Враджендра Кумар прабху. Лекция по ШБ. Образ, в котором Господь появляется перед Своим преданным. Внешнее и внутреннее богатство.

Если человек ведет правильный образ жизни, то перед ним раскрывается его природа. Но для этого требуется действовать согласно дхарме.
Махараджа Бхарата передал своим сыновьям царство, удалился в лес, и теперь он наслаждался другими богатствами. Человек должен по закону дхармы отработать все свои программы, чтобы со спокойным сердцем погрузиться во внутренний мир. И там, во внутреннем пространстве души, Господь предстает перед Своими преданными в том облике, который они хотят видеть.
Шрила Прабхупада развивает идею о том, что, несмотря на то, что Бог один, Он предстает перед каждым человеком в том облике, к которому живое существо наиболее привязано. Многие люди спорят в этом мире по этому вопросу. Им кажется, что решение проблемы единого Бога состоит в том, чтобы сделать Его безличным – Бог-отец и т.д. Т.е. они против образов Бога. Так они решают проблемы в современном мире. Очевидно, что это незнание Бога, говорит о многом. Это говорит о том, что нет любви. Что это за любовь, когда возлюбленный или любящий скрывается от нас? Можно поиграть в прятки, в разлуку, но Кришна все это устраивает ради встречи. Когда же говорят, что нет образа и формы, и что этим мы ограничиваем безграничного Бога, это явно указывает на проблему – отсутствие любви. Это определенный этап развития. Даже если у них нет любви, есть страх.
Люди идут к Богу в надежде, что когда-нибудь что-нибудь им откроется, но вайшнавская культура – особая культура. Вайшнавы – это люди, которые уже обрели в прошлых жизнях какой-то опыт, милость Кришны. Это категория счастливчиков, которым известна форма Бога, Его деяния. Уже распространилось множество книг, Кришна стал более-менее известен, но большинство людей по-прежнему не понимают, что Кришна – это Бог. Время отделяет их от понимания этого факта. Не так много людей могут почувствовать сердцем, что все это очень серьезно, что это не мифология.
На высоком уровне человек может почувствовать, что арча-виграха – это и есть Господь. Даже человек, который получил святое Имя Кришны, получил посвящение, далеко не сразу понимает, что Имя Кришны и Сам Кришна не отличны друг от друга. И таким образом он совершает нама-апарадху. Философски он допускает этот факт, но на уровне опыта этого нет, поэтому он может быть невнимательным. Реальный опыт приходит позже. Для того чтобы обрести этот опыт, нужно полностью погрузиться в процесс. Но большинству людей полностью погрузиться в процесс достаточно сложно, потому что есть масса других дел, в которые они погружается : семейные, бизнес и т.д. Не хватает концентрации погрузиться во все эти вещи, потому что много отвлекающих факторов.
Для того чтобы понять, что Кришна неотличен от Своего Имени, что арча-виграха – это и есть Кришна, требуется тотальное погружение, не частичное, не на 2 часа. Мало кто может себе это позволить. И для того, чтобы человек начал жить с Богом, предназначен период, когда нужно отойти от семейных дел, когда можно целыми сутками, ни на что не отвлекаясь, думать о Боге и повторять Его святое Имя. Человек уже не думает, как там его жена и дети. Он знает, что Кришна позаботиться о них. Он свой долг перед ними выполнил. Когда человек исполнил свою дхарму, он становится умиротворенным, и тогда духовная программа занимает все его сознание. Его концентрация на Всевышнем становится совершенно естественной. Для большинства людей естественным является думать о материальных заботах.
Нам даны формы Господа, от которых сейчас мы можем получить больше всего милости. Допустим, хотя мы имеем идеал – Кришна во Вриндаване, сейчас мы не можем Ему служить, потому что не готовы. Шрила Прабхупада не отказал нам в поклонении Кришне, но он установил Божеств, от которых преданные могут получить максимум милости – Гаура-Нитай. Или другая милостивая форма – Божества Джаганнатх. У каждого преданного есть определенное предпочтение и такое предпочтение оправдано. Даже великие преданные Господа предпочитают какую-то одну Его форму для поклонения. Многообразие форм Кришны позволят Ему, с одной стороны, наслаждаться разными настроениями, с другой — разнообразие позволяет преданным видеть Бога по-разному. В этом величие и сладость Господа, что Он предоставляет такое разнообразие для выбора Своим преданным и Сам наслаждается этим разнообразием. Мы изучаем разные аспекты Бога, разные аспекты Божественной культуры, проявлений Бога, и по мере очищения у нас естественным образом возникает тяга к какой-то особой форме Бога.
Вопрос: преданные могут рваться на даршан к Божеству Махараджа или старшего преданного, но неужели, если мы будем молиться нашим домашним или храмовым Божествам, Они нам не ответят?
Ответ: каждый получает по вере своей. Все формы Господа одинаково могущественны. Это подтверждено шастрами. С другой стороны, ничто не ограничивает Кришну проявить Себя более могущественно через какую-то другую форму. Например, мы знаем, что в какой мере преданный служит Господу, в той мере Господь и отвечает ему. Не верно, что у одного преданного Гирирадж исполняет желания, а у другого не исполняет. Пошел слух, что у кого-то Божество исполняет желания, и все сразу побежали к этому Божеству. Ничего страшного в этом нет. Кришна имеет игривую природу. Она делает Его непредсказуемым. С одной стороны все Божества одинаково милостивы, но, тем не менее, Кришна может через любое Божество проявить больше милости. Мы должны ориентироваться на субъективное ощущение в нашем сердце. Если мы чувствуем, что нам нужно ехать именно к этому Божеству и ни к кому другому, то надо ехать. Дина Бандху прабху давал лекцию, в которой говорил, что несколько метров на подходе к Кришна-Баларам мандиру – это последний этап пути. Больше никуда ходить не надо. Это наш дом. Но кому-то сильно хочется, допустим, поехать в Южную Индию, залезть в какую-то пещеру, половина которой залита водой и увидеть там Нрисимха-дева. Я смотрел это видео, и я точно в эту пещеру не полезу. Кому-то обязательно нужно попасть в Бадарикашрам, который большей частью изолирован из-за климатических условий, и увидеть там Божество Бадри-Нарайяны. В этом, конечно, что-то есть.
Вопрос: в чем корень оскорбления святого Имени?
Ответ: нама-апарадха преодолевается нама-бхасой. У нас есть опыт материальной жизни, впечатления, самскары прошлого, биджи, желания. Мы живем в греховную эпоху, которая стимулирует желания, поэтому мы должны сражаться со своими 6 внутренними врагами. Нам кажется, что нет этой борьбе конца и края. Нам кажется, что желания в сердце подобны армии Куру, им нет числа и как их можно победить, — не понятно. Столько вожделения и искушений! И мы впадаем в отчаяние от всего этого, как Арджуна. Но Кришна рядом, поэтому другого выхода нет, как сражаться. Преданный — этот тот, кто доверяет колесницу своего тела Кришне. Иногда мы будем проигрывать. Иногда Пандавы были биты. Но, тем не менее, других вариантов не было. Воин должен сражаться, у нас другого варианта нет. Армия анартх велика, но Кришна рядом, и это должно вселять в нас уверенность. Дело не в том, что трудно, а в том, что есть гуна страсти, которая требует быстрых плодов. В этом проблема. Но быстро очиститься не получится. Требуется энтузиазм, терпение, решимость, чтобы все это преодолеть. Также есть определенная культура, которая может быть неким утешением для неудачника. Если у человека есть непреодолимые желания, ведическая культура разрешает удовлетворить эти желания, подразумевая, что он их изживет, приняв на себя ответственность за то чувственное наслаждение, к которому он стремится. Кришна могущественен. Но наши желания могут быть настолько сильны, что мы даже не сможем думать о Кришне. Почему Кришна их не забирает? Может потому, что Он хочет, чтобы они осуществились? Если человек не готов внутренне с этими желаниями расстаться, то они будут оставаться. Не желания сильнее нас, а просто мы не хотим избавляться от этих желаний. Поэтому Кришна дает ашрама-дхарму. Харе Кришна!

Комментирование запрещено