Шрила Радханатха Свами, лекция о жизни и уходе Бхакти Тиртхи Свами, часть 1

Воскресная лекция Шрилы Радханатхи Свами в Киеве

 

В этом мире есть одна истинная религия и в ведах она описана как санатана-дхарма. Это естественная изначальная вечная религия души. Санатана-дхарма означает – наша вечная обязанность, это то, что нельзя отделить от нас. Дхарма сахара такова, что сахар сладкий, дхарма чили – быть острым, дхарма воды – быть жидкой. Какова же природа всех живых существ? — Служение. Мы все служим либо правительству, либо семье, либо человеку, который нас нанял, либо просто своему уму. Сила, которая мотивирует нас служить кому-либо, это сила наслаждения. Все живые существа стремятся к наслаждению: птицы летают по небу в попытке найти счастье, насекомые ползают по земле и под ней, чтобы найти наслаждение, рыбы плавают в океан в той же попытке найти наслаждение, все человечество, независимо от того, являемся ли мы европейцами, азиатами, африканцами, китайцами, кем бы мы ни были, мы все пытаемся найти наслаждение. И что является самой необратимой фундаментальностью в нашей жизни? – тело нуждается в солнечном свете, в пище, в воде. Но самая большая потребность сердца – испытывать на себе любовь и любить других. Все чувственные и умственные виды наслаждений не могут удовлетворить эту потребность сердца в наслаждении. Почему? Веды описывают это — ананда — майа бйасат – потому что мы являемся частичками Кришны. Сознание в нашем теле – это то, что придает жизнь этому телу. Сознание является признаком существования души. Когда сознающая душа покидает тело, тело умирает…

Частичка Бога находится в теле. Она воспринимает мир глазами, слышит его ушами и другими чувствами. Начало истинного знания начинается с понимания того – кем я являюсь. В своих путешествиях по миру я встречал людей, которые обладают очень большим влиянием и богатством. Я встречался с миллионерами и даже с миллиардерами, с людьми, чрезвычайно прославленными, но в их жизни нет счастья в тех случаях, когда они не чувствуют любви и не обладают способностью любить других. Источником этой потребности является сама природа души. Любовь к Богу. Любовь к Богу является тем спящим принципом, который пробуждает нас к жизни. Почему любовь к Богу – наше неотъемлемое качество, потому что Бог – всепривлекающ. Поэтому мы называем Его – Кришна. Все, что достойно любви в ком-либо, имеет своим источником Кришну…

Высшим занятием для всего человечества является любовное служение Верховному Господу. Такое служение должно быть чистым, немотивированным и непрерывным для того, чтобы удовлетворить душу. В соответствии с ведическими писаниями мы можем узнать, что существуют разные градации любви к Богу. Но кульминацией любви к Богу является та любовь, которая была показана обитателями Вриндавана. Господь Чайтанья пришел для того, чтобы раздать эту любовь посредством искреннего воспевания имен Бога. Каждый из нас, кем бы мы ни были, получит огромное благо, если он примет этот процесс в своей жизни. Сегодня по просьбе, президента Ачьюта Прии Прабху я расскажу о жизни одной святой личности. Этой святой личностью является Бхакти Тиртха Свами. Совсем недавно он ушел из этого мира. У меня была исключительная удача, заключающаяся в том, что я был в этот момент у его кровати.

Я знал этого великого святого в течение 35 лет. И т.к. я был рядом с его кроватью в течение 7 недель, то он открыл мне много разных тайн, которые были у него в сердце. Если вы милостиво разрешите мне, то я расскажу вам кое-что об этом.

Шрила Прабхупада пишет в «Ч.-Ч.»: Господь Чайтанья посылает своих преданных в разные географические места, и в семьи, которые эти возвышенные преданные могут возвысить. История Бхакти Тиртхи Свами Махараджа даст всем нам великую надежду.

То, в каких условиях он родился, было безнадежным положением для того, чтобы продвинуться в своей социальной жизни. Он был рожден в полной нищете, в очень опасном районе гетто в Америке. Он принадлежал к африканской расе. В то время, когда он родился в 50 годах афро-американцы были нацией, которая подвергалась гонениям. Легально они обладали всеми правами, но с социальной точки зрения им не предоставлялось никаких прав… Во многих местах их детям не позволялось учиться в тех же школах, где учились белые, им не позволялось пользоваться общественными туалетами, в которые заходили белые, им практически не предоставляли никакой работы. Это были просто чернорабочие. И в 60 годы Мартин Лютер Кинг боролся за права черного населения. Бхакти Тиртха Махарадж был рожден до этого. Он был рожден в расе, которая считалась низшей, и которая подвергалась гонениям. Он был рожден в неполной семье, его отец ушел из семьи еще до того, как он родился. Его мать должна была сама растить своих детей.

Когда он был молодым, у него был дефект речи, он не мог произносить слова. Когда он ходил в школу, порой ему требовалось 5 минут, чтобы произнести слово, это вызывало смех у его одноклассников. И не смотря на то, что он принадлежал к такой низшей расе, без прав, он еще и в своей среде был посмешищем. Каковы шансы, чтобы такой человек продвинулся в своей жизни?

Послушайте, пожалуйста, о чуде, которое произошло в его жизни!

С самого детства он был озабочен тем, чтобы помогать другим. Он смог преодолеть свой дефект речи. Он сам и многие его друзья рассказывали мне, что единственные разы, когда он мог говорить, не заикаясь, были тогда, когда он цитировал Библию. Он был рожден в семье евангелистов. Если он пытался говорить о чем-то помимо Бога, он не мог разговаривать.

То окружение, в котором он жил, было очень опасным, все его сверстники носили оружие, потому что это была единственная возможность, чтобы выжить. Это были очень жестокие люди. Вас воспринимали всерьез только в случае, когда у вас был пистолет. С помощью пистолета разрешались все споры, если же пистолета не было, тогда тебя убивали. Это был закон гетто.

Из-за того, что он всегда стремился помогать людям, Б.Т.С. привлек сердца многих хороших людей из-за того, что он был искренним, сострадательным и разумным, его отдали в школу за пределами гетто в очень хорошей части города. Затем его отправили в один из самых престижных университетов Америки, в университет Принстона, где он стал одним из самых продвинутых студентов и президентом студенческого совета. После окончания университета он стал работать для ООН. Но всю свою жизнь он искал духовные истины. У него был гуру, приехавший из Индии. Он учил его тем вещам, которые знал. Он был знаменит по всему миру, но Б.Т.С., которого тогда звали Джон Фейворс, хотел постичь глубину духовности, и он не был удовлетворен теми поверхностными истинами, которым обучали другие духовные лидеры. Он хотел нечто очень возвышенное и глубокое. И однажды его гуру очень честно ему сказал: «То, о чем ты просишь, я не могу тебе дать, это слишком высоко. Единственная личность, которая может дать тебе это – это А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, гуру из Харе Кришна.», и затем он добавил: «Но, пожалуйста, не говори другим моим ученикам, о том, что я тебе сказал». Так он встретил Шрилу Прабхупаду. Он начал посещать храм, и, читая книги Шрилы Прабхупады, общаясь с искренними преданными, постигая все больше и больше науку Сознания Кришны, он решил посвятить всю свою жизнь лотосным стопам Шрилы Прабхупады.

Но как вы знаете, когда преданный приходит в движение, он не совсем еще чист. Это подобно тому, как вы приходите в больницу. Это не так, что в больнице никто не болеет, это место, где все выздоравливают. И Шрила Прабхупада приводил такой пример – что если человек стоит под душем и омывается, зачем осуждать его за то, что он грязный, дайте ему время и эта грязь будет смыта. И вот однажды, еще до инициации Бхакти Тиртха был с Прабхупадой, и он очень честно сказал своему Гуру Махараджу: « Шрила Прабхупада, у меня очень сильно болит сердце за то, что я вам скажу сейчас, но есть определенная предвзятость даже в среде ваших учеников». Некоторые преданные дурно обращались с ним, потому что он был в черном теле. Он рассказал об этом Прабхупаде. И ответ, который дал ему Шрила Прабхупада возымел очень сильное воздействие на его жизнь. Прабхупада не стал это отрицать. Прабхупада сказал: «Если тебя затрагивает то, что они говорят, это значит, что ты — не лучше их. И смысл этого в том, что они находятся в телесной концепции жизни, если они судят о тебе по телу, если тебя затрагивает то, что они говорят, значит, ты сам находишься в телесной концепции жизни! Нужно быть трансцендентным к этой телесной концепции». И этот совершенный ответ просветил его сердце, и тогда он принял инициацию у Шрилы Прабхупады. Он дал обет повторять 16 кругов маха-мантры каждый день и следовать всем регулирующим принципам, и он поклялся служить миссии Прабхупады вплоть до дня своей смерти. Прабхупада дал ему очень красивое имя – Ганашьям дас. Ганашьям означает – имя Кришны, который подобен темному облаку и который проливает Свою милость на всех живых существ.

Его карьера преданного с самого начала была очень выдающейся. Он присоединился к проповеднической группе под благоприятным руководством Шрилы Сатсварупы даса Госвами. Его служение заключалось в том, чтобы распространять по библиотекам целые наборы книг, и он делал это по всему миру. Вначале он делал это в Америке, затем в Западной Европе, и затем в 70-х годах он смог пройти через железный занавес и попасть в коммунистические страны. Он рисковал своей жизнью. Такие организации, как КГБ и ей подобные наблюдали за ним. Он был одним из первых преданных, которые распространяли книги в Болгарии, Польше, Чехословакии, Югославии, Румынии. Он приходил в разные образовательные учреждения и убеждал профессоров в том, чтобы они покупали книги комплектами и он был распространителем книг №1 во всем мире. Невозможно представить его энтузиазм и бесстрашие. Шрила Прабхупада был настолько доволен им. Его творческая способность проникать куда угодно и распространять книги была настолько потрясающей. Прабхупада приходил в экстаз, когда читал его отчеты, он всегда держал их на столе и всегда зачитывал другим своим ученикам. Шрила Прабхупада удивлялся: «Как это возможно делать то, что делает он. Наверное, он уполномочен Кришной!»

Он ехал в коммунистические страны и в некоторых из этих стран он был единственным чернокожим во всей стране. И он переходил горы, пересекал реки, преодолевал огромные расстояния, просто для того, чтобы находить людей и распространять им книги. Иногда он получал незаконные визы, иногда он проникал нелегально без виз. Мой дорогой духовный брат Гурудас Прабху рассказывал мне, что он сопровождал его в течение какого-то времени, и он рассказывал как Ганашьям Прабху распространял книги целыми чемоданами, это было потрясающе. И при всем при том, ему удавалось скрываться от преследования КГБ, которое преследовало его повсюду. И из всех преданных в ИСККОНе, которые распространяли книги, именно он своими методами и своим творческим подходом смог привлечь сердце Шрилы Прабхупады.

Бхакти Тиртха Махарадж рассказал мне одну историю. Я думаю, что это очень поучительная история. В 76 году его сильно почитали за огромные результаты в распространении книг, и Прабхупада проливал на него все свое внимание и милость, но он рассказал мне, что в том году другие преданные из его группы были очень обеспокоены, потому что Махарадж был очень строгим! Он каждый день повторял минимум по 42 круга и он не садился есть до тех пор, пока не заканчивал все свое служение, намеченное на день. Он вставал рано утром, приблизительно в час или в 2 часа ночи, повторял все свои круги и читал книги Шрилы Прабхупады. Он приезжал в колледжи еще до того, как двери открывались. Он шел от одного профессора к другому, от одного учебного заведения к другому, вплоть до того времени, когда двери какого-нибудь учреждения не закрывали на ночь. И тогда в первый раз за день он принимал прасад. Он считал, что его приоритетом является то, что он вначале должен отдать предпочтение тому, чтобы выполнить свое служение, а потом уже выполнять другие свои обязанности, потому что он боялся, что кому-то может в этот день не достаться книга. Он ел один раз в день, после того, как завершал все свои обязанности, и как правило, он ел просто немного молока с финиками. Его желание служить и удовлетворить своего Гуру было очень глубоким, и это вызывало бесконечный энтузиазм и решимость. Он был лидером группы. Другие члены этой группы были сильно разочарованы, потому что они не успевали за ним и не могли быть такими же аскетичными, каким был он. Им было очень сложно выполнять служение под руководством такого лидера. И тогда они стали говорить друг с другом, что им нужно расстаться. Когда эта информация дошла до Бхакти Тиртхи Свами, перемена произошла в его сердце. Он начал думать: «Меня почитают, меня прославляют, я получаю огромные результаты, но я разочаровываю преданных, которые очень близки моему сердцу. Наша философия — слуга слуги слуги. Как я могу удовлетворить Прабхупаду, если я разочаровываю тех, кто дорог ему?». И тогда он пришел к пониманию, что самое большое служение, которое он мог предложить Шриле Прабхупаде – это забота и поддержка тех, кто дорог Шриле Прабхупаде. Вместо того, чтобы давить на людей и возвышаться за счет этого самому, гораздо лучше, если он попытается вдохновить других на духовный рост. И мы знаем, что, начиная с этого дня Ганашьям Прабху – Бхакти Тиртха Свами Махарадж, посвятил всю свою жизнь тому, чтобы заботиться о преданных и распространять эту идею заботы о преданных. Но, тем не менее, из-за своей решимости он продолжал получать огромные результаты в распространении книг.

В 77 году Шрила Прабхупада начал проявлять свою игру ухода из этого мира. И – известный факт, что Прабхупада неоднократно говорил, что лучшее лекарство для него – это чтение отчетов Ганашьяма Прабху о количестве распространенных им книг. Тело Прабхупады уже не подчинялось ему, он не мог двигаться, он просто лежал, он не мог двигать руками, не мог стоять. Но когда бы ни приходил отчет от Ганашьяма, Прабхупада просил, чтобы эти отчеты зачитывались вновь, и вновь, и вновь. Он гордился своим Ганашьямом. Когда приходили известные люди, чтобы посетить Прабхупаду, он просил своего секретаря зачитывать эти отчеты о распространении книг Ганашьямом. Шрила Прабхупада посвятил свою жизнь благу других, он очень сильно любил своих учеников. И в тот момент, когда его тело было уже полностью разрушено, Прабхупада решил, что ему нужно лететь в Лондон и в Америку, для того, чтобы вдохновлять и помогать своим ученикам. Его доктора возражали, что если он поедет, то умрет по дороге. Прабхупада отвечал им, что это будет великая честь для него – умереть на поле боя. И тогда он уже не мог стоять на ногах, поэтому, его переносили на паланкине. Его тело состояло из костей и кожи, и любое движение было очень болезненным для него, но у него было сильное любовное умонастроение служения своим преданным. Он прилетел в Лондон и там собрались преданные со всей Европы, чтобы встретиться с Прабхупадой. Ганашьям в это время был в восточной Европе. Бхакти Доял Свами и Кришна Кшетра Прабху поехали вместе с ним в Лондон. И когда он приехал, то Тамал Кришна Махарадж, который был секретарем Шрилы Прабхупады на то время, был очень счастлив видеть его, потому что он лично зачитывал отчеты Ганашьяма Шриле Прабхупаде, и он знал о любви Прабхупады к Ганашьяме Прабху. Он завел Ганашьяма Прабху в комнату Шрилы Прабхупады. Когда Прабхупада увидел его, он преисполнился экстатических чувств. Он плакал горячими слезами, когда обнимал Ганашьяма Прабху. Затем Прабхупада сказал ему: «Твоя жизнь увенчалась успехом! Ты увидишь Кришну в этой жизни!». И со слезами на глазах, продолжая обнимать, Шрила Прабхупада продолжал благодарить его. Есть всего лишь несколько учеников, к которым Шрила Прабхупада относился таким образом.

В то время я жил далеко от этого места на вершине одного холма в Нью-Вриндаване, в месте, изолированном ото всего мира. Я совершал поклонение Божествам и доил коров. У нас не было телефонов, не было коммуникаций, ничего не было. Я не слышал никаких новостей об ИСККОНе, не говоря уже о новостях со всего мира. Я даже не имел понятия, кто был президентом США на тот момент. Я узнал об окончании вьетнамской войны спустя 5 лет после ее окончания. Но, тем не менее, даже до меня дошла та новость, что Шрила Прабхупада обнимал и плакал над Бхакти Тиртхой Свами и благодарил его за его служение.

Потом здоровье Шрилы Прабхупады стало ухудшаться и ему пришлось вернуться обратно в Индию, и затем вскоре он оставил этот мир. Ганашьям Прабху, как и все остальные преданные, был потрясен этим уходом Шрилы Прабхупады. Многие ученики Прабхупады, расстроенные его уходом, оставили свою духовную практику. Но истинный ученик Прабхупады – Бхакти Тиртха Махарадж – сделал наставления своего духовного учителя своей жизнью и душой. Ганашьям прабху только увеличивал свое служение. Я расскажу лишь несколько вещей из того многого, что он сделал.

В 79 году он принял санньяс. Я присутствовал там. Это было в Нью-Вриндаване. Он принял санньяс от Киртанананды Махараджа. Тогда ему было дано новое имя – Бхакти Тиртха Свами. Все помнят энтузиазм Бхакти Тиртхи Свами, когда дело доходило до киртанов. Все помнят, с каким энтузиазмом и энергией он танцевал на киртанах. В тот день после церемонии огненного жертвоприношения и посвящения в санньяси, он впервые начал танцевать со своей дандой в руках. Он был в экстазе. Все люди – мужчины и женщины, все жители коммуны, застывшие наблюдали за его танцем. Он держал свою данду двумя руками и подпрыгивал высоко в воздух. И случилось так, что при очередном прыжке с него спало дхоти, но т.к. он держался за свою данду, он не смог подхватить свою одежду. Санньяси носят другие дхоти, не такие как у бразмачари, поэтому он не смог его правильно завязать. Там же присутствовали Божества – Радха–Вриндаванчандра, которые счастливо наблюдали за всем происходящим. Он остался в одной каупине и одновременно он пытался удержать свое дхоти и свою данду. Тогда я взял его данду из его рук и сказал ему: «Махарадж, ты на самом деле буквально следуешь по стопам шести Госвами, ты на самом деле показываешь стандарт отрешенности». Он быстро взялся за одежду, попытался связать какие-то узлы на дхоти и начал опять танцевать.

В то время одним из самых тяжелых мест для проповеди была западная Африка. Некоторые преданные отправились туда, но их успех был очень незначительным. Там было столько болезней, родители новопривлеченных могли проклясть вас, используя технику вуду, полчища змей, насекомых и просто людей, которые отравляли друг друга. Было очень опасно. Никто не хотел туда ехать. Тогда некоторые лидеры GBS обратились к Бхакти Тиртхе Свами: «Прабхупада хотел, чтобы ты освободил свою расу, поэтому ты должен поехать в Африку и там проповедовать!». Он отправился туда, и невозможно поверить в то, что он там сделал. Он был в Нигерии, на Берегу слоновой кости, в Гане, там, где до него никто из преданных еще не был. Он открывал дюжины разных храмов и он сотнями превращал африканских людей в преданных. Он организовывал сельскохозяйственные общины, открывал школы, приюты, хотя любая минута его жизни была в опасности. Ему трудно было найти людей, кто мог бы приготовить нормальную пищу. И при этом он добился потрясающих успехов. Естественно, не обошлось без сплетен завистников, поэтому в Африку отправились старшие санньяси, чтобы выяснить, чем он там занимался. Когда санньяси вернулись, они рассказали лидерам ИСККОН, что это самая успешная проповедь в мире, никто не делает того, что делает Бхакти Тиртха Свами, он отправляется в самые сложные места для проповеди, и тысячи людей поют Харе Кришна!!! Африка была бедной страной, изолированной ото всего мира, поэтому никто никогда не знал, что там происходит, и поэтому никто не прославлял Махараджа за его достижения. Но в странах, где он проповедовал, он стал настолько яркой личностью, что регулярно появлялся на всех самых популярных телевизионных шоу, его печатали на первых страницах журналов и газет. В один момент он вел целую передачу, которую смотрела вся нация. Там он также проповедовал Сознание Кришны. Он был настолько известным, что лидеры государств приходили к нему за советами. Я вам расскажу насколько опасной была проповедь в тех местах. Махарадж говорил мне, что в те времена в Африке постоянно происходили политические перевороты, и если ты не был в хороших отношениях с тем или иным политическим лидером, то они могли тебя запросто убить. Когда случался очередной политический переворот, а они случались очень часто, новая группировка убивала старую группировку и всех тех, кто был с ней связан. Поэтому, никто не хотел проповедовать в Африке. Но Бхакти Тиртха Свами был необычайно бесстрашным проповедником и у него был необычайный энтузиазм и разум, для того, чтобы сбалансировать все, чтобы миссия продолжала действовать. Его пытались отравить, проклясть с помощью практики вуду. Но он оставался там, проповедовал и расширял движение. Он поменял жизни тысяч людей.

Изредка он возвращался в Америку и он начал там один из самых успешных проектов – Вашингтонский институт продвинутых духовных технологий. Он ходил по университетам и так творчески представлял Сознание Кришны, что люди из высшего светского общества приходили к нему на лекции. Дюжины и дюжины из этих людей предавались и становились его учениками. Люди, до которых труднее всего достучаться в Америке, люди, имеющие ученые степени, известные психиатры, психологи, и просто очень известные люди становились его учениками. В Африке ему были присуждены различные премии; премьер-министры и президенты получали духовное руководство от него. В одной Африканской стране ему был предоставлен пост вождя. В Африке положение вождя – самое высокое положение, какое только может быть, потому что вожди дают наставления президенту Африки. Он давал духовные советы самому Нельсону Манделе. В 80-х годах самым известным человеком на планете был Мохаммед Али. Он был чемпионом мира по боксу. И в то время Бхакти Тиртха Свами был духовным наставником Мохаммеда Али и жил в его доме.

Комментирование запрещено