Бхакти Вигьяна Госвами. Лекция, прочитанная в Пури в 2008 году. Нитьянанда-таттва.

Мы почитаем несколько стихов из ЧЧ, Ади-лилы. Сегодня мы попытаемся говорить о Нитьянанда-таттве, о Господе Нитьянанды, потому что Он – изначальный ДУ и только по Его милости мы сможем войти в святую дхаму.
«Господь Нитьянанда, сошедший с ума от любви, воплощение милости, пришедший сюда, не обращает внимания на то, кто перед ним – уттама или адхама, падший или самый лучший из людей, Он дает Кришна-прему каждому».
«Он освобождает всех, кто падает ниц перед Ним, и поэтому Он освободил даже такого падшего человека, как я. И хотя я очень греховен, Он даровал мне лотосные стопы Шри Рупы Госвами».
Медитируя на Господа Нитьянанду, мы можем получить милость Кришны. Мы не достойны того, чтобы говорить на эти темы, но сама наша попытка – проявление беспричинной милость Г Нитьянанды.
Мы находимся на берегу океана и эта самая чистая тиртха. Слышите, как бушует океан? В полнолуние океан становится очень опасным, вчера он показал мне свою силу и шмякнул меня своими волнами о песок. Г Нитьянанда появился почти в пурниму. Пурначандра, или полная Луна — это сам Господь Кришна. Те, кто знают астрологию, знают, что Луна – это Сам Кришна. Когда полная луна восходит в сердце преданного, то что происходит с его сердцем? Оно начинает бушевать. Океан любви, который возникает в этот момент в сердце преданного, начинает бушевать.
Когда мы слышим шум океана, мы думаем о том, как хорошо было бы там искупаться. Или еще шум океана может успокоить наш воспаленный ум. Полезно погулять и послушать шум океана. Сокровенный смысл того, что Г Чайтанья пришел сюда на берег этого океана заключается в том, что Г Чайтанья слышал в этом шуме стук сердец гопи, разлученных с Кришной. Г Нитьянанда пришел как изначальный ДУ для того, чтобы научить нас, как различать в шуме океанского прибоя звук сердец гопи. Чтобы мы перестали слушать шум материальных волн и начали слушать духовный звук разлуки с Кришной.
Нароттам дас Тхакур поет «нитай пада камала» — «Лотосные стопы Г Нитьянанды подобны Луне, тысячам Лун, которые успокаивают сердце, подобно прохладному свету Луны и дают нам тень». Он говорит, что если у нас не будет милости Нитьянанды, мы никогда не сможем получить милости Радхи и Кришны.
Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что когда Баладев становится великодушным, когда Он хочет всем дать любовь к Кришне, Он становится Нитьянандой. В чем суть медитации на Г Нитьянанду? Нитьянанда, значит вечное счастье, счастье, которое не имеет никаких перерывов. Зачем мы приехали сюда? Мы приехали за счастьем. Все, что бы люди ни делали в этом мире, какие бы аскезы они не совершали, причина одна – они хотят счастья. Беда заключается в том, что никто не знает, где это счастье найти. И поэтому все несчастливы. Чтобы избежать несчастий, которые повсеместно происходят в материальном мире, люди на всякий случай на вопрос: «Как дела?», отвечают: «Все хорошо». Но умирают они в страшном разочаровании, потому что на самом деле у них не все хорошо было в жизни.
Ванамали прабху из Омска снял один замечательный фильм «Дорога без конца», рекомендую вам всем его посмотреть. Он ходил по улицам и всем задавал один и тот же вопрос «Зачем вы все живете? Для чего?». И нужно видеть, как начинают люди вертеться, когда они слышат этот вопрос. Как уж на сковородке. Кто-то начинает раскрывать сердце. Одна женщина, чуть не плача, говорит, что всю свою жизнь она прожила как на ощупь, — никто не научил ее правильно жить. Как-то она вышла замуж, как-то родила детей, развелась. Люди живут в темноте, люди не знают, как жить, зачем жить. Эта женщина плачет реально, потому что никто никогда не сказал ей — для чего нужно жить и зачем. На самый главный вопрос люди не знают ответа, но все ищут счастья. Все хотят счастья. Все на ощупь пытаются искать счастье. И самая распространенная концепция – счастье в деньгах, вернее в их количестве. Богатые люди с точки зрения психологии – самые несчастные, потому что у них нет надежды. У бедных людей есть надежда, что когда они разбогатеют, они станут счастливыми, у богатых этой надежды нет. Но все люди ищут здесь счастья, и Г Нитьянанда приходит в этот мир, чтобы сказать, что счастье есть и Он показывает, где его нужно искать. Все люди этого мира ищут счастье не там, где нужно.
Мы должны быть убеждены в том, что мы ищем счастье не там. Если мы не будем знать, где искать счастье, мы будем совершать всю ту же ошибку, которую совершали в течение многих жизней, мы все время будем искать счастье на ощупь не там, где оно есть, а там, где его ищут все. Потому что это самое очевидное и самое доступное. Упанишады доказывают логически, что счастье заключается ни в том, чтобы возбудить ум. Самое большое счастье в этом мире – это глубокий сон. Замечали, что после целого дня наслаждений и так называемого счастья, нас тянет ко сну, и мы ждем не дождемся, когда голова коснется подушки? Какими бы «счастливыми» люди ни были в этом мире, в конце концов, все хотят заснуть. Если бы они по-настоящему ощущали счастье, зачем бы им нужен был перерыв в этом счастье??? В чем заключается счастье сна? В том, чтобы забываться. И чем больше мы забываемся, тем счастливее мы становимся. Упанишады, в частности «Брихат-араньяка-упанишад», говорит: «Я был очень счастлив во сне, потому что я все забыл». Упанишады объясняют, что, в конце концов, человек ищет забвения в этом мире. Лермонтов М.Ю. сказал, что он хочет забываться и заснуть. Почему люди употребляют наркотики, почему люди пьют, курят? По одной простой причине – они хотят все забыть. Это единственное счастье, которое есть в материальном мире. Все остальное – несчастье.
Сейчас мы отвернулись от Бога, мы сели к Нему спиной. Обычно люди не хотят помнить о Боге, не хотят иметь с Ним ничего общего. Но счастье в этом мире заключается в том, что отвернуться от материи на 90˚. Все остальные духовные методы направлены на то, чтобы забыть материю. Медитация – это способ забыть о материи, о беспокойствах, которые приносит нам материя. В конце концов, весь материальный опыт всегда будет со знаком минус. Кто-то может это подтвердить? Это факт. Поэтому Рупа Госвами говорит, что никакое другое счастье не может быть выше, чем счастье созерцания Господа!
Религия, которую принес Г Чайтанья – очень радикальная религия. Эта религия требует от нас разворота на 180˚, не на 90. И только тогда, когда человек начинает видеть Кришну, когда у него появляется реальный опыт блаженства Кришны, созерцания Кришны, он может стать по-настоящему счастлив. Но каким образом это можно обрести? Сута Госвами объясняет, что человек может увидеть Кришну, когда сознание его станет абсолютно чистым – вишуддха-саттвам. Тогда человек почувствует ананду, блаженство Кришны. Сейчас все наши попытки отвернуться от материи приводят к тому, что нас все время тянет назад, нам хочется наслаждаться материальной энергией. Кто-то может это подтвердить? Если мы поймем это, мы сможем понять причину наших неудач в практике СК, или частичных неудач.
Почему мы все время, зная, что счастье нужно искать не здесь, а там, продолжаем искать его здесь? Почему нас все время невольно разворачивает в другую сторону? Потому что центр нашего сознания смещен, как у известной игрушки Ванька-встанька. Сколько бы вы его не укладывали, он будет постоянно вставать. Наш центр также смещен, и смещен он к половым чакрам. На самом деле наши попытки духовно развиваться терпят неудачи именно из-за того, что центр наш смещен. Мы должны вытащить себя из этого состояния привязанности к гунам материальной природы. И кто может поднять этот центр? Доял Нитай!!! Иначе все время наше сознание будет опускаться вниз. Он поднимает наше сознание из трясины наших материальных желаний и поворачивает его к Кришне, и делает это без особых усилий! Он говорит: «Не бойтесь ничего!». Почему мы боимся до конца пройти по духовному пути? Мы боимся потерять призрачное материальное счастье. Но Нитьянанда приходит и говорит, что нет никакого другого блаженства, кроме блаженства Кришны!!! И Он обращает наше лицо на Господа Чайтанью. Г Чайтанья пришел, чтобы принести такой силы и напряжения любовь и наслаждения, что даже Его собственное тело не выдерживало. Г Нитьянанда учит нас тому, как думать о Г Чайтанье и как ценить Г Чайтанью! Как увидеть Его и оценить то, что Он принес нам в этом смысл Нитьянанда-таттвы.
Нитьянанда ходил и пел: «Бхаджо Гауранга – поклоняйтесь Гауранге. Кахо Гауранге – говорите о Гауранге. Пусть это Имя будет у вас на устах. Гауранга!!!!! Любой, кто делает это, станет моим Господином, а я – его слугой. Все его желания я буду исполнять, просто поклоняйтесь Гауранге, думайте о Гауранге. Боло Гауранге! Помните о Гауранге! Делайте что-то для Гауранги! Два качества главных в характере Г Нитьянанды, одно – смирение, другое – благородство. Со смирением и благородством Он подходил к каждому и просил повторять Имя Гауранги, просил помнить о том, то Гауранга принес нам любовь, бесконечную любовь, которая может избавить нас от унизительной привязанности к материальным наслаждениям. Любовь, которая может полностью избавить нас от наших дурацких сексуальных расстройств. Эта любовь может полностью освободить от всего, потому что она даст опыт полной, настоящей любви. Господь Гауранга показывал нам, что значит любить. Сейчас наше сознание сосредоточено на мертвой материи. Чайтанья – источник жизни, и человек оживает, когда он поворачивается к Господу Чайтанье.
Для этого приходит Г Нитьянанда. Мы будем здесь всего несколько дней, и за эти несколько дней ваше сознание может полностью измениться и тогда вас уже ничто не будет привлекать у вас дома. Вам придется попросить политического убежища в духовном мире, потому что вы не сможете и не захотите больше наслаждаться материальным миром. Кого-то радует эта перспектива? И тогда естественным образом в ваше сердце придет знание, понимание своей природы, и природы Бога. Бхакти означает гьяна и вайрагья. Г Нитьянанда является проявлением высочайшей вайрагьи – равнодушия к материальному миру. Иногда мы думаем, и это еще одна наша ошибка. Люди думают, что вайрагья должна стать нашей садханой. Мы отрекаемся от материального мира. Сколько людей пыталось отрекаться от материального мира?! Сколько людей пыталось избавиться от духа наслаждений?! Вайрагья приходит сама, когда человек очищает свое сознание, и тогда в этом сознании возникает Кришна. Вайрагья – это побочный результат нашей садханы. Когда придет Г Нитьянанда, Он скажет нам: «Какой глупостью вы занимаетесь! Поклоняйтесь Гауранге, думайте о Гауранге, примите Имя Гауранги на свои уста!». Тогда ваше сознание само избавиться от тяжелых цепей, которые приковывают вас к материальному миру. Центр вашего сознания поднимется вверх и больше не будет никакого рабства материи. Харе Кришна!

Комментирование запрещено