Шрила Радханатха Свами, лекция о жизни и уходе Бхакти Тиртхи Свами, часть 2

Вскоре по просьбе преданных он начал писать свои книги. Он написал где-то более 20 книг. В Америке крупнейшие книгоиздательства приглашали его на презентации его книг перед началом распродаж, он был настолько влиятельным, что в Америке, в Европе, в Восточной Европе и в Африке, он был все время на экранах телевизоров. Он встречался с лидерами общества и приносил им послание Шрилы Прабхупады. Со времен Прабхупады я не знаю ни одного преданного, который был бы уполномочен и обладал бы таким могуществом, как он. Он всегда был очень смиренным и искренним. Вы только представьте себе, рожденный в ужасном месте в гетто, в нищей семье, теперь он превратился в одного из самых известных людей мира, в духовного лидера, который регулярно объезжал весь мир. Когда я был в Гита-Нагари, я увидел нечто потрясающее: бывший маленький чернокожий мальчик, который не мог раньше даже просто разговаривать, рожденный в неполной семье, — и сейчас его провожали самые известные люди со всего мира. Я видел учеников Бхакти Тиртхи Свами, которые отдавали ему свою жизнь; ученики их Индии, из России и Украины, со всей восточной Европы, с западной Европы, со всей Америки, тысячи преданных из Австралии и Африки, из Южной Америки, из латиноамериканских стран — Мексики, Аргентины, Бразилии, из Китая. Они были вдохновлены его примером, его знанием. Он был наделен полномочиями от Шрилы Прабхупады. Когда Бхакти Тиртха Свами был на пике своей неописуемой карьеры сострадания, ему поставили смертельный диагноз – рак. Я хочу рассказать вам кое-что о Махарадже. В свое время он подвергался гонениям и нападкам из-за своего цвета кожи, но его сердце было необычайно мягким особенно к тем личностям, которые были недопоняты и особенно к национальным меньшинствам. Даже в движении Харе Кришна он сражался за права людей, которые принадлежали к национальным меньшинствам. Даже если он не соглашался с тем, что делали эти люди, которых он защищал, он тем не менее, всегда был уверен, что каждого преданного нужно уважать и вдохновлять. Из-за этого его иногда очень сильно критиковали другие лидеры. Но это была его природа – быть сострадательным и бороться за права тех, у кого нет прав или очень маленькие права. Он видел, что во всем обществе по всему миру есть столько проблем. Согласно статистике всемирной организации здоровья, проблема №1, которая является причиной страдания и смерти в XXI веке – это не СПИД, и не гепатит, и даже не рак, не сердечные болезни – это болезни, связанные с психикой – депрессии. Столько людей по всему миру страдают от депрессии, что им приходится пить разные антидепрессанты. Очень большая статистика самоубийств, привязанности к алкоголю и наркотикам просто из-за разочарований и депрессии. И по всему миру есть большие трудности в том, чтобы разобраться с этой болезнью. Бхакти Тиртха Свами увидел, что даже в движении Сознания Кришны есть преданные, которые страдают от депрессии. Он захотел помочь им, это была его природа – он хотел помочь нуждающимся людям. Он давал очень много семинаров именно на эту тему для того, чтобы люди могли спокойно высказать свои проблемы и затем дальше продвигаться в Сознании Кришны. Его критиковали очень жестоко даже за это, но он добровольно терпел, потому что хотел помочь преданным. И он реально помог очень многим. Он привнес столько света и надежды в жизни множества людей.

За год до того, как ему поставили диагноз смертельного вида рака, он молился на вьяса-пудже Шрилы Прабхупады. Он молился в настроении Васудевы Датты. «Если это необходимо, то пусть я буду страдать для того, чтобы очистить путь для других обратно к Богу». И когда ему поставили этот диагноз, он принял это, как знак того, что Господь услышал его молитвы. Он перепробовал все, что можно было попробовать, для того, чтобы вылечить эту болезнь. В конце концов, он пожертвовал свое тело Шриле Прабхупаде для служения, поэтому, он попытался вылечить это тело для дальнейшего служения, но когда он понял, что это не является волей Господа, он принял неизбежность своей смерти, как благословение. И в тот момент, когда он проходил через этот процесс, он написал свою последнюю книгу «Умереть до прихода смерти». Он хотел помочь всему миру, людям, которые будут неизбежно проходить через эту последнюю стадию своей жизни, он хотел поделиться своим опытом. И он прошел через все эти стадии умирания в благодарном и молитвенном настроении. В это время я был на фестивале в Нью-Вриндаване. Там собрались лидеры со всей Америки. Но в субботу я позвонил Бхакти Тиртхе Свами по телефону, и тот сказал, что, может быть в течение ближайших двух-трех дней он оставит тело. Ему поставили диагноз в августе и уже прошел почти год. Он думал, что будет давать свою последнюю лекцию в воскресенье после обеда в Гита-Нагари. Тогда я спросил у Анупама Прабху, организатора фестиваля в Нью-Вриндаване, могу ли я оставить это заседание лидеров и поехать к Бхакти Тиртхе Свами, чтобы последний раз предложить ему свои поклоны. Я попросил у него разрешения отложить свою лекцию. Тогда он переделал все расписание для того, чтобы я мог дать лекцию с утра и затем отправиться в Гита-Нагари. И он сказал: «Я тоже еду с вами туда». Фестиваль должен был продолжаться до воскресного вечера, но когда я закончил свою утреннюю лекцию словами, что сейчас я отправляюсь в Гита-Нагари, чтобы услышать последнюю лекцию Бхакти Тиртхи Свами Махараджа, к моему удивлению, около двухсот преданных тоже уехали с фестиваля, чтобы быть в Гита-Нагари.

Когда Махарадж начал говорить, сотни людей, которые были там, плакали, не имея сил сдержать слезы. Он сам в экстазе иногда плакал, а иногда он говорил с таким юмором, что преданные не могли удержаться от смеха. К тому времени он был полностью истощен. Буквально все его тело было покрыто огромными опухолями. Одна из его ног была ампутирована, его плечевой сустав треснул, когда он однажды попытался что-то поднять, но он был настолько радостным, он смеялся и заставлял смеяться всех остальных. Когда он плакал, то плакали все остальные. Было нестерпимое ощущение, потому что все плакали от боли и смеялись в экстазе одновременно. Он управлял сердцами людей своей любовью. После того, как он закончил лекцию, двое людей должны были перенести его в его комнату. Они подняли его с кресла и поместили в коляску, я предложил ему свои поклоны, и тогда он сказал мне: «Махарадж, вы останетесь еще на несколько дней?». В тот вечер я должен был уехать сразу после его лекции. Я GBS в Нью-Вриндаване, и у них там возникли серьезные проблемы, которые они не могли разрешить без моего участия. Им пришлось ждать несколько месяцев, пока я приехал, чтобы помочь им их разрешить. На утро понедельника были запланированы эти чрезвычайно важные встречи. Люди ждали много месяцев этой встречи, мы должны были провести несколько очень серьезных бесед. Но в воскресенье вечером Махарадж спросил: «Ты останешься хотя бы на несколько дней?». Я ответил: «Я сделаю все, что бы ты ни сказал!». Он сказал: «Пожалуйста, останься на несколько дней!». Тогда я позвонил в Нью–Вриндаван и сказал, чтобы они отложили встречу на несколько дней. На следующий день я был с Махараджем, и он сказал, что после того, как он покинет этот мир, у его учеников начнутся определенные трудности, поэтому он попросил помочь им в этот период. Я ответил ему, что я буду делать все, что будет его удовлетворять. На третий день, когда я планировал уехать, Махарадж со слезами любви на глазах сказал мне: «Я хочу умереть у тебя на руках, пожалуйста, останься со мной!». Я сказал: «Махарадж, я никуда не еду!!!». Он прожил еще 8 недель.

Я никогда в жизни не видел того, что я видел там. Он был уполномочен менять жизни людей. Каждому человеку он давал столько надежды! Я расскажу вам один случай. Были люди, к которым очень плохо относились в ИСККОНе, которые вели себя отчужденно, некоторые из них уже давно не ходили в храм, не ходили на лекции, вообще ничего не хотели слышать о лидерах, их сердца были разбиты и я знал этих людей, они были моими друзьями. И на этих встречах были гурукульцы, которых когда-то насиловали. И вот они все сидели там с Бхакти Тиртхой Свами в его комнате. Я не мог поверить своим глазам. Он обладал божественным полномочием сказать именно те слова, которые они должны были в тот момент услышать. Его сердце глубоко проникло в их сердца. Он так совершенно говорил, с таким истинным состраданием! После полутора часов беседы в этой комнате никто не остался равнодушным и все плакали. Я видел своими глазами! Прямо у меня на глазах сердца людей, их жизни полностью радикально были изменены! Они любили его! Они почувствовали себя в вечном долгу перед ним, просто в течение этого часа он изменил их жизни. Я вышел из комнаты вместе с ними, они плакали. Некоторые из них были учениками Прабхупады и они говорили: «Моя жизнь полностью изменилась!». Другой ученик Прабхупады сказал с полной уверенностью: «Я никогда не видел человека, настолько близкого к Богу!». Они были готовы сделать все что угодно ради него. Я вернулся к нему в комнату и спросил: «Махарадж! Как ты сделал это с ними? То, что ты сделал – это невозможно!». Я сказал ему: «Махарадж, я знаю тебя в течение 35 лет, я видел как ты проповедуешь, ты всегда был одним из самых великих проповедников, но я никогда не видел ничего подобного тому, что ты сделал сейчас! Когда Прабхупада был на «Джаладуте», он молился тому, чтобы быть просто марионеткой в руках Гуру и Кришны. Теперь ты стал марионеткой в руках Прабхупады!». Махарадж в великом смирении улыбнулся и сказал: « Я даже не знаю, что я там говорил им, это не я говорил. До этого я ничего подобного не делал с людьми. В этом заключается благословение этой болезни. За последние 6 месяцев своей болезни, когда я умираю от рака, я смог повлиять на жизни людей гораздо больше, чем я смог повлиять за 30 лет своей проповеди». Затем он показал мне письма и стал рассказывать истории о том, что с тех пор, как он заболел этой болезнью, он стал менять жизни людей. Одна преданная-вдова, была настолько подавлена, что начала пить и стала алкоголичкой. Ее жизнь была полностью разрушена. Он регулярно ей писал. Потом она написала, что с тех пор, как он заболел, ее жизнь изменилась полностью, и сейчас она оставила привязанность к алкоголю, повторяет Харе Кришна, живет рядом с храмом и помогает всем, чем может, храму и преданным. Это один из сотен тысяч примеров того, что жизни людей менялись просто из-за того, что они слышали о Бхакти Тиртхе Свами.

Бхагаван Прабху, который много лет назад ушел из ИСККОНа, пришел повидаться с ним. Киртанананда Свами проехал огромное расстояние просто для того, чтобы увидеть его. И кто бы ни приходил, он, обладая божественным полномочием, менял их сердца. За те 8 недель я видел беспомощных вдов-матерей, приходивших к нему, я видел давно ушедших и очень огорченных учеников Шрилы Прабхупады, которые приходили к нему, я видел обиженных преданных из гурукулы, которые также приходили к нему, я видел также великих распространителей книг, лидирующих санньяси, гуру и GBS, которые приезжали к нему. Все приезжали, чтобы оказать ему свое почтение, и когда они приходили, он проникал до самых глубин их сердец, вдохновляя и поддерживая их. Он был радостен и говорил, что живет в этом мире для того, чтобы просто служить Прабхупаде, чтобы быть инструментом Прабхупады. «Эта болезнь, — говорил он, — такое благословение для меня! Она дает мне могущество и возможность служить стольким людям таким эффективным образом».

Он просил меня, чтобы я рассказывал ему каждый день о Кришне во Вриндаване. Каждый день от одного до трех часов мы разговаривали вдвоем. При этом он просил всех выйти из комнаты и не было никаких записывающих устройств. Мы сокровенно беседовали друг с другом. Мы начали наши беседы с того, что начали обсуждать, как Мадхавендра Пури ушел из этого мира. Мы говорили об экстатических чувствах разлуки Радхи и Кришны. Мы вновь и вновь пели вместе последнюю молитву Мадхавендра Пури. Господь Чайтанья сказал об этой молитве, что чем больше вы натираете кусочек дерева сандал о камень, тем больший аромат это дерево начинает источать; чем больше раз вы читаете и углубляетесь в смысл этой молитвы, тем больше она выявляет вашу любовь к Богу. Он сказал, что — подобно тому, как камень Каустубха является величайшим из всех драгоценных камней, так и эта молитва – является самым драгоценным камнем из всех любовных молитв и любовных настроений. В комментарии к этой молитве Шрила Прабхупада объясняет, что в Гаудия – вайшнавской сампрадайе высшее совершенство заключается в экстатической любви чувства разлуки с Кришной. Это то, что испытывали гопи и Радха, когда Кришна уехал в Мадхуру. Эта молитва в совершенстве выражает это настроение разлуки, в высшей степени. Писания говорят, что только 3 личности в полной степени понимают значение этой молитвы: Шримати Радхарани, Господь Чайтанья и Мадхавендра Пури. Я говорил одну строчку из этой молитвы и Махарадж повторял за мной. Эмоции, которые я видел в нем, были необычайным проявление любви к Кришне. Махарадж был подобен невинному ребенку, когда он произносил этот стих. Его голос дрожал, он плакал, и это исходило из глубины его сердца. У меня было чувство, будто я рядом с самим Мадхавендра Пури. Он произносил этот стих, который повторял Мадхавендра Пури, когда оставлял этот мир. В течение последующих 8 недель мы разговаривали о Кришне во Вриндаване, но эта молитва была центром наших обсуждений. Каждую нашу беседу мы заканчивали этой молитвой. Махарадж радостно говорил, что это наша командная песня.

Однажды мы говорили о Кришне и он преисполнился экстатических чувств. Пожалуйста, поймите одну вещь: он никогда не любил, чтобы кто-то когда-то оказывал ему какое-то служение, он всегда был независимым и самодостаточным, когда дело касалось того, чтобы заботиться о своих нуждах. Но теперь он просто лежит в кровати, и для того, чтобы повернуться на другой бок, ему нужны два человека, и для того, чтобы просто справить нужду и сходить в туалет, ему нужны два человека, чтобы отнести его туда. У него только одна нога, его ключица треснута, у него множественные опухоли на груди, опухоли в ноге, опухоли во внутренностях, разные большие ядовитые раковые опухоли, которые можно было видеть на его теле простыми глазами. Это причиняет страшнейшую боль. Но мы обсуждаем Кришну, и Махарадж улыбается и его знаменитые белые зубы сияют. Он говорит: «Махарадж, мы там! Мы там, мы сделали это! По милости Шрилы Прабхупады мы вошли в эти игры, описанные в «Чайтанья-Чаритамрите». Мы не читаем, мы там присутствуем! Что такое «Чайтанья-Чаритамрита»? Преданные, которые любят друг друга, обсуждают Кришну в великом блаженстве. По милости Шрилы Прабхупады, мы сделали это! Нет более высшего совершенства в жизни, чем то, что мы делаем сейчас – погружаемся в воспевание и слушание о Кришне!». Затем он улыбался и плакал в великом счастье. Он сказал: «Махарадж. я ни за что в жизни, ни на что в этом мире не променяю то состояние сознания, в котором я сейчас нахожусь! Что это за великое благословение? Насколько я удачлив!».

За несколько дней до того, как он ушел, он сидел в этой коляске и к этому времени рак проник уже в его кости. Доктора говорят, что это самое болезненное ощущение, которое только можно испытать в теле. Его тело уже начало содрогаться, а мы обсуждали Кришну. Я видел, что его тело находится в ужасном состоянии, я начал тогда просто петь маха-мантру, и он повторял ее за мной. Но на самом деле – это я повторял за ним. Его глаза стали очень большими, это был невинный взгляд маленького мальчика. Он выглядел, как маленький невинный мальчик-пастушок. Он посмотрел мне в глаза, и из глубины души в великом смирении он продолжал повторять маха-мантру. Я мог видеть, что всю свою энергию, все свое внимание и всю свою любовь он вкладывает в эти слова, произнося маха-мантру. Слезы духовного счастья потоками текли из его глаз, при этом он улыбался, он качал своей головой, и он шептал: «Потрясающе! Потрясающе! Как прекрасно!», с широкой улыбкой на своем лице, и в это время все его тело содрогалось от боли. Но он смотрит на меня и его глаза утопают в счастье. Он схватил меня за руку и сказал: «Махарадж, нет ничего прекраснее этого! Но все же, каждый день становится еще лучше, чем до этого». Это сладость, которую он ощущал от святого имени Кришны. В другой день, когда были на лицо все признаки того, что он оставляет тело, я сказал ему, что этот день очень благоприятный. Он лежал на кровати и мы держали друг друга за руки. Я сказал ему, что сегодня день ухода Васудевы Датты. Васудева Датта был личностью, которая молилась Богу о том, чтобы забрать всю карму всех живых существ этого мира и за них отстрадать в аду, для того, чтобы они вернулись назад к Богу и достигли освобождения. Он говорил, что страдания других разрывают его сердце. Он просил Господа исполнить это его единственное желание. Бхакти Тиртха Свами рассказывал мне, что с самого первого раза, когда он прочитал о Васудеве Датте, он начал молиться о том, чтобы быть таким же, как Васудева Датта, таким же бескорыстным слугой всех остальных, быть инструментом сострадания Господа. И как только я произнес имя Васудевы Датты, Бхакти Тиртха Махарадж, дрожащими руками схватил меня за голову и прижал ее к своему сердцу. И все это время он, не контролируя себя рыдал и повторял его имя: «Васудева Датта! Васудева Датта! Большое тебе спасибо, что ты произнес его имя!»

Каждый год Бхакти Тиртха Свами отправлялся на Нью-йоркскую ратха-ятру и пел на протяжении всей 5 авеню. В этот раз ратха-ятра проводилась за неделю до его ухода. После ратха-ятры главному пуджари приснился сон: во сне Джаганнатх сказал ему, что он хочет видеть Бхакти Тиртху Свами, и чтобы он отвез Его к нему. Тогда пуджари взял Божества Джаганнатхи, Баладева и Субхадры, а это очень большие Божества, поместил их в автомобили и они поехали в Гита-Нагари, просто, чтобы дать даршан Бхакти Тиртхе Свами. Они подъехали прямо к дому и Махарадж вышел им навстречу. Его несли на его коляске, и он плакал в великом счастье, увидев Джаганнатху. Баладева и Субхадру, которые пришли к нему домой. В то время, он уже ни с кем не встречался, он погрузился в нирджала-баджан. И он вспоминал историю, когда в 80-х годах он был в Джаганнатха-пури. И вы знаете, что в Пури не позволяется белым людям, не рожденным в Индии, заходить в храм Джаганнатхи. Если же вы попытаетесь зайти в храм, вас в лучшем случае изобьют палками. Но до этого, они не видели чернокожего человека, они не знали кто это, они подумали, что это человек из южной Индии. И он вошел! Он прошел через Симха-двару, прошел Гаруда-стамбху, вошел в зал, где проводят киртаны, и затем самый главный священнослужитель подошел к нему, и Бхакти Тиртха Свами забеспокоился о том, что произойдет, потому что так далеко еще никто не заходил. Но священник взял его за руку, подвел прямо к Джаганнатхе и положил его голову прямо на стопы Джаганнатхи. Он вспоминал эту историю о милости Джаганнатхи. Есть много таких историй.

Бхакти Тиртха Махарадж сказал мне, что все его желания в жизни были удовлетворены, и он был бесконечно благодарен Прабхупаде и Кришне, он так сильно стремился вернуться домой к Богу! Он рассказал мне, что давным-давно у него был сон: Тамал Кришна Махарадж явился к нему во сне и сказал, что Прабхупада зовет его, что ему нужно оставить этот мир и прийти туда, где ждет его Прабхупада. И при этом Тамал Кришна Махарадж начал плакать. Махарадж спросил, почему он плачет, и Тамал Кришна Махарадж сказал, что когда Прабхупада позвал его, то он видел потом, как страдали его последователи в разлуке с ним. И он сказал, что он плачет потому что ему больно за последователей и за учеников Бхакти Тиртхи Свами, потому что когда он уйдет, они будут очень сильно страдать в разлуке с ним.

Иногда Бхакти Тиртха Свами говорил мне: «Почему Прабхупада и Кришна не забирают меня домой? Я так сильно хочу этого!». И в очень благоприятный день, когда уже все жизненные органы отказали, мы позвали преданных, это были преданные со всей Америки, сотни преданных также из других мест, все вместе они пели Харе Кришна-мантру в сокровенной любви и благодарности к этой великой душе. Киртан продолжался 8 часов, и по милости Кришны и Прабхупады Махарадж вернулся в духовный мир. Преданные плакали от чувства благодарности и от разлуки с этим возлюбленным вайшнавом, который так совершенно покинул этот мир. Преданные поместили один Говардхан-шилу на голову Махараджа, а другой – он держал в руке. Они надели на него гирлянду из листьев Туласи от Господа Чайтаньи из Маяпура. Они обрызгали его водой из Радха-кунды и Шьяма-кунды, поместили ему пыль Враджа на голову, также на его тело поместили маха-прасад от его любимых Божеств Радха-Дамодары, и самые его любимые духовные братья и ученики собрались вместе и пели Харе Кришна мантру. В этой идеальной атмосфере Кришна забрал Бхакти Тиртху Махараджа из этого мира. Преданные плакали, когда он ушел. Одна женщина кричала: «Победа! Победа! Его жизнь увенчалась победой!», другой маленький мальчик, которому было около 6 лет, катался по полу и не мог остановить свои рыдания. Отец этого ребенка пришел в беспокойство, он спрашивал его: «Что случилось, сынок?». И ребенок кричал: «Он ушел, он ушел! Он мой — лучший друг! С кем теперь я буду играть?». Таков Бхакти Тиртха Махарадж! Для глав государств он – великодушный религиозный лидер, для своих учеников он — представитель Бога, а для маленького ребенка он – любимый друг. Он был всем для всех! Потому что он любил Кришну, и потому что Прабхупада благословил его.

За день до своего ухода Махарадж сказал мне кое-что. Он сказал, что Прабхупада открыл ему много вещей, о некоторых он даже не может рассказать, но одну замечательную вещь он рассказал. Он сказал, что после того, как он уйдет из этого мира, его способность служить преданным возрастет значительно больше, чем его способность сейчас служить преданным. Он сказал, что он — всегда слуга преданных, и что он будет служить всем там, устраивая и подготавливая все к нашему приходу туда. Шрила Бхакти Тиртха Свами Махарадж — ки! Джай! Шрила Прабхупад – ки! Джай!

Комментирование запрещено