Шрила Шачинандана Свами, Сострадание Кришны

Шачинандана Свами.

Лекция, прочитанная в Дивноморске 2.10.2004 г.

Сострадание Кришны

Все вы, не щадя себя, трудитесь для Кришны, повторяете свои круги, рано встаете. Мы иногда задумываемся: что Кришна думает о моих стараниях, что Он думает обо мне? Нам кажется, что Кришна забыл про нас. Из-за этого мы чувствуем себя одиноко.

Шрила Прабхупада, следуя по стопам Рупы Госвами, объясняет нам, что такое сострадание. Сострадательным называют человека, который не в состоянии выносить чужие страдания. Обычно, если мы видим чьи-то страдания, мы говорим либо, что он это заслужил, либо мы равнодушно отнесемся к этому, и в третьем случае мы захотим ему помочь, чтобы облегчить его страдания. Когда у человека появляется желание помочь человеку в беде, то у него на глазном яблоке появляется маленькая красная точка. Эта красная точка появляется, когда в сердце просыпается сострадание. Теперь давайте посмотрим на глаза Господа Джаганнатхи. Там не маленькое пятнышко. Его глаза полностью красные, настолько Он сострадателен.

Шрила Рупа Госвами приводит два примера сострадательности Кришны. Сегодня мы рассмотрим пример сострадания Кришны к царям, заключенным в темницу.

Жил-был один демон. Его звали Джарасандха. Его тело было составлено из двух половинок. Он был подобен Франкенштейну. В одной битве он пленил 20800 царей. Он заточил их в замке Гиридрона на высокой горе и морил их голодом. Периодически приходили стражники Джарасандхи и забирали одного пленника, чтобы принести его в жертву страшной форме Господа Шивы, которой поклонялся Джарасандха. И никто не знал, кого заберут следующим. Они могли только видеть, как заходят стражники, уводят первого попавшегося, затем раздаются крики ужаса и стук упавшей головы. Как бы вы себя чувствовали, оказавшись в том месте? Кришна прослышал про этих царей, и Он решил Сам прийти в эту тюрьму. Но сначала Он сразился с Джарасандхой.

А теперь давайте переведем эту ситуацию на наше время. Все мы с вами также находимся в темнице – это материальный мир. Из этой темницы ежесекундно кого-то уводит смерть, внутри нас живет постоянное чувство страха, которое порождает все остальные беспокойства этого мира. Это чувство страха смерти. Мы пытаемся скрыть эти чувства, но они все время дают о себе знать. Мы можем бояться одиночества или недопонимания, но в действительности за всеми страхами стоит один единственный страх – страх смерти. Избавиться от этого страха мы сможем только тогда, когда обретем свою истинную сварупу, свою истинную форму слуги Кришны в духовном мире.

Кришна слышал молитвы этих царей, и однажды Он просто появился в этой темнице. От Его трансцендентного тела исходили волны милости. Свет сострадания Кришны осветил всю эту темницу. Он улыбался, и Его лицо источало любовь. Сережки на Его ушах покачивались, а от камня Каустубхи исходило красноватое сияние. От Его тела исходил удивительный аромат. Казалось, что цари глазами пьют красоту Кришны прямо в свои сердца. Все они поклонились Ему. И со сложенными ладонями они произнесли такую молитву: «Мы приносим Тебе поклоны, о Господь всех самых могущественных царей. Ты убираешь страдания тех, кто предался Тебе. Пожалуйста, избавь нас от этой ужасной материальной жизни, из-за которой мы так страдаем и сокрушаемся».

Иногда мы с вами, слыша через какие аскезы проходили преданные прошлого, приходим в отчаяние. Амбариша Махараджа постился целый год, чтобы обрести милость Кришны. Мы с вами не способны на это. Но когда мы слышим о сострадании Кришны, которое распространяется даже на самых низких и падших существ, то тогда мы поднимаем руки и танцуем в экстазе. Есть одна молитва, в которой говорится: «О, Господь, Ты Бхакта-ватсала, друг преданных. Но я непреданный, поэтому Ты не станешь моим другом. Но у Тебя есть также еще одно имя – Дина-бандху — друг падших, а я очень падший, поэтому – будь моим другом!».

Теперь давайте подумаем: как нам получить милость Кришны и заслужить Его сострадание? Если вы задумаетесь над этим, вы станете очень изобретательными. Прабхупада говорит, что в этом случае нужно обратиться к сострадательной природе Господа. Прабхупада говорит, что поскольку Кришна – Верховная Личность Бога, то к Нему приблизиться очень сложно. Но преданные обращаются к Шримати Радхарани, Которая является воплощенным состраданием Кришны. Поэтому преданные должны всегда молиться Радхарани.

Однажды Прабхупада написал стихи, где он подчеркнул, что сейчас он скажет самое важное. Важность означает то, что не надо откладывать на потом. Вы будете удачливы и вернетесь к Господу Кришне, только если Шримати Радхарани будет довольна вами. Никто не может сравниться в сострадании со Шримати Радхарани. Радхарани очень сострадательна к тем, кто служит Кришне и пытается порадовать Его. Когда мы слышим о сострадании Кришны и Шримати Радхарани, мы должны также стремиться развивать в своем сердце сострадание к другим живым существам. Зачастую, мы не проявляем этого чувства даже к преданным. Мы должны поставить в своем сердце эмоциональный светофор. Если мы чувствует негативную эмоцию, мы должны включить в сердце красный свет. Не нужно давать развиваться этому чувству. Потом мы должны подумать, как лучше и правильно поступить в сложившейся ситуации, как сделать так, чтобы этому человеку было хорошо, и чтобы наша духовная жизнь не пострадала. И потом мы включаем зеленый свет и говорим: «Прабху, я не совсем с вами согласен, но Кришне можно служить по-разному».

Кто-то может сказать: «А сострадает ли Кришне мне? Я вижу, как Он сострадает другим, но ко мне Он равнодушен». И сейчас я скажу вам, какой план Кришна имеет на вас.

Первое проявление Кришны — Баларам. Затем, чтобы оказать сострадание тем живым существам, которые не хотят находиться на Голоке и предпочитают Вайкунтху, Господь проявляет чатур-вьюху, свою четверную форму. Затем, чтобы проявить сострадание к тем живым существам, которые пали в материальный мир, Он приходит как Махавишну. Далее сострадание вынуждает Его войти в ваше сердце, как Параматма. Он приходит, как различные аватары, и если вы и тогда не видите Его. как Кришну, тогда Он приходит, как Божество на алтаре. Но кто-то и здесь не видит Кришну, и тогда Господь приходит как Святое Имя.

Мои дорогие преданные, за многие годы пребывания в Сознании Кришны, я понял, что нам просто необходимо развивать отношения со Святым Именем. И я хочу сказать о милости Святого Имени. Если вы разовьете отношения со Святым Именем Господа, то из Него проявится божественная форма Кришны. У нас есть небольшой опыт, как в материальном мире из звука проявляется форма. Например, когда звонит телефон. Мы отвечаем на звонок и видим перед собой того, кто нам звонит. И некоторые даже целуются по телефону. Также работает Харе Кришна мантра. Однажды я видел в Майапуре, как воспевал Прабхупада. Он действительно видел Кришну. Он плакал от экстаза.

Я хочу, чтобы вы стали учеными, исследующими Святое Имя. Я дам вам 6 элементарных правил, которые помогут вам увидеть Кришну во время воспевания. Раскройте свои уши и сердца. Сейчас мы постараемся понять, как Кришна проявляет Свое сострадание через Святое Имя. Для того, чтобы это не ушло из вашего ума, закройте другое ухо. Будьте очень внимательны, это очень важно.

СК – это наука. Мы начнем с очень простых и закончим сложными духовными методами. Итак, 6 правил:

  1. техническое правило: вы должны выспаться перед воспеванием. Не ешьте слишком много перед сном. Также приготовьте свой ум. Ваш ум должен находиться в молитвенном настроении. Для этого вы должны постоянно читать БГ и ШБ. В ШБ есть шлока, в которой говорится, что если вы будете читать ШБ, то Кришна проявиться на лотосе вашего сердца. Зачем мы должны читать? Это нужно для того, чтобы помнить и думать о Кришне. Санатана Госвами предлагает перед воспеванием сосредоточить внимание. Перед воспеванием вы должны подумать: «Кришна, я очень хочу прославить твое Святое Имя». Мы молим Шри Чайтанью Махапрабху помочь нам.
  2. правильное время – это ранние утренние часы. Найдите хорошее место, где вас никто не потревожит. Если у вас есть дома алтарь, то воспевайте перед ним. Важно воспевать в присутствии Туласи Махарани. Также можно очень тихо поставить воспевание чистого преданного – это может быть Шрила Прабхупада или ваш духовный учитель. Бхактивинод Тхакур говорит, что в любом воспевании должен присутствовать хотя бы один чистый преданный, который будет привлекать к себе Кришну. Кришна Сам говорит, что Он не на Вайкунтхе и даже не в сердцах йогов, но Он там, где преданные прославляют его Святое Имя. Вчера я видел, как во время воспевания проявилась Сударшана-чакра Господа. Поэтому, воспевайте либо в обществе преданных, либо в сопровождении записи воспевания чистого преданного. Очень хорошо также воспевать в уединении. Когда вас окружает много людей, вам трудно сосредоточиться на общении с Кришной. Многие грихастхи или брахмачари, когда у них возникают какие-то сложности в отношениях, практикуют уединенное общение. Это помогает нам восстановить отношения и укрепить их. В отношении со Святым Именем – это очень сильно укрепляет наши отношения с Кришной. Другое техническое правило – ваша поза. Нужно сидеть прямо, спина должна быть ровной. Когда спина прямая, вам легче сконцентрировать ум.
  3. психические и умственные настрои – Кришна говорит об этом в БГ: «Куда бы ни убегал ум, возвращай его». Но не злитесь на ум, это может привести к проблемам. Когда мы начинаем сражаться со своим умом или гневом, то они только увеличиваются. Поэтому, если мы с утра до ночи концентрируемся только на своих плохих качествах, то от этого они будут только расти. Важно сказать: «Кришна, Ты такой сострадательный, я беспомощен. Пожалуйста, проявись в моем сердце и реши мои проблемы. Если Ты будешь в моем сердце, то ничто меня больше не потревожит». Поэтому, воспевая, не думайте о своих недостатках. Думайте так: «Мой дорогой Господь! Пожалуйста, будь доволен мной». Мы должны помнить о том, что мы падшие, мы должны сокрушаться от этого, но к Господу мы должны повернуться лицом и нужно верить Его словам.
  4. когда вы повторяете святое Имя, вы должны медитировать на Его значение. «Мой дорогой Господь, займи меня служением себе», или «Мой дорогой Господь, прими меня». Если вы не будете этого делать, то ваши слова, скорее всего не достигнут слуха Господа. Даже собака, когда она голодна, преданно смотрит вам в глаза и вам уже все ясно, что она хочет есть. Если ваш ум не сосредоточен или сосредоточен только на половину, то такое воспевание не будет эффективным. Но когда вы правильно медитируете во время воспевания, тогда Кришна Сам бежит навстречу вам.
  5. нужно практиковать смирение в своей жизни. Нужно повторять Святое Имя в том настроении смирения, которое описал Господь Шри Чайтанья Махапрабху. «О мой Господь, я пал в этот океан рождения и смерти. Будь милостив ко мне и, пожалуйста, вытащи меня из этого океана и положи у Своих лотосных стоп». Если вы будете воспевать в таком настроении, то Кришна очень быстро придет. Это 5-ый стих «Шикшаштаки». Тот, кто хочет хорошо повторять свои круги, может выучить его. Шрила Прабхупада говорил, что если мы удовлетворены своим воспеванием, то это не очень хорошее воспевание.
  6. когда вы повторяет святое Имя, вы должны думать о той личности, чье имя вы повторяете. Вы должны думать о Кришне. «Санат-кумара-самхита» описывает две сцены, о которых может размышлять тот, кто воспевает Святые Имена. Первая сцена – классическая: вы смотрите на Кришну, слева от Него Шримати Радхарани. Его правая нога немного впереди левой. Почему так стоят Его ноги? Потому что большим пальцем правой ноги Он может касаться кончика сари Шримати Радхарани. Все гопи окружают Радху и Кришну, великие святые приближаются к Господу. Нарада Муни возносит Ему молитвы. Вы можете видеть, что они окружены также пастушками и коровами. Вторая сцена: Кришна на Ямуне. Он плескается в воде с гопи. Они отвечают Ему тем же. Если вы будете медитировать на эту сцену, вы будете чувствовать прохладу и свежесть.

Подведем итог тому, что я сказал сегодня. Кришна — блестящий знаток всех языков. Он легко может общаться с вами напрямую, и также Он может говорить с вами через знаки. Эти знаки могут исходить от Божеств, от преданных. Он может говорить с вами через шастры, через определенные уроки, которые Он может устраивать лично для вас. И также Он может говорить с вами из сердца. В особенности он готов говорить с тем, кто обращается к Нему через Его святое Имя.

Комментирование запрещено