Бхакти Чайтанья Свами; Качества, с помощью которых можно покорить Кришну

Лекция, прочитанная Шрилой Бхакти Чайтаньей Свами в Новокузнецке.

Качества, с помощью которых можно покорить Кришну

Сегодня мы читаем главу из БГ, которая называется «Преданное служение», и здесь Кришна делает акценты на самых важных предметах. Несколько стихов назад Кришна говорил о разных уровнях преданного. Прежде всего, Он говорил о тех, кто находится на высших уровнях чистого преданного служения. Это был 8-ой стих: «Сосредоточь свой ум на мне, Верховной Личности Бога, направь на Меня весь свой разум, так ты будешь жить во Мне, и в этом не может быть никаких сомнений». Это уровень чистого преданного служения, где преданный спонтанно погружен в воспоминания о Кришне. Такой преданный не прикладывает усилия, чтобы помнить о Господе, но, тем не менее, он всегда помнит о Кришне. Это совершенный уровень сознания Кришны.

В следующем стихе, 9, Господь говорит: «О Арджуна, завоеватель богатств, если же ты не можешь держать свой ум, постоянно сосредоточенным на мне, то следуй предписаниям бхакти-йоги, так ты разовьешь желание достичь Меня». Спонтанно помнить о Господе и не ощущать привязанности ни к чему более — это высший уровень СК, на котором каждый из нас может оказаться. Наши умы легко поддаются влиянию извне. Но чистые преданные не могут забыть Кришну, даже если они пытаются.

Когда Господь Кришна оставил Вриндаван, все преданные погрузились в океан разлуки. И больше всех чувствовали разлуку гопи. Они сидели и общались друг с другом. Всё, о чем они говорили, был Кришна. Одна гопи сказала подругам: «Почему мы говорим о Кришне? Он бросил нас и отправился в Мадхуру, мы не нужны Ему, давайте забудем о Кришне. Давайте поговорим о чем-нибудь другом. Например, о погоде, о членах наших семей, о политике, об экономике». И другие гопи согласились: «Нет нужды говорить о Кришне, давайте не будем терять время и поговорим о чем-нибудь полезном». Они согласились с этим предложением, и в ту же минуту они снова стали говорить о Кришне. И через минуту одна гопи сказала: «Подождите, мы же не хотели говорить о Кришне! Разве вы не помните, мы же договорились!». И все сказали: «Да, ты права, мы не будем говорить о Нем». Но они все продолжали и продолжали говорить о Нем, они просто не могли остановиться. Мы не находимся на таком уровне. Легко можно заметить, что наши умы привлекаются чем-то другим: политикой, болтовней других людей, болтовней о деньгах и работе. Преданному, который пытается прогрессировать в СК, но осознающему, что эти материальные привязанности очень сильны, Кришна рекомендует процесс садхана-бхакти, который может помочь ему развить привязанность к Кришне, работать в этом направлении и следовать правилам и предписаниям, которые подталкивают нас по направлению к Кришне.

Баладева Видйабхушана, один из наших великих ачарьев, комментирует, что ум наш настолько силен, что ничто не может остановить его. Он, как Ганга, ее невозможно остановить. Если кто-то попытается преградить ей путь, его просто смоет. Кто может остановить Гангу? Но Баладева Видйабхушана говорит, что если мы построим какие-нибудь дамбы, тогда мы сможем маневрировать по Ганге. Таким образом, мы сможем контролировать Гангу и использовать ее энергию, и так мы сможем получить благо от этого.

Если мы воспитываем свой ум согласно стандартам садхана-бхакти, тогда мы сможем использовать эту могущественную вещь в СК. С помощью ума мы сможем сделать множество положительных вещей. Мы сможем правильно завести будильник на утро, чтобы встать пораньше, и когда будильник зазвенит, ум скажет: «О, нет!». Но если мы следуем правилам и предписаниям, то мы сможем понять, что нам нужно вставать. Мы встаем, принимаем омовение, и потом мы занимаем свой ум в повторении святых Имен. Если нам удается погрузить свой ум и чувства в процесс воспевания, тогда мы получим так много блага! Мы очистимся с помощью энергии святого Имени. Если мы научимся воспитывать свой ум, мы научимся использовать его энергию с помощью садхана-бхакти, с помощью правил и предписаний. Каждое правило – как маленькая травинка. Одну маленькую травинку легко можно сломать, но когда травинок много, тогда из них можно сделать крепкую веревку, которую невозможно будет разорвать.

Прабхупада ввел все эти правила и предписания, чтобы сделать отличную сетевую работу. С помощью этой работы мы сможем обуздать свой ум и занять его в преданном служении.

Дальше, в 10 стихе, Кришна говорит: «Если ты не в состоянии следовать принципам бхакти-йоги, просто трудись для Меня, ибо работая для Меня, ты также достигнешь совершенства». По крайней мере, вы можете хоть что-то делать для Кришны. Господь Кришна описывает здесь разные уровни СК. И в стихах, начиная с 13 и до конца главы, последним стихом которой является 20-й стих, Господь Кришна говорит о различных качествах личности. Он упоминает примерно 35-40 качеств. Кришна говорит: «Если мой преданный имеет эти качества, Я Сам привлекаюсь таким преданным». Если нам удастся развить эти качества, то мы тогда сможем привлечь внимание Кришне к себе.

Шрила Прабхупада дал однажды лекцию по этим двум стихам. Перед лекцией Прабхупада сказал: «Да, это СК! Как Кришна полюбит меня? Обычно мы думаем: как мне полюбить Кришну? Я люблю так много других вещей: я люблю мой телевизор, мою музыку, люблю свою семью, и мы думаем о том, что нам нужно научиться любить Кришну». И в этой лекции Шрила Прабхупада посмотрел на это с другой стороны. Не так — что мне нужно научиться любить Кришну, а так – чтобы Кришна обратил на меня внимание и полюбил меня. Другими словами – как мне стать таким человеком, которого полюбит Кришна. Кришна – это личность, и как личность, Он может что-то принимать и что-то отвергать. Кому-то нравятся очень тихие люди, а кому-то – шумные. Мы хотим развить отношения с Кришной, и мы должны понять, какой тип людей привлекает Кришну, какие качества Его привлекают, что Ему не нравится. И нам нужно будет избегать тех качеств, которые не нравятся Кришне и стараться развить те качества, которые Кришна ценит.

Допустим, вы вегетарианец, и кто-то пытается развить с вами отношения. Он приглашает вас в дорогой ресторан, где коронным блюдом будет шашлык. Он говорит вам: «Бери, наслаждайся, это для тебя!». Но вы говорите: «Боже мой, уберите это поскорее!». Это относится ко всем: если мы хотим развить с кем-то отношения, нам нужно сначала узнать, что этому человеку нравится, и что не нравится, какой тип людей им нравится, какие личностные качества им нравятся, и затем мы должны развивать эти качества.

И здесь Кришна говорит о поразительной вещи. Вы можете сказать, что Кришна здесь рекламирует Самого Себя. Кришна говорит: «Если ты хочешь иметь отношения со Мной, то делай то, то и то». Во всем мире люди хотят иметь отношения друг с другом. Молодая девушка рекламирует себя молодому человеку: я такая и такая, мне нравится то-то и то-то. Это своего рода проституция. Но Кришна говорит: «Мне нравится вот это и — можешь забирать Меня. Я доступен, бери Меня. Если хочешь получить Меня, то сделай так и так – и Я твой». Кришна очень открыт и очень доступен каждому. Если мы изучим эти 35-40 качеств, мы увидим, что это великолепные личностные качества. Развить все их очень сложно. Но Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал комментарий к этим стихам. Он сказал, что если нам удастся развить хотя бы 7 или 8 из этих качеств, этого будет вполне достаточно. Кришна примет вас!!!

Давайте быстро рассмотрим эти качества. Первое качество — независтливый, но друг каждому живому существу. Это очень интересное качество. 3 недели назад мы отмечали день явления Господа Нрисимхадева. Мы говорили о Господе Нрисимхадеве, и мы также говорили о Прахладе Махарадже. И также, когда мы говорим о Господе Нрисимхадеве, мы говорим о Хираньякашипу. Мы разбираем качество — независтливость и друг каждому живому существу – это качество Прахлады Махараджа. Хираньякашипу является полной противоположностью. Все, что сказал Прахлад, он просто упомянул, что он занимается преданным служением. Хираньякашипу спросил его: «Какие твои любимые предметы в школе?». Прахлад очень невинно ответил ему: «Шраванам, киртанам вишнох, смаранам пада-севанам, арчанам ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам. Это самое лучшее». Когда Хираньякашипу это услышал, он был шокирован. Он так разгневался на Прахлада, что в тот же момент решил уничтожить своего сына. Он пытался убить Прахлада разными способами. Но что же такого сделал Прахлад? Он не пытался нанести какой-то вред Хираньякашипу, но Хираньякашипу решает убить его просто за то, что он упомянул имя его врага. Первоклассный завистник. Когда Господь Нрисимхадев убил Хираньякашипу, Он попросил Прахлада сказать о своем желании, которое Господь с радостью хотел бы исполнить. Но Прахлада сказал, что ему ничего не нужно. В конце концов, Господь Нрисимхадев очень требовательным тоном говорит: «Послушай, Я хочу тебе что-нибудь дать, поэтому давай проси поскорей, ты понял?». Тогда Прахлад сказал: «Ну ладно, раз Ты этого хочешь».

И о чем же попросил Прахлада? Он сказал: «Мой отец был таким демоном, несомненно, после своей смерти он отправится прямиком в ад. В аду он будет ужасно страдать. Поэтому моя просьба – спаси моего отца от адских мучений». Мы можем наблюдать здесь разницу в сознании Хираньякашипу и Прахлада Махараджа. У чистого преданного нет никаких желаний для себя, и преданный даже не откажется немного пострадать, если это доставит удовольствие Кришне. Шримати Радхарани говорит: «Если мои страдания доставляют удовольствия Кришне, тогда мои страдания становятся моим величайшим наслаждением. Пожалуйста, дайте мне пострадать!».

Потом Кришна говорит о следующем качестве: тот, кто избавился от собственнического инстинкта, кто свободен от ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе. И в пример Шрила Прабхупада приводит Господа Брахму из 10 песни ШБ. Если преданный попадает в какие-то сложные ситуации, которые вызывают у него беспокойства., преданный не думает: «Ну почему Кришна допускает, чтобы все это происходило со мной? Я думал, Кришна защищает преданных. Почему Он не защищает меня? Он не выполняет Своих обещаний! Я не люблю Его за это!». Но продвинутый преданный не думает подобным образом. Он видит такую ситуацию с другой стороны. Он думает: «Я совершил так много греховных поступков, поэтому я заслуживаю так много страданий. Но Кришна позволяет мне сжечь все эти реакции так быстро. Это милость Кришны». И преданный понимает, что все, что приходит к нему – это благо. Мы сжигаем реакции. Прабхупада объясняет дальше, что преданный знает, что он ответственен за все, что происходит с ним, что он является единственной причиной, по которой с ним происходят все эти вещи, поэтому нет причины жаловаться.

Кто-то является нашим другом, потому что он дружит с нами, а другой является нашим врагом, потому что он критикует нас. Бхактивинод Тхакур говорит: «Тот, кто прославляет меня – мой враг, а тот, кто критикует меня – мой лучший друг». Таким образом, преданный находит равновесие. Он видит, что тот, кто критикует его, пытается помочь ему, указывая на ошибки, которые нужно исправить. Даже среди преданных мы умудряемся найти себе врагов. Кто-то критикует нас, и мы зачисляем его в список своих врагов. Но единственное его желание во время критики – помочь нам избавиться от дурных качеств, помочь нам перестать делать глупости и начать заниматься серьезным преданным служением.

Мы должны правильно настроить свой ум. Ум иногда шепчет нам: «Давай нарушим регулирующие принципы. Может быть, немного незаконного секса». Ум иногда думает об этом. И если вы хотите знать, кто является вашим настоящим врагом – посмотрите в зеркало, и вы увидите. Именно из-за того, кого вы увидите в зеркале, у вас иногда возникает желание оставить СК. Это он заставляет вас нарушать регулирующие принципы. Он – ваш настоящий враг. Тем не менее, существуют множество хороших качеств, которые мы можем развить, если хотим привлечь Кришну.

Комментирование запрещено