблемы. Но они не появились, они проявились, проснулись. И теперь мы их видим. А раз видим, то можем бороться, а значит и искоренить из своего сердца. Кришна поможет. Кришна убил демонов Вриндавана, поэтому Он поможет убить и наших демонов в сердце. Но для этого мы должны открыться Кришне и разрешить Ему провести операцию на нашем сердце. Пациент всегда дает хирургу разрешение на операцию. Поэтому нам нужно открыться Бхагаватам. Что это значит? Нужно начать думать на эту тему, осознавать, о чем я читаю, тогда все устанавливается в систему. И если нет решения проблем, то нет системы. Выстройте систему — найдется решение. Шрила Прабхупада, ки-джай!

Комментирование запрещено