Чайтанья Чандра Чаран Прабху. Лекция по ШБ 10.2.17

«Нося в глубине своего сердца Верховную личность Бога, Васудева приобрел трансцендентное сияние Господа, и тело его стало ярким, как солнце. Смотреть на него и вообще воспринимать его органами чувств, было очень трудно. Он стал недоступен и недостижим даже для могучего Камсы. Не только для Камсы, но и для великих полубогов».
Многие чудесные вещи происходят в духовной жизни. Прабхупада говорит в комментарии, что материалисты могут остолбенеть от удивления. И, тем не менее, не происходит никаких нарушений материальных законов. Все происходит в рамках обычных явлений.
Сознание Кришны доступно пониманию человека и, в то же время, недоступно. Открытый секрет. Он известен всем, о нем можно говорить открыто, но никто не может понять его. Также душа. Даже если человек верит в душу, он не понимает ее. Если проявляется божественное знание, то материальные органы чувств и ум ослабевают. Это результат аштанга-йоги. Когда останавливаются материальные органы чувств и ум, появляется трансцендентная атмосфера. Когда присутствует духовная энергия, то она становится как солнце, и в других источниках энергии нет необходимости. Но пока нет духовной энергии, другие источники света необходимы, хотя они и не могут прояснить всю картину в целом. Мы видим из стиха, что Васудева изменился, как только Верховная личность Бога проник в его ум.
Описываются различные уровни сознания Кришны. На уровне асакти – на уровне чрезвычайно глубокой привязанности к Богу, когда человек уже не мыслит своего существования без Бога, материальные родственники и друзья уже не нужны. Родственники могут отказаться от такой личности, потому что она становится недоступной для их понимания. Меняется сама природа человека.
Есть трансцендентное сумасшествие – самадхи – в этом случае человек становится необъясним. На самом деле, установить связь с Богом невозможно без Его согласия. Даже аштанга-йога – путь собственных усилий лишь до определенной степени. Если сердце йога не чисто, он не может получить даршан Бога, поэтому мистические йоги прошлого не знали, достигнут ли они совершенства. Это занимало огромное количество времени, может быть не одну жизнь. Поэтому желание увидеть Бога неправильно! Нужно сделать так, чтобы Бог захотел увидеть нас. Поэтому, есть высшая воля и есть наше желание, и они должны сочетаться. В этом состоит суть бхакти-йоги.
Поскольку органы чувств очень сложно остановить, их останавливает только внутренняя энергия. Рупа Госвами говорит, что в слогах Кришна, Рама и Хара столько нектара, что это невозможно описать или объяснить. Единственное, что хочется — иметь миллионы органы чувств, чтобы воспринимать это. При этом ум останавливается и перестает искать и блуждать в этом мире. Если человек не имеет этой связи с Богом, ему надо прилагать много искусственных усилий, чтобы контролировать чувства. Одно единственное чувство, которое выходит из-под контроля, может сбить разум, увести человека с верного пути. В нынешний век не практикуется 8-миступенчатая аштанга-йога, потому что трудно удерживать чувства от их объектов. В течение целого дня человек медитирует на желудок, и там находится одна из нижних чакр, потом он может подниматься все выше и выше, и понимать, что он не связан с органами чувств, кишечником, желудком, сердцем и мозгами. Затем он начинает понимать различие между тонкой и грубой материей и позже может понять, что такое дух. Эта искусственная практика удерживания чувств очень сложна, потому что чувства очень могущественны, они только и ждут, когда йог ослабит свое внимание, чтобы вырваться наружу. Чувства претворяются подчиненными, они хотят быть независимыми. Они тянут нас в разные стороны. Они пронизаны вожделением. В отличие от этого, бхакти-йога более легкий процесс. Прабхупада говорит, что нужно жить в дхаме. В дхаме есть форма Бога, Имя Бога, все Его атрибуты. Во Вриндаване написано на каждом заборе – Шри Радхе. Весь Вриндаван исписан Именами Бога. Каждое дерево, каждый забор. Любой рикша, встречающийся вас, скажет: «Радхе, Радхе!». В любом храме вы увидите всевозможные формы Кришны, их так много здесь. Люди поклоняются здесь с любовью и теплотой. Кришна присутствует здесь, потому что здесь есть Его Имя, атрибуты, Он живет здесь. Все эти атрибуты нужны для того, чтобы оживить нашу память.
Когда Прабхупада приехал в Москву и спросил одного человека, который стал его учеником: «Где сейчас Ленин?». Прабхупада был на Красной площади и видел очередь, которая жаждала увидеть Ленина. Шьямасундар ответил, что Ленин сейчас в мавзолее. Тогда Прабхупада спросил: «А где его душа?», и никто не знал, что ответить. В этом разница. Мы знаем, что Кришна постоянно находится во Вриндаване, Он никуда не ушел. Совсем необязательно Его реальное присутствие. Его Имя и форма неотличны друг от друга. Достаточно посмотреть на Божества и, если у человека есть преданность, он увидит Бога. Материя — слуга духа. Она не может скрыть Высший дух, она может покрыть лишь маленькую душу.
Наша философия называется шакти-паринама-вада – законы трансформации. Они описаны в этом стихе. Из материи можно получить дух – в этом секрет бхакти-йоги. Кусок железа, помещенный в огонь, может нести качества огня какое-то время. Все врачи утверждают, что центром энергии в человеческом теле является сердце. Кровь проходит через сердце, и там она обогащается этой энергией. В области сердца располагается душа. Она очень маленькая, но она дает энергию всему телу, которая распространяется через кровь. Кровь распространяет сознание по всему телу. Если пережать какую-то часть тела жгутом, то через определенный промежуток времени она потеряет чувствительность и останется просто материей. Там не будет крови. Некоторые религии утверждают, что душа – это кровь. Они говорят, что если слить всю кровь из животного, то после этого его можно съесть, потому что там уже не будет души. Но душа – это не кровь и не сердце, она находится в области сердца и посредством материи распространяет себя. Она плавает в воздушных потоках пран. Пранайама также часть йоги. Она дает осознание пран. Уже на этом уровне происходят чудеса. Но если мы пойдем дальше, то мы обнаружим причину нашего бытия и сознания. Все, что не обладает сознанием – не существует, потому что не сознает этого факта. Мертвая материя существует только для нас, имеющих сознание. И т.к. она не имеет сознания, она практически не существует, хотя она присутствует как энергия. Существование – это наличие сознания.
Когда человек развивает знание, он начинает одухотворяться, и в какой-то момент Кришна входит в ум Сам, по Собственному желанию. Как же это сделать? Ачарьи говорят, что нужно очистить ум. Ум должен стать храмом, там должны быть атрибуты Кришны и условия дхамы. Не должны быть грязных мыслей, настроений против Бога. Нужно вычистить ум от ложных представлений о себе, об этом мире, о том, что я наслаждаюсь в этом мире. и когда этого не будет, Кришна Сам войдет в ум. Он – Верховный, Он может не спрашивать и не говорить нам, как Он это сделает. Иногда Он входит в ум просто от одной силы желания преданного, который даже еще не очищен, но он очень хочет очищения и искренне молится Кришне. Поэтому, благодаря усилиям, с помощью молитв, это тоже происходит. Это то, что мы практикуем. У нас у всех есть надежда, что Кришна когда-нибудь проявится в нашей жизни.
От поведения и качеств человека зависит, насколько он может привлечь внимание Господа к себе. Шастры описывают, каким должен стать человек, какие качества привлекают Кришну. Человек должен уподобиться качествами Нарайане. Но он не сможет уподобиться количественно. Количественно мы остаемся незначительными и маленькими, а Он – великий, и мы — Его слуги, но качественно, мы точно такие же. Это сознание Кришны.
Как только мы начинаем понимать свое отличие и сходство с Богом, Кришна приходит Сам. Кришна может прийти извне, изнутри, в ум, как угодно. У Него так много возможностей для проявления. Любая энергия может трансформироваться по Его желанию. Прахладе он явился из колонны, которую разбил его отец-демон. Нароттам дас Тхакур получил прему, омываясь в реке, в которой омывался Господь Чайтанья. Кто-то, просто слушая Бхагаватам, получает прему. Кто-то, пересказывая Бхагаватам, получает прему. Кто-то, служа Божествам. Так много возможностей. Мы приезжаем в святую дхаму, чтобы трансформировать энергию материи в духовную энергию. По закону материи мы все должны стать стариками, а потом – младенцами и снова стариками, и так до бесконечности. Но, одухотворяясь, мы обретаем сварупа-шакти. Это наша изначальная духовная форма. Святая дхама находится в нашем сердце, поэтому, невозможно купить билет и попасть в дхаму. Нужно также установить взаимоотношения с сердцем через преданное служение.
Мантра очистит наш ум, и Кришна придет.
Вопрос : какое значение имеют Божества в доме грихастх.
Ответ: это предписание шастр. Мы должны иметь Божеств дома, чтобы понимать, что этот дом нам не принадлежит. В этом мире мы – квартиросъемщики. Все принадлежит Кришне, и чтобы помнить об этом, в доме устанавливаются Божества. Божества могут быть маленькими, могут быть большими, если грихастха богат. Один богатый грихастха пригласил нас, когда мы были на Ганга-сафари. Он был настолько богат, что оплатил всем обратную дорогу на самолете до своих мест. Там были преданные из 39 стран. Он поселил всех в гостиницу-люкс. В Индии есть очень богатые люди. Он пригласил всех 150 человек к себе домой на установление Божеств из мрамора. Там был такой праздник! Он пригласил певцов, музыкантов, весь дом был украшен розами. Был, наверное, миллион алых роз. Мы пришли туда, и праздник продолжался с утра до вечера. Человек должен действовать в соответствии со своими возможностями. Если вообще нет никаких возможностей, допускается, что человек может сделать Божества из глины, раскрасить Их и поклоняться Им. Можно даже нарисовать Их, если вы умеете это делать с любовью, и поклоняться Им. Но начинать нужно с поклонения Гуру и Гауранге. Не сразу нужно ставить Божества. Гуру и Гауранга прощают все ошибки, которые мы совершаем при поклонении. Сам факт присутствия в доме Божеств все меняет, вы это увидите. Дом без Божеств – это просто могила, склеп. Бхактивинод Тхакур говорил, что лоб без тилаки – это крематорий. Без отметок Кришны тело человека подобно крематорию. Когда вы ставите тилаки, вы сразу чувствуете внутренние перемены. Преданность привлекает Кришну, и постепенно человек обретает все качества Нарайаны. Но все начинается со смирения, затем идет скромность, чистота, отсутствие ложного эго, принятие духовного учителя, все эти качества перечисляются в 13 главе БГ. Харе Кришна!

Комментирование запрещено