Бхакти Чайтанья Свами, Бхагават Гита, Вера в трех гунах

Бхакти Чайтанья Свами

Барнаул, 2004 г.

Верховный Господь сказал: «В зависимости от гун материальной природы, под влиянием которых находится воплощенная душа, ее вера может быть трех видов: в благости, страсти или в невежестве. Услышь же от Меня об этом».

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады: «Те, кто знаком с предписаниями шастр, но из-за лени прекращают следовать им, находятся под влиянием гун материальной природы. В соответствии со своей прошлой деятельностью в гунах страсти, благости или невежества, они приобрели определенные качества. Живое существо с незапамятных времен взаимодействует с различными гунами материальной природы. В материальном мире оно обретает тот или иной склад ума, который определяется влиянием на него материальных гун. Однако человек может изменить свою природу, общаясь с истинным духовным учителем и следуя предписаниям шастр. Постепенно он может подняться с уровня гуны невежества и гуны страсти до уровня гуны благости, таким образом, слепая вера в той или иной гуне материальной природы не поможет человеку достичь совершенства. Прежде всего, нужно проанализировать свое положение, опираясь на разум, общаясь с истинным духовным учителем, тогда мы сможем занять более высокое положение и выйти из-под влияния низших гун».

Так в разных местах БГ Господь Кришна описывает три гуны материальной природы. В особенности этому посвящена 14 глава, которая так и называется: «Три гуны материальной природы». И также в 17 главе Он говорит о разновидностях веры. Он делает различия между разными видами людей, в соответствии с их положением в трех гунах материальной природы. Кришна говорит, что тот человек, который видит, что в этом мире не существует ничего, кроме гун материальной природы, видит вещи такими, какие они есть на самом деле. И в БГ описаны разные виды деятельности в их связи с гунами материальной природы.

Там есть описание знания в трех гунах материальной природы. Знание в гуне благости означает, что человек видит в основе всего единство всего сущего. Знание в страсти означает, что человек видит различия. Знание в невежестве означает, что вы ничего толком не видите. Гуна невежества означает сон. Когда мы спим, мы многого не видим. Далее описывается решимость в гунах природы. Решимость в гуне благости непоколебима, она поддерживается стойкостью в практике йоги. Решимость в гуне страсти иногда присутствует, а иногда ее нет. Иногда человек может быть очень энтузиаистичным, а иногда, когда приходят какие-то препятствия, он может быть разочарован. А решимость в гуне невежества, как говорит Кришна, не идет дальше, чем сон или лень. «Я решителен в том, чтобы спать», — это первоклассная гуна невежества. Есть также работа в гунах природы, есть пища в гунах природы. Пища в гуне благости свежая, чистая и она вкусна. Пища в гуне страсти очень горячая, там много чили. Пища в гуне невежества – старая, гнилая, пропавшая. Люди, которые находятся в разных гунах, привлекаются к соответствующим вещам. Если мы будем наблюдать за деятельностью людей в этом материальном мире, что им нравится делать, что их привлекает, и к чему они не испытывают влечения, и что их отталкивает – если мы рассмотрим это, то поймем, под влиянием каких гун они находятся. Это можно определить по тому, какую пищу они будут кушать, какой деятельностью будут заниматься. Подобно этому, если мы поймем, под влиянием какой гуны находится человек, мы поймем, к чему он будет испытывать влечение, что ему не будет нравиться. Таким образом, Кришна в БГ дает научное знание – как мы можем понять обусловленное состояние людей в этом мире, и как они будут действовать в различных ситуациях.

В этой связи Кришна описывает определенные моменты: Он дает описание веры в зависимости от нашего положения в гунах материальной природы. Человек будет верить в разные вещи. Если мы проанализируем то, как живут люди, мы сможет увидеть, как они действуют в соответствии с тем, во что они верят.

Практически каждый живет на основе веры. Например, сегодня очень хорошее, теплое послеобеденное время, и поскольку все вы очень искренние и хорошие преданные, вы имеете веру в Кришну и процесс Сознание Кришны, поэтому, вы сидите сейчас на этой лекции. Многие люди, живущие в Барнауле, сюда не пришли, потому что у них другая вера. У кого-то есть вера, что если он сегодня отправится на дачу, то там он будет счастлив. Кто-то думает, что если он пойдет сегодня на пляж, то там он найдет свое счастье. Кто-то просто лежит дома и смотрит телевизор, он думает, что это самое лучшее. Что это то, что он должен делать, и это принесет ему большое благо. Проанализировав все это, мы обнаружим, что люди действуют в соответствии со своей верой.

И здесь Шрила Прабхупада подчеркивает, что мы должны иметь веру в Кришну. Если мы общаемся с истинным духовным учителем, и мы заняты в программе очищения в СК, то тогда мы поднимемся на трансцендентный уровень. И мы сейчас собрались именно для этого.

Завтра — понедельник, многие люди пойдут на работу. Зачем они туда пойдут? У них есть вера, что если они будут работать на начальника, то в конце месяца, он даст им денег. Но может случиться так, что хозяин вообще не заплатит. Я помню, когда несколько лет назад я впервые приехал в Россию, мне рассказали, что люди работали месяцами, а кто-то и годами, и им ничего не платили. Но у них была вера, что когда-нибудь им заплатят, и они продолжали работать.

Мы должны понять, что вера не обязательно должна быть связана с религией. Вера управляет всем в нашей жизни. Мы помещаем свою веру на такое множество разных вещей. И идея заключается в том, что мы ищем прибежища. Мы ищем безопасное для нас положение. То положение, в котором мы будем счастливы. И таким образом, мы окружаем верой разных людей и разные ситуации.

Итак, у людей есть вера. Кто-то верит в музыкантов, кто-то верит в кинозвезд, кто-то верит политикам. Вера управляет нашей жизнью. Но мы должны проанализировать свое состояние в гунах природы и посмотреть, во что мы верим. Я знаю, что многие верят в деньги, мы чувствуем свою зависимость от денег. Если у нас нет денег, то мы начинаем чувствовать себя незащищенными, как будто нам угрожает какая-то опасность. У нас есть вера в наших друзей, с ними мы чувствуем себя в безопасности. И Шрила Прабхупада говорит: «Постарайтесь понять, в каком состоянии гун вы находитесь, и затем с помощью СК постарайтесь возвысить себя на более высокое положение».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати вдохновлял своих учеников распространять книги, но Шрила Прабхупада говорил нам множество раз, что у них не было склонности делать это. У них не было в это веры. Они жаловались: «Зачем мы распространяем эти книги? Мы должны бегать целый день за людьми, заставляем их купить эти книги, пытаемся взять у них деньги. Это гуна страсти. Мы не хотим опускаться в эту гуну». Они считали, что они находятся в гуне благости, и что лучше сидеть в храме и повторять Харе Кришна. Шрила Бхактисиддханта сказал: «Тогда у меня такой вопрос: когда вы возвыситесь до гуны страсти?».

СК сначала возвышает нас до гуны благости, а затем до чистой трансцендентной благости. Если мы будем хорошо следовать программе СК, то мы очень быстро поднимемся на высокий уровень. Мы знаем, что наша программа начинается рано утром. Если мы хорошо следуем программе СК, то мы встаем рано. Затем мы принимаем омовение, надеваем чистые одежды – это все деятельность в благости. И когда звонит звонок будильника в 4 или 5 утра, и если мы немного в тама-гуне, то мы думаем: «О, нет! Это ужасно! Снова вставать!». Это говорит тама-гуна, но если мы слышим, как говорит Прабхупада, если мы слышим, как говорят шастры, то тогда мы думаем, что пришло время встать, и сделать что-то полезное в своей жизни. Итак, из этой тама-гуны утром мы можем подняться до гуны страсти. После омовения, смены одежды и повторения своих кругов, мы можем провести хорошую утреннюю программу во время Брахма-мухурты. Это раннее утреннее время мирное и спокойное. И в это время человек возвышается до благости и идет даже дальше ее. И мы видим, что, следуя простой программе СК, мы сможем достичь того, о чем говорит здесь Прабхупада.

И также в СК у нас есть регулирующие принципы, мы не едим рыбу, мясо, яйца, только вегетарианская пища, и это естественно находится в гуне благости. Затем вся эта пища предлагается Кришне, и она становится трансцендентной. Также мы не принимаем интоксикации, не играем в азартные игры и не занимаемся бесполезной деятельностью. Знаете, какая деятельность считается бесполезной? Просмотр телевизионных программ. Если хотите войти в тама-гуну, то там чудесная тама-гуна и прекрасная раджа-гуна. Просто больше смотрите ТВ. И мы гарантируем, что вы повредите своему СК.

Итак, с помощью СК, если мы будем действовать по программе, которую нам дал Прабхупада, то автоматически мы поднимемся до гуны благости, а затем на трансцендентный уровень. В 11 песне Господь Кришна говорит Уддхаве: «Если ты хочешь изменить свое положение в гунах природы, то есть определенные вещи, которые ты можешь применить. Если ты устроишь их правильным образом, то поднимешься до гуны благости». И Кришна упоминает там около 10 моментов: место жительства; деятельность, которой мы занимаемся; с кем общаемся; что читаем; что едим; какую музыку слушаем и другие различные моменты. Мы рассмотрим некоторые из этих пунктов, например, место, где мы живем. Например, Прабхупада говорит, что если в одном месте есть брахман и грязь, то либо уйдет грязь, либо брахман. Вместе они сосуществовать не могут. Но если никто не уходит, то тогда брахман перестанет быть брахманом через общение с грязью. Итак, если мы живем в очень хорошем, чистом месте, в хорошем окружении в СК, имеем хорошие картины о Кришне, у нас хорошая Туласи-деви, хороший алтарь с Кришной, тогда, даже если мы в других отношениях находимся в низших гунах, мы будем возвышаться.

Далее, деятельность, которой мы занимаемся. Один преданный спросил меня как-то: работа побуждала его постоянно находиться в разъездах. У него не было машины, поэтому он ездил на автобусах. В автобусе постоянно звучит громкая музыка. И автобусы обычно сильно переполнены, люди стоят к вам очень близко. Этот преданный задал мне очень серьезный вопрос: как улучшить свое воспевание? Он не мог вставать рано, т.к. поздно приходил домой с работы, и до работы он успевал прочитать один круг, а остальные дочитывал в течение дня, в автобусах. И каков был мой ответ? Невозможно улучшить свое воспевание, если вы читаете джапу в автобусе или по дороге на работу. Нужно найти другую работу, более саттвичную, тогда такая работа не будет приводить вас к деградации. Но если вы находитесь в такой ужасной ситуации, то, как вы избежите того, чтобы вас не втянули в низшие гуны.

Далее, общение. Если мы находимся вместе с преданными и регулярно заняты деятельностью в СК, то такое общение возвысит нас в гунах природы. И дальше Кришна говорит, что мы можем изменить то, что мы читаем. Если мы каждый день читаем газеты, все плохие новости о том, что происходит в мире, либо читаем развлекательные журналы, или журналы о политиках, где печатают их фото. Прабхупада говорит, что если мы будем просто смотреть на фото таких людей, которые крайне неблагочестивы, и достигли занимаемого положения только потому, что они очень демоничны, то, просто смотря на эти фото, мы потеряем все свое благочестие.

Итак, мы должны изменить свое положение в гунах природы. И еще об одной вещи Кришна говорит в БГ: «Вы можете изменить свое положение в гунах по тому, как вы используете свое время!». Если вы действительно хотите изменить себя в гунах, тогда вставайте рано утром, вместо того, чтобы спать до 6-7 часов, вставайте в 4-5 утра, совершайте омовение и повторяйте свои круги. Если хотите помочь себе в СК, делайте это. И в действительности это поможет вам в гораздо большей степени, чем все остальное. Это очень практичный момент, который можно использовать, если вы еще это не делаете. Если вы хотите разрушить свое СК, тогда не вставайте рано утром, просто спите, просто скажите, что для того, чтобы лучше служить Кришне, вам нужно хорошенько выспаться, вашему телу нужно много отдыха. Если вы хотите себе навредить, то продолжайте так думать, вставайте рано, повторяйте один круг перед работой, остальные круги постарайтесь прочитать на работе или дочитывайте оставшиеся круги после работы, когда вы уже полумертвы. Итак, если вы хотите остановить свое СК, то поступайте так — и вы достигните успеха.

Но Прабхупада дает нам здесь совет: если мы правильно действуем в СК, поскольку СК – самая чудесная вещь, то тогда мы помогаем себе. Если мы погрузимся в СК, то мы возвысим себя наилучшим образом, на самый высокий уровень, полностью трансцендентный к гунам материальной природы. И также, как Вриндаван – самый лучший из всех святых мест, Кришна – самый лучший из всех божеств, Харе Кришна мантра – лучшая из всех мантр, преданное служение — лучшее из любого рода деятельности, и чем больше мы занимаем себя этими вещами, тем больше мы поднимаемся на трансцендентный уровень. В это мы должны иметь веру. Вера означает, что мы должны это принять, и затем на основе этого мы должны действовать и построить свою жизнь вокруг этого. Это высший уровень веры.

Вопрос: когда мы заняты преданным служением нам легко помнить о Кришне, но, приходя на работу, мы сразу о Нем забываем, посоветуйте что-нибудь.

Ответ: Кришна говорит Арджуне в БГ: «Мам анусмара йудхйа ча» — «Думай обо Мне и сражайся!». Кришна не говорит: «Думай обо Мне и не сражайся! или «Сражайся и не думай обо Мне!». Он говорит: «Думай и сражайся!». Это и есть СК. И мы должны так обучить свой ум, чтобы думать о Кришне в любых обстоятельствах. Какое-то положение более благоприятно, чем другое. Сейчас у нас очень хорошая ситуация, чтобы помнить о Кришне. Работа на заводе менее благоприятна для того, чтобы помнить о Кришне, но что будет, когда придет смерть? Что тогда мы будем делать? Будем ли мы жаловаться Кришне, что сейчас неблагоприятная ситуация для оставления тела, или что несправедливо так поступать с нами. Нет! Так или иначе, когда придет смерть, мы должны будем сосредоточиться на Кришне. Поэтому, все эти трудные ситуации, через которые мы проходим во время жизни, когда нам трудно думать о Кришне, когда на нас оказывается давление, чтобы мы думали о каких-то других вещах, все это обучает нас думать о Кришне, чтобы, когда придет смерть – самое тяжелое время – мы смогли думать о Нем. Когда все хорошо, каждый может петь и танцевать: Хари Хари бол! Но нужно помнить о том, что когда-нибудь придет смерть.

Комментирование запрещено