Лакшми-Нарайана прабху. Лекция по ШБ 6.11.25. Кришна – метод, средство и цель.

«О, мой Господь, источник неограниченных возможностей! Я не желаю наслаждаться ни на Дхрувалоке, ни на райских планетах и даже на планете Господа Брахмы. Не стремлюсь я и к власти над земными и низшими планетами. Мне не нужны мистические способности, ни даже освобождение, если ради него мне придется покинуть Твои лотосные стопы».
Итак, мы продолжаем говорить о квалификации. Существуют три уровня повторения святого Имени: нама-апарадха, нама-бхаса и шуддха-нама. Живое существо квалифицированно только тогда, когда оно очищается от мотивов деятельности. Бхактивинод Тхакур описывает, что иногда Кришна является способом. Мы принимаем Кришну, как способ или метод. Кришна бывает также целью и средством. И в соответствии с этим определяется квалификация человека: каништха, мадхьяма и уттама. В чем разница? Все выбирают Кришну, но одни видят в Нем средство, другие – метод и только третьи – цель. Уттама видит Кришну как цель. Мадхьяма – как метод. А каништха – как средство. Всем кажется, что они идут к Кришне.
Кто-то использует Кришну, чтобы исполнить свои материальные цели, желания, и желания являются в этом случае целью, а Кришна – средством. Это является апарадхой, потому что человек полностью занят удовлетворением своих желаний. Есть очень много всевозможных анартх, т.е. то, что затрудняет проникновение света знаний. И говорится, что святое Имя освобождает от поступков, совершенных в прошлом. Это означает, что нужно прекратить грешить и начать воспевание. Есть 4 корня греха – лживость, гнев, всеядство и похотливость. И мы видим, что наши сегодняшние проблемы связаны с нашим темным прошлым, поэтому мы должны встать на путь знания. Прабхупада говорит, что люди не знают, что такое знание. Они звенят в колокольчик, но они не знают, для чего существует алтарь, что такое кирти, мурти. Каништха все делает внешне, без понимания духовных законов, выходящих за пределы материальных пониманий. И все эти духовные законы, их понимание, приходит через сознание, когда человек начинает осознавать, что то, что он делает, очень важно. Благодаря пониманию человек получает знание.
Осознанность — это полная реализация знания, вылившаяся в правильное поведение. Сначала человек понимает, и когда он осознает, он начинает действовать. Говорится, что человек постепенно лишается невежества, когда он начинает видеть свои недостатки. Но если он не видит своих недостатков, он не может прогрессировать, даже если о его недостатках ему говорят другие. Человек, который находится под влиянием Кали, называется калекой, он ничего не видит ценного, ничего не может дать ценного. Такой человек не может осознать ценности человеческой жизни, если он не избавится от анартх. Он будет проповедовать, чтобы найти последователей и завоевать дешевый авторитет и почет, но он так и не поймет сути. Он будет пытаться сочетать бхакти и побочные методы, потому что он не может понять разницы между целью, методом и средством. Все говорят о Кришне, но для одних Он — цель, для других — средство и для третьих — метод.
Что Кришна называет адхармой? Когда Бог становится не целью, а средством и методом. Вот почему Кришна приходит в этот мир, когда Он видит, что не остался никто, кто бы сделал Его своей целью. Остались те, кто используют Бога для того, чтобы разбогатеть, выздороветь и т.д. Такая религия называется адхармой. Это упадок религии. Они используют йогу, соционику, дианетику и др. для чего? Их интересуют слава, деньги, успех в бизнесе, почести, семейное счастье. Кришна называет это безбожием, потому что Он не является целью в таком случае. Если Кришна – это метод и средство, то такое положение называется адхармой.
Дальше Кришна говорит: «Оставь все эти средства и методы. Действуй лишь для Моего удовлетворения». Кришна говорит об этом Арджуне. Равана был шастра-гья. И для чего он изучал шастры? Для того, чтобы наслаждаться.
Поэтому Кришна говорит, что только тому, кто сделал Его своей целью, Он сохраняет все, что тот имеет и дает все, что ему недостает. Что это означает? Кришна дает преданному все, что поможет ему достигнуть Кришну. Цель – это ради чего мы действуем. И Кришна говорит, что целью маха-мантры является Он Сам.
Говорится, что преданный не боится греха, куда больше он боится благочестия. Почему? Потому что грех может его отрезвить, а благочестие? А благочестие может опьянить. Вот почему говорится, что посвященный человек не боится трудностей и проблем, потому что они сохраняют трезвомыслие. Но он начинает беспокоиться, когда приходит много почестей, славы, денег. И когда Кришна является целью такого преданного, тогда Кришна помогает такому преданному и убирает лишнюю славу, деньги и т.д.
Какое знание духовный учитель вкладывает в наше сердце при посвящении? Дивья-гьян хриде прокашите. Знание, при помощи которого человек успешно преодолевает препятствия материального бытия, которые состоят из кармы, гьяны и йоги. Каништха очень вдохновлен тем, что нашел Кришну, как средство для достижений своих целей. Поэтому он впихивает другим во время проповеди Кришну как средство. Средство чего? Достижения своих материальных желаний и удовлетворения своего материального вожделения посредством ритуалистической деятельности. Мадхьяма, наоборот, использует Кришну как метод для того, чтобы очиститься от вожделения, от оскорблений. И кто может избавиться от оскорблений? Не тот, кто воспевает правильно, т.е. правильно произносит звуки, а тот, для кого шуддха-нама – цель. Так говорится в «Нама-чинтамани». Харе Кришна! Шрила Прабхупада, ки – джай!

Комментирование запрещено