Бхакти Чайтанья Свами, Образы Кришны

Лекция, прочитанная Шрилой Бхакти Чайтаньей Свами в Томске.

Образы Кришны

Верховный Господь сказал: «Дорогой Арджуна, увидеть Меня в облике, который ты созерцаешь сейчас, чрезвычайно трудно. Даже полубоги вечно жаждут увидеть этот, дорогой для них облик».

В этой главе Господь Кришна показывает Арджуне вселенскую форму. Для Арджуны видеть эту форму было чем-то сверхъестественным. В действительности это просто невозможно было терпеть. В определенный момент он попросил Кришну больше ее не показывать.

Вишванатх Чакраварти Тхакур, наш величайший ачарья, объясняет, что созерцать эту вселенскую форму для Арджуны было подобно удару в сердце. Это было подобно сердечному приступу и шокировало Арджуну. Шрила Прабхупада говорит, что Арджуна был очень удачлив в том, что он просто не оставил тело, видя эту форму. Если бы Арджуна не был сильным человеком, может быть, он и оставил бы тело. Арджуна был кшатрием. Он видел много шокирующих вещей в своей жизни: различные ужасные сражения, тела, разорванные на куски различными способами. Для нас такой опыт было бы очень тяжело перенести. Но Арджуна привык видеть такие вещи. Но когда он увидел вселенскую форму, он едва не умер от шока. Тогда он обратился к Кришне, чтобы Тот показал свой 4-хрукий образ. И позже Кришна показывает этот образ. И в тот же момент Он показывает свой 2-рукий образ. И Кришна говорит, что видеть двурукий образ – очень необычно. Это очень особенная вещь. Множество людей не могут понять двурукий образ. Но иметь возможность созерцать этот двурукий образ – это самый возвышенный уровень. В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, насколько действительно возвышенной является эта возможность.

У нас есть некоторое понимание, насколько поразителен этот двурукий образ. Мы можем это понять с помощью эффекта, который он произвел на Арджуну. Мы можем понять, как вселенская форма повлияла на Арджуну, отслеживая его поведение. Когда Арджуна увидел двурукий образ, буквально в долю секунды он почувствовал бесконечное блаженство и счастье. Он чувствовал себя очень комфортно. В начале 12 главы Арджуна спрашивает Кришну: «Кто является более совершенным – те, кто постоянно увлечены практикой преданного служения или те, кто служит имперсональному брахману?». Это очень интересно отметить, потому что практически минуту назад Арджуна был почти мертв. Он был сбит с толку и не знал, что делать. Чувства настолько переполнили его, что он просто стал предлагать поклоны перед Кришной, слева от Него, справа от Него, сзади Кришны. Тысячи раз он вставал и снова предлагал свои поклоны, вставал и снова кланялся. И буквально через какую-то минуту он задает этот вопрос: «Кто являются лучшими людьми — преданные или имперсоналисты?». После того, как он увидел двурукий образ, он сразу пришел в себя. Созерцая вселенскую форму, Арджуна видел, как умирали люди. Он видел различных своих родственников и друзей, которые вбегали в рот вселенской формы, а она в свою очередь просто пожирала их. И головы этих людей застревали между зубов вселенской формы. Это зрелище заставит окаменеть любого. Представьте себе, что какой-то маньяк выйдет на улицу с пулеметом и начнет стрелять по людям, а затем обольет их бензином и подожжет. И вы, видя это, через минуту спрашиваете у другого преданного: «А как ты думаешь, что лучше – преданность или имперсонализм?». Об этом даже трудно подумать. Если вы имеете опыт каких-то событий, которые произвели на вас травматический эффект, то вы знаете, что нужно много времени, чтобы восстановиться. Увидев двурукий образ Кришны, Арджуна быстро пришел в себя, с ним все стало нормально, и он продолжил слушать БГ.

Другими словами этот двурукий образ – очень особенный, он так привлекателен, он просто уникально привлекателен. Когда люди видят двурукий образ, это сразу уносит их с платформы ума, они забывают все, что связано с материальным миром.

У нас есть уникальная возможность наблюдать в храме двурукий образ Кришны в виде Божеств. Когда мы видим Божество, мы должны знать, что это тот же самый образ, который видел Арджуна. Но почему мы не испытываем тот же самый эффект, который испытал Арджуна? Потому что у нас есть еще материальная скверна внутри. Когда мы видим двурукий образ Господа, он не воспроизводит на нас того же эффекта, что производил на Арджуну. Но тем не менее, эффект может произойти. Мы можем даже не осознавать, насколько глубокий этот эффект. Рупа Госвами дает нам объяснение. Есть один прекрасный стих в «Нектаре преданности». Рупа Госвами написал этот стих, прославляя процесс служения Божеству. Он написал также другие стихи, прославляющие другие процессы преданного служения. Существуют 5 видов преданного служения, которые считаются самыми могущественными:

Садху-санга, нама-киртан, бхагават-шраван

Матхура-васа, Шри муртира шрадхайа-севан.

Общение с преданными и воспевание святого Имени, слушание ШБ и проживание в святом месте, подобном Матхуре, служение Божеству с великой верой и преданностью. И Господь Чайтанья говорит, что эти 5 видов преданного служения очень могущественны. Если человек следует хотя бы одному из них, даже без глубокой веры, даже если он в процессе служения совершает оскорбления по невежеству, то этого будет достаточно, чтобы этот человек возвысился до уровня бхавы.

Рупа Госвами описывает каждый процесс преданного служения. В этих стихах он прославляет все виды преданного служения очень необычным способом. Может показаться, что он критикует. Он говорит как будто бы с позиции материалиста, разговаривая со своим другом-материалистом. Он говорит: «Мой дорогой глупый друг! Что бы ни случилось, никогда не ходи и не смотри на Радха-Говинду. Если, конечно же, ты хочешь сохранить свои привязанность к друзьям, семье. Просто не ходи и не смотри, потому что если ты хотя бы один раз посмотришь на Них, ты потеряешь все свои привязанности». Он предупреждает своего друга: «Не ходи и не смотри на Радха-Говинду, ладно? Не смотрите на Нитай-Гаура-Натараджа». Вам повезло, что они сейчас закрыты. Это очень опасно. И не смотрите на Джаганнатх, не смотрите.

Вообще-то, мы прославляем этот вид преданного служения. Говорится, что если мы видим Божество, то мы можем потерять интерес к своей семье, друзьям, счету в банке. Это один из признаков бхавы. Полная привязанность. Форма Божества означает двурукий образ Господа. Если кто-то должным образом смотрит на Божество, тогда это окажет глубокое влияние. Я думаю, все вы видели Божеств Гаура-Нитай и Божеств Джаганнатх, поэтому для вас слишком поздно поворачивать обратно. Мы должны служить двурукому воплощению Господа должным образом. Есть множество историй о Божествах, Которые проявляют личностную природу. Мы не должны думать, что Божества – это какие-то маленькие статуи, и пусть Они себе стоят где-нибудь в сторонке. Нет! Божества – это личности, Они являются членами семьи. Представьте, что у вас есть ребенок, и вы уезжаете на отдых с друзьями. Вы говорите ребенку: «Пока, увидимся через две недели!». Нет, мы не собираемся так поступать с нашими Божествами. Если вы будете обращаться с Кришной как с личностью, тогда и Он будет отвечать вам должным образом. Если мы будем служить Кришне личностным образом, тогда и Он будет относиться к нам очень личностно.

Однажды я несколько раз наблюдал в Индии. Была середина зимы, очень холодно, и там был один маленький дом, 3-4 комнаты, одна комната была приспособлена под алтарную. В этом доме был только один светильник – над Божествами, и был только один обогреватель – рядом с Божествами. Люди жили в других комнатах, без света и без тепла, потому что все эти удобства – для Кришны. Такое умонастроение должно быть у нас – ставить Кришну на первое место. Божество – это и есть Кришна. Есть много игр, когда можно было видеть, что Божества – это и есть Сам Господь. Я расскажу вам одну историю про Мукунду Датта и Рагхунандану.

У них были Божества Кришны дома. Рагхунандане было где-то 12 лет. И однажды Мукунда, будучи отцом, решил научить Рагхунандану, как служить Божествам. Он сказал, что сегодня научит сына, как предлагать пищу Кришне. Он обучил его мантрам, всей процедуре предложения:

— Берешь тарелку с едой, ставишь на алтарь, звонишь в колокольчик, повторяешь мантры, а потом дай Кришне поесть.

Он спросил:

— Ты все понял?

Затем Мукунда ушел, а Рагхунандана пошел к Божествам с тарелкой еды, чтобы предложить. Мукунда вернулся только в обед, и он спросил:

— Ну что, предложил?

И Рагхунандана сказал:

— Было сложно.

Мукунда спросил:

— В чем была сложность? Мантры забыл?

— Нет, мантры я помнил.

— Может быть, ты позабыл всю последовательность процедуры?

— Нет-нет, я помню всю последовательность.

Мукунда тогда спросил:

— Так в чем же была трудность?

Рагхунандана ответил:

— Было трудно заставить Кришну поесть! Это было так сложно!

Мукунда не мог понять, что это значит – заставить Кришну поесть. Рагхунандана сказал: «Ты же сам мне сказал, чтобы я поставил тарелку с едой на алтарь, позвонил в колокольчик, повторил мантры и заставил Кришну поесть. Но мне было очень сложно заставить Кришну поесть». Мукунда подумал, что он ничего не понимает, и он попросил, чтобы сын принес маха-прасад. Сын удивленно спросил:

— Какой прасад? Прасада нет. Кришна съел все.

Мукунда окончательно был сбит с толку. Он попросил Рагхунандану предложить на следующий день Кришне поесть, а сам в это время решил секретно за этим наблюдать. Он увидел, как Рагхунандана подошел с тарелкой к алтарю, поставил ее на алтарь, позвонил в колокольчик, произнес мантры, а потом сел и стал смотреть на Кришну. Мукунда подумал, что здесь сын совершил ошибку, потому что нужно выйти из комнаты, чтобы дать Кришне покушать. Но потом он увидел следующее: Рагхунандана разговаривал с Божеством. Мукунда прислушался и услышал:

— Пожалуйста, поешь. Пожалуйста, поешь, ну, пожалуйста, поешь!

И Кришна сошел с алтаря и стал кушать с тарелки.

Обычно в наших храмах такое не происходит.

И Мукунда просто застыл, увидев это. Но он сделал вид, что ничего не знает, что ничего не видел и ничего не слышал. Он пришел позже домой и спросил:

— Ну, как сегодня? Все предложил?

И Рагхунандана сказал:

— Было сложно! Не так сложно, как вчера, но все же не просто.

Мукунда спросил:

— А что же было не просто?

И Рагхунандана ответил:

— Заставить Кришну поесть. Очень сложно! Предлагать пищу Кришне – это так сложно!

И Мукунда понял, что Рагхунандана был очень возвышенной личностью. Чуть позже они отправились в Джаганнатха-пури, чтобы встретиться с Господом Чайтаньей. Господь Чайтанья посмотрел на них и спросил Мукунду:

— Скажи мне, пожалуйста, кто из вас отец и кто из вас сын?

И Мукунда понял, какой скрыт смысл в этом вопросе, и он ответил:

— В материальном отношении это очевидно. Но я думаю, что Рагхунандана – мой отец, а я – его сын.

Господь Чайтанья сказал:

— Да, ты прав. Тот, кто пробуждает в нас сознание Кришны – тот наш духовный отец. Служить Божеству – очень возвышенное занятие. Если мы будем делать это должным образом, то обретем безграничное благо.

Это благо получил Арджуна на поле битвы Курукшетра. Он был полностью сбит с толку, пока не увидел двурукий образ Кришны. И тогда в считанные секунды он обрел покой и умиротворение.

Сам Кришна говорит: «Этот двурукий образ очень непросто увидеть. Это случается крайне редко». Но когда Кришна был здесь 5 тысяч лет назад, все Его видели. Он гулял по улицам, люди разговаривали с Ним, Он путешествовал по стране. На поле битвы Курукшетра миллионы видели Его. Но почему здесь Он говорит, что лицезреть Его двурукий образ необычно. Потому что причина не в том, чтобы видеть Кришну просто глазами. В комментарии Шрила Прабхупада говорит об умственных спекуляциях и атеистах. У них большие проблемы по поводу формы Кришны. Они думают, что Кришна – это обычный человек. Но Он – не обычная личность. И суть также в том, что они видят не совсем Кришну.

Преданный видит через уши. Когда непреданный приходит в храм, он говорит: «Посмотрите, какие статуи! Зачем это они их одевают? Почему все так на них смотрят? Зачем машут перед ними чем-то? Это же просто статуи!». Но преданные, поскольку они слышали о Господе, повторяли и слушали святое Имя, их сердца очистились, потому что они слушали философию, они понимают, что Божество – это Кришна! Когда преданные видят Божество, они ощущают блаженство, они наслаждаются, получая даршан Божеств. По мере прогресса преданного, он может проводить часами, смотря на Божество. Такой прекрасный опыт! Преданные видят Кришну, потому что они внимательно слушают о Кришне. Поэтому для преданного Божество очень красиво. Поэтому очень сложно увидеть Кришну таким, какой Он есть на самом деле.

Перед битвой на Курукшетре Кришна на несколько дней ушел в Хастинапур, Он предпринял последнюю попытку, чтобы восстановить мир. Он пошел к Дурйодхане. Дурйодхана – великий демон, он подумал: «Зачем Кришна пришел ко мне? Ему нужен мир, но мне он не нужен, и я вообще не хочу с Ним разговаривать». И он приказал арестовать Кришну. И когда Кришну окружили, Он показал Свою вселенскую форму, но без драматического эффекта, как это было с Арджуной. Но все равно это заставило всех застыть, и солдаты после этого просто сбежали. Они кричали Дурйодхане: «Беги, это Вишну! Уходит от Него!». А Дурйодхана смотрел на эту вселенскую форму и говорил: «Нет, он не Вишну! Я думаю, что в прошлой жизни Он совершал много аскез, поэтому у Него есть мистическая сила». Он смотрел на Кришну, но не мог Его видеть. Когда он видел Кришну, он видел в Нем обычного человека.

Кришна говорит: «бхактйа мам абхиджанати» — преданные видят меня через процесс преданного служения. Когда Кришна и Баларама взошли на борцовскую арену, разные люди с разным уровнем сознания видели их по-разному. Бойцы увидели их как олицетворенную смерть, Их родители увидели Их как маленьких мальчиков, молодые девушки увидели Их как привлекательных юношей, аштанга-йоги увидели Их как Сверхдушу, в четырехруком образе, также там были имперсоналисты, которые пытались понять свет. Они видели два ярких пятна света, которые передвигались по арене. Также там были буддисты, которые проповедуют пустоту. И что же видели они, смотря на арену? Ничего! Для них арена была пустой. Каждый видел Господа в соответствии со своим сознанием. Поэтому, будьте осторожны.

Господь Брахма говорит в «Брахма-самхите»: «Преданный, глаза которого умащены бальзамом чистой любви, видит Кришну повсюду, в сердце, в форме Божества, они видят Кришну везде». Как Прахлада, например. Хиранйакашипу спросил его: «Где же твой Бог? Может быть в этой колонне?». Прахлада огляделся, и он увидел Господа повсюду, он посмотрел на колонну, и Господь был там. И суть в том, что Хиранйакашипу постоянно спрашивал Прахладу: «Где же Бог? Он там?». И он показывал на что-то. И Прахлада отвечал: «Да, Он там!». И он не мог понять, почему отец постоянно спрашивает его, и не видит сам то, что очевидно. Но Прахлада смотрел глазами любви, а у Хиранйакашипу были материальный глаза, поэтому он ничего не мог видеть.

Если мы будем воспитывать в себе сознание Кришны должным образом, уже сейчас мы видим какие красивые Божества, значит, перемены уже происходят с нами, и если мы продолжим в этом духе, то, возможно, Божества заговорят с нами на очень возвышенном уровне. Божества способны делать это. Проблема в том, что мы еще не в состоянии воспринимать. Какой-то прогресс есть, но он не такой высокий, как должен быть, поэтому нужно продолжать внимательно повторять святое Имя, предлагать Господу свое служение и слушать философию — и тогда все эти вещи произойдут.

Комментирование запрещено