Враджендра Кумар прабху. Лекция по ШБ 5.8.11. Гибкость сознания.

«Привязавшись к олененку, Махараджа Бхарата ни на минуту не разлучался с ним. Он ложился отдыхать вместе с ним, купался в реке и даже ел вместе с ним. Так сердце его опутали узы любви к олененку».
Мы видим в этой ситуации, насколько наше сознание подвержено переменам. Оно может меняться очень быстро. Материальные вещи могут сохранять свою форму благодаря инертности, например, дом. Но сознание – живая субстанция, и оно может изменить свое состояние практически мгновенно. В этом и благо и опасность одновременно. Если вам не нравится ваш дом, вы не можете мгновенно его перестроить. Вам легче привыкнуть к тому, что есть. И в этом минус материи: если мы хотим изменить материальные структуры – это крайне сложно. А в сознании например, плохое настроение можно достаточно быстро поменять на хорошее. Минус в том, что иногда мы не можем это контролировать, потому что мы мельчайшие духовные частицы. От нас требуется сохранять определенную бдительность. Иногда бывают очень сильные внешние влияния, и тогда нашей силы и решимости может не хватить, чтобы им противостоять. Но если мы внутренне глубоко привязаны к Кришне, то наше сознание становится как скала. Кришна говорит во 2 главе БГ, что мудрец, чей разум непоколебим, называется стхита-дхир муни. Т.е. это человек, на которого могут оказываться разные влияния, но он подобен скале, которой ни по чем ни ветер, ни шторм. Такой человек может испытывать какое-то напряжение при этом, но он остается непоколебим. Но у людей, которые не развили в себе брахма-ништхи, твердости в духовной жизни и эмоциональной привязанности к Кришне, сознание подвержено изменениям.
Махарадж Бхарата развил эмоциональную привязанность к Кришне, у него было устойчивое сознание, он испытывал сильные эмоции по отношению к Кришне, но есть точка невозвращения, эта точка называется према, с нее уже не падают. Но у М Бхараты эта привязанность, видимо, еще не достигла критической силы, точки невозвращения и привязанность к олененку захлестнула его. Хотя падение М Бхараты не стоит рассматривать, как большое падение, он не опустился до греховной деятельности, не начал пить водку. Это падение сравнивают с временным отходом от прямого пути. Ничего плохого нет в том, что он привязался к живому существу. Кришна говорит в БГ, что мы должны позитивно относиться ко всем живым существам. Но проблема в том, что у него произошло смещение акцентов. Кришна остался в его сознании, но Он отошел на второй план. Допустим, мы смотрим на Божества. Ну красивые, да, но олененок, он живой, ушками шевелит, глазками смотрит. И эта живость может вызвать более сильные эмоции, не смотря на то, что могут быть какие-то эмоции по отношению к Кришне. Кришна в высшей степени живой, но здесь было живое существо, которое нуждается в защите, и привязанность М Бхараты раздвоилась. М Бхарата потерял бдительность. Поэтому жизнь человека, который встал на духовный путь, в этом плане эмоциональных привязанностей рискованная. И это риск не низко пасть, а риск — не достичь самого высшего. Для материалиста попасть на райскую планету – вершина успеха. Для преданного попасть на райскую планету – неудача.
И дальше мы знаем, что в следующей жизни М Бхарата реабилитировался, и как он себя вел? В этом теле он повел себя вольно, он расслабился, оправдал себя, что ради блага других мы должны пожертвовать собственными интересами. Т.е. были благородные идеи кшатрия, который должен жертвовать своим покоем ради блага других. И эта философия верна. В духовной жизни тоже может быть риск того, что наши подопечные будут не очень самостоятельными, могут прилипнуть к нам и стать, таким образом, некоей обузой. Ученики могут стать обузой для ДУ, если не разовьют самостоятельности, если они зависимы от его личного присутствия, не слушают его советов и наставлений. Есть опасность того, что люди, которым мы помогли, возьмут нас в заложники, и мы должны будем вечно их тащить на себе. Это неправильный подход. В духовной жизни забота или желание отдать себя другим должно быть дозировано. Никогда это не должно перекрывать наши личные отношения с Кришной. Т.е. должен быть здоровый, духовный эгоизм. Духовными интересами жертвовать нельзя никогда. Если мы пожертвуем раз, два, полностью отдаем себя заботе о других и забываем о себе, то очень скоро у нас уже просто не будет сил общаться с другими. Т.е. все должно находиться в определенной гармонии, иначе никак. Что мы можем дать, если сами не имеем?!
И что произошло в следующей жизни? М Бхарата получил тело оленя, но его сознание не соответствовало этому телу. Его духовный опыт не был проигнорирован и Кришна сделал так, что М Бхарата в теле оленя сохранил сознание человека. Этот необычный олень жил рядом с ашрамом великих мудрецов, слушал, что они говорят. И потом, когда он оставил тело оленя, он вновь получил тело человека. Это был временный урок, некое наказание Кришны за отступление от прямого пути.
Потом, получив вновь человеческое тело, Джада Бхарата сделал правильный вывод. Небольшое отклонение стоило ему очень дорого с духовной точки зрения. Т.е. вроде бы он всего лишь позаботился об олененке и не пустился во все тяжкие, но с духовной точки зрения ему пришлось рождаться вновь в теле оленя, чтобы все переосмыслить. И теперь он понял, что компромиссы, даже маленькие – очень опасны. Т.е. пока мы не оценили Кришну, мы думаем, что нет ничего страшного в наших привязанностях и небольших отступлениях от прямого пути. Но Махараджа Бхарата на своем примере понял, чего эти мелочи стоят. Мы еще не поняли и не попали в эту ловушку, но М Бхарата понял и попал. Он посидел в ловушке тела оленя с сознанием человека и оценил. И теперь, получив тела человека, он не шел ни на какие компромиссы вообще. Хотя он был мудрейшим человеком, он вел себя, как полностью невменяемый. Он родился в семье брахмана, и его отец пытался чему-то его научить, дать ему знание, но он специально делал все наоборот. Внутри для себя он сделал вывод : «Ни шагу назад!». Где-то он даже не следовал ведической дхарме, которая гласит, что сын должен выполнять приказы отца.
Отец – представитель Бога. Но Бхарата даже это игнорировал, потому что он понимал, что даже эта дхарма может ему дорого обойтись. Потому что стоит ему получить образование, и потом отец скажет, что ему нужно жениться и т.д. А Бхарата Махараджа уже решил не играть в эти игры. В прошлой жизни все это было: царство, семья, дети и т.д., все это было пройденной темой для него. Он понял, что все эти привязанности, забота, по большому счету – сентиментальность, потому что Верховный Господь об этом заботится. Многие могут осудить, что если бы М Бхарата не позаботился об олененке, то таким образом он бы проявил эгоизм. Рядом беспомощное живое существо и ему нужно помочь. И Махараджа Бхарата, будучи царем, повелся на это. Он подумал, что должен пожертвовать своим благом ради блага олененка. Но духовное развитие обозначает вертикальный рост сознания, когда человек смотрит со всевозрастающим отречением на материальный мир. В этом отречении нет холодности и безразличия. Оно основано на глубочайшем понимании, что Кришна Сам обо всем позаботится. До тех пор, пока мы думаем, что без нас ситуация не разрешится, и мы в ней должны сыграть ключевую роль, мы будем оставаться в этом мире. Кстати, и в первом, и во втором случае Кришна из сердца побуждал М Бхарату. В первом случае — позаботиться об олененке, а во втором – отстраниться от всего. И в этом случае у человека уже не будет сомнений, что он поступил не правильно. Т.е. Параматма говорит: «Без тебя здесь обойдутся», и тогда с чистой, свободной совестью человек делает окончательный шаг по направлению к Кришне. И его нельзя осудить за это. Мы не осуждаем Бхарату за то, что он позаботился об олененке, и с другой стороны, мы не осуждаем Бхарату, когда он стал джадой за то, что он причинил некую боль своему отцу. Но в этом случае Джада Бхарата понимал, что без него здесь обойдется, у его отца есть другие сыновья. С материальным миром игры кончаются плохо. Только начни играть, и ты станешь заложником системы. Только пойди на маленькую уступку, и все – ты по уши завяз.
Мы примеряем эту ситуацию к себе: можем ли мы привязаться к жене, мужу, ребенку. Мы можем примерить на себя роль Махараджи Бхараты и роль Джады Бхараты, но для этого у нас должен быть соответствующий уровень. Если мы включаемся в какую-то роль, то мы должны доигрывать ее до конца.
Итак, это разные уровни понимания своей нужды в Кришне. Если человек действительно чувствует тоску, что без Кришны здесь все пустое и ненужное, тогда его деятельность и акты отречения являются естественными и оправданными. Но в гуне страсти отречение приведет к тому, что человеку придется вернуться к исполнению своего долга, рано или поздно.
Итак, только Кришна может придать устойчивость нашему сознанию, потому что Он – источник всей стабильности. Харе Кришна!

Комментирование запрещено